Методы, средства, приемы и условия формирования представлений об исторических личностях, знаковых событиях, историческом времени и пространстве мира, страны, родного края («древность-старина - наше время», последовательность «сначала-потом») у старших дош
статья (старшая группа)
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный структурное подразделение «Детский сад «Семицветик».
Методы, средства, приемы и условия формирования представлений об исторических личностях, знаковых событиях, историческом времени и пространстве мира, страны, родного края («древность-старина - наше время», последовательность «сначала-потом») у старших дошкольников.
Воспитатели:
Овчинникова Т. В.
Южный город, 2020г.
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
1 слайд В современных условиях, в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребёнка. И закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям оставляет след на дальнейшее поведение и образ мыслей человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям.
Познание истории начинается с создания конкретных образов об историческом факте, т.е. исторических представлений. Исторические представления являются первым этапом формирования исторических понятий.
Процесс формирования исторических представлений процесс длительный и сложный. Особенностью исторических представлений является невозможность непосредственно наблюдать людей, события и явления прошлого. Факты прошлого воспринимаются воспитанниками через различные источники исторических знаний. В создании исторических представлений участвует воображение и образное мышление.
В педагогической и методической литературе выделяют три вида исторических представлений:
- представления о жизненных фактах прошлого (орудия труда, занятия людей, быт и т.д.);
- представления об историческом пространстве, т.е. отнесение конкретного исторического факта к определённому месту;
- представления об историческом времени, т.е. отнесение факта к определённому времени (например, зная время события можно представить героев, их внешний вид, вооружение и т.д.)
2 слайд. Педагогические условия, направленные на совершенствование процесса формирования первичных исторических представлений у дошкольников:
- организацию взаимодействия детского сада и семьи;
- создание объединения взрослых и детей, на основе интереса к совместному изучению истории родного города;
- а так же внесение изменений в предметно — развивающую среду, стимулирующую детей к изучению истории родного края, страны, мира.
3 слайд
Перейдем конкретно к методам, приемам, средства, которые помогают в формировании исторических представлений, личностей.
Метод обучения - это способ организованной и упорядоченной деятельности педагога и детей, направленной на достижения целей и задач образования в процессе обучения.
Прием - это часть метода, являющаяся его конкретным элементом.
Средство обучения - это материальный объект, который использован для усвоения новых знаний.
Существует, как вы знаете, четыре метода: практические, наглядные, словесные, игровые.
Немного расскажу про каждый метод. Первый метод это практический.
Практические методы - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений.
- Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.
- Опытно - экспериментальная деятельность. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.
- Моделирование - процесс создания моделей и их использование . Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). В основе – принцип замещения (заменяют реальные предметы игрушками или во все делают условное обозначение, например, палочка- это ложка, листок дерева – это деньги, камешки- это конфеты т.д.)
4 слайд
Наглядные методы обучения- это методы, направленные на формирование у ребенка правильных зрительных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
К наглядным методам относятся: наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Демонстрация наглядных пособий- важный метод обучения дошкольников позволяющий решать ряд дидактических задач. К наглядным пособиям относятся: предметы, диа-,кино-, телефильмы, репродукции картин, слайды и т.д.
5 слайд
Словесные методы и приемы обучения позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами.
- Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.
- Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
- Чтение художественных произведений детям. Чтение позволяет решить многие задачи, например, расширить знания детей об окружающем, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.
6 слайд
Игровые методы обучения – это методы, которые в игровой форме воссоздают ситуации, направленные на усвоение норм и правил поведения в обществе, способствуют формированию социального опыта, совершенствуют навыки самоуправления поведением.
1.Дидактическая игра. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде
В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цветов», для уточнения знаний о родном городе - игра-путешествие, для обогащения представлений о декоративно-прикладном искусстве - игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое». Иногда целесообразно использовать в обучении такой компонент игры, как роль. Бабушка За- гадушка загадывает загадки, Человек Рассеянный, как всегда, все путает, а дети его исправляют. Роль может «исполнять» и игрушка. Например, Петрушка просит детей научить его вежливым словам, правилам поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный структурное подразделение «Детский сад «Семицветик».
Методы, средства, приемы и условия формирования представлений об исторических личностях, знаковых событиях, историческом времени и пространстве мира, страны, родного края («древность-старина - наше время», последовательность «сначала-потом») у старших дошкольников.
Воспитатели:
Овчинникова Т. В.
