Пути социализации воспитанников с нарушением опорно-двигательного аппарата
статья (подготовительная группа)

Понятие социального развития (социализация) включает контактность и формы контакта, развитие средств общения, эмоциональную сферу, навыки самообслуживания. Социализация, иными словами социальная адаптация, - основа развития, способность строить индивидуальное и групповое поведение в соответствии с нормами и правилами окружающей социальной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_sotsializatsii_vospitannikov_s_narusheniem.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пути социализации воспитанников с нарушением

опорно-двигательного аппарата

Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.

Понятие социального развития (социализация) включает контактность и формы контакта, развитие средств общения, эмоциональную сферу, навыки самообслуживания. Социализация, иными словами социальная адаптация, - основа развития, способность строить индивидуальное и групповое поведение в соответствии с нормами и правилами окружающей социальной системы.

Отклонения в развитии ребенка приводит к его выпадению из социально-культурного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом: задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире, происходит формирование замкнутости, избегание широкого круга общения, маскированная (скрытая) депрессия, снижение уровня жизненных возможностей, заниженная самооценка, сниженный уровень притязаний, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. Общим результатом образования обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) должен стать набор компетенций, позволяющих максимально самостоятельно (соразмерно психическим и физическим возможностям) решать задачи, обеспечивающие нормализацию его жизни.

Для эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми, при наличии у них двигательных нарушений, необходимо создание условий для социального становления (социализации) ребенка в этот возрастной период, так как группа – это источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных, для того чтобы у детей появилось желание к контактам со взрослыми и сверстниками. Педагоги стараются создать в детском коллективе и группе в целом, такой микроклимат, чтобы дети с НОДА чувствовали себя комфортно.

Дети с НОДА получают психолого-медико-педагогическое сопровождение и имеют равные возможности доступа к большей части ресурсов ДОУ наряду со здоровыми сверстниками. С ними качественно организуется образовательный процесс, так как основной частью социализации является умственное развитие.

Организация коррекционной работы с детьми с НОДА осуществляется на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны педагогов глубокое понимание основных причин нарушений коммуникативных функций детей, умение определять условия для осуществления помощи, а именно, чтобы ребёнок хотел выразить себя, чтобы он чувствовал, что взрослый искренне, интересуется им и его жизнью, сопереживает ему. В совместной деятельности с такими детьми авторитарная педагогика не только несостоятельна, но и разрушительна. Педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно воспитание и обучение.

Первый шаг нашей работы – включение детей в позитивно мотивированную, социальную значимую, адекватную двигательному и интеллектуальному состоянию деятельность. Важно внимание к любому обращению ребенка ко взрослому на занятиях и в повседневной жизни. Так же оказание поэтапной поддержки в подборе средств коммуникации всем ее участникам; развитие самостоятельности детей в коммуникативной деятельности, и адекватности использования средств общения. Работа по формированию общения неразрывно связана с общей коррекцией детей по расширению и уточнению их знаний об окружающем мире, по развитию мышления и речи, и также игровой деятельности.

Социализация детей с НОДА проводится постепенно и индивидуально. Сначала дети с НОДА могут посещать занятия в удобное для них время. Они могут найти занятия по интересам, заниматься тем, что они умеют или могут освоить, чтобы не так болезненно чувствовать свою ограниченность и быстрее найти точки соприкосновения с другими детьми.

Процесс социализации реализуется в несколько этапов. Каждый этап имеет свои направления в работе.

В процессе социализации следует выделить несколько основных этапов по проведению коррекционно-развивающей работы:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

- развитие внимания, памяти, мышления;

- формирование математических представлений;

- развитие мелкой моторики кистей рук;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Важным моментом в социализации является развитие инициативы детей, поэтому нужно все занятия строить так, чтобы у детей была возможность выбора деятельности.

В то же время важно учитывать и необходимость создания компенсаторных приемов у таких деток. Среди них большое значение имеет формирование установки на взаимодействие с окружающими людьми в трудных ситуациях. В этом направлении мы большое место отводим развитию сюжетно-ролевой игры. Она формирует навыки социального поведения, является средством социальной интеграции, формирует навыки социальной компетентности, стимулирует творческую активность, облегчает восприятие окружающего мира и учебного материала, формирует коммуникативную компетентность.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

В то же время - подвижная игра является сознательной деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Ведь, подвижные игры занимают ведущее место в процессе физической реабилитации детей с НОДА, позволяет эффективно реализовать не только лечебные, но и воспитательные задачи. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива.

Большое внимание уделяем театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, игра - средство социализации ребенка. Играя, ребенок обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» – самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.

Все воспитанники с НОДА в целях социальной адаптации задействованы в различных мероприятиях, вовлечены в жизнь дошкольного учреждения. Они участвуют в конкурсах различного уровня, где занимают призовые места, имеют возможность активно и постоянно участвовать в праздниках и развлечениях.

Подводя итог вышесказанному, дети с ограниченными возможностями, как полноправные участники детского коллектива почувствуют, что они сами себя реализуют, то это будет способствовать их личностному росту и успешной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая ступень на пути социализации или адаптация к детскому саду

«Я понимаю, что наш малыш еще не готов к поступлению в детский сад, но мне срочно нужно выходить на работу» - говорят одни родители.« Мы целенаправленно готовили нашего ребенка к  детскому саду, ...

Социализация воспитанников детского сада при помощи игровой деятельности.

«Игра имеет то же значение для ребенка, что для взрослого - профессиональная и трудовая деятельность. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет...». (А.С.Макаренко...

Статья "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника"

Статья о реализации проекта "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника",какие методы и формы можно применять в работе с детьми....

Группы кратковременного пребывания как путь социализации детей

В рамках воспитательно-образовательного процесса деятельность педагогов   и специалистов ГКП направлена на: •   содействие успешной адаптации детей раннего возраста к...

Статья. "Коррекция общей моторики детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития как путь социализации ребенка"

Статья. "Коррекция общей моторики детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития как путь социализации ребенка"...