Южный город, 2020г.
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
1 слайд В современных условиях, в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребёнка. И закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям оставляет след на дальнейшее поведение и образ мыслей человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям.
Познание истории начинается с создания конкретных образов об историческом факте, т.е. исторических представлений. Исторические представления являются первым этапом формирования исторических понятий.
Процесс формирования исторических представлений процесс длительный и сложный. Особенностью исторических представлений является невозможность непосредственно наблюдать людей, события и явления прошлого. Факты прошлого воспринимаются воспитанниками через различные источники исторических знаний. В создании исторических представлений участвует воображение и образное мышление.
В педагогической и методической литературе выделяют три вида исторических представлений:
- представления о жизненных фактах прошлого (орудия труда, занятия людей, быт и т.д.);
- представления об историческом пространстве, т.е. отнесение конкретного исторического факта к определённому месту;
- представления об историческом времени, т.е. отнесение факта к определённому времени (например, зная время события можно представить героев, их внешний вид, вооружение и т.д.)
2 слайд. Педагогические условия, направленные на совершенствование процесса формирования первичных исторических представлений у дошкольников:
- организацию взаимодействия детского сада и семьи;
- создание объединения взрослых и детей, на основе интереса к совместному изучению истории родного города;
- а так же внесение изменений в предметно — развивающую среду, стимулирующую детей к изучению истории родного края, страны, мира.
3 слайд
Перейдем конкретно к методам, приемам, средства, которые помогают в формировании исторических представлений, личностей.
Метод обучения - это способ организованной и упорядоченной деятельности педагога и детей, направленной на достижения целей и задач образования в процессе обучения.
Прием - это часть метода, являющаяся его конкретным элементом.
Средство обучения - это материальный объект, который использован для усвоения новых знаний.
Существует, как вы знаете, четыре метода: практические, наглядные, словесные, игровые.
Немного расскажу про каждый метод. Первый метод это практический.
Практические методы - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений.
- Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.
- Опытно - экспериментальная деятельность. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.
- Моделирование - процесс создания моделей и их использование . Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). В основе – принцип замещения (заменяют реальные предметы игрушками или во все делают условное обозначение, например, палочка- это ложка, листок дерева – это деньги, камешки- это конфеты т.д.)
4 слайд
Наглядные методы обучения- это методы, направленные на формирование у ребенка правильных зрительных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
К наглядным методам относятся: наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Демонстрация наглядных пособий- важный метод обучения дошкольников позволяющий решать ряд дидактических задач. К наглядным пособиям относятся: предметы, диа-,кино-, телефильмы, репродукции картин, слайды и т.д.
5 слайд
Словесные методы и приемы обучения позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами.
- Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.
- Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
- Чтение художественных произведений детям. Чтение позволяет решить многие задачи, например, расширить знания детей об окружающем, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.
6 слайд
Игровые методы обучения – это методы, которые в игровой форме воссоздают ситуации, направленные на усвоение норм и правил поведения в обществе, способствуют формированию социального опыта, совершенствуют навыки самоуправления поведением.
1.Дидактическая игра. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде
В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цветов», для уточнения знаний о родном городе - игра-путешествие, для обогащения представлений о декоративно-прикладном искусстве - игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое». Иногда целесообразно использовать в обучении такой компонент игры, как роль. Бабушка За- гадушка загадывает загадки, Человек Рассеянный, как всегда, все путает, а дети его исправляют. Роль может «исполнять» и игрушка. Например, Петрушка просит детей научить его вежливым словам, правилам поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы по формированию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
В презентации раскрыты формы организации и приемы работы по формированиювременых и пространственных представлений...
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы по формированию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
В презентации раскрыты формы организации и приемы работы по формированиювременых и пространственных представлений...
«Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА Фестивале педагогов ДОУ 2016г. г. Кондопога Номинация:«Методическое сопровождение образовательного процесса»...
«Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста»
«Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста»...
Образовательное событие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Наша армия родная».
Задачи: расширять знания детей о том, что Российская Армия-защитница нашей Родины; сформировать у них представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию и ...
"Формы и методы работы с родителями по формированию представлений о природе нашего края"
Опыт работы по теме ""Формы и методы работы с родителямипо формированию представлений о природе нашего края"...
Формирование духовно-нравственных основ личности путем реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой родного края
Ознакомление дошкольников с природой родного края...