Создание условий для эмоционального и творческого самовыражения – один из путей социализации дошкольника
статья на тему

Какие условия создаются для детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для эмоционального и творческого самовыражения – один из путей социализации дошкольника

Общение – одно из важнейших условий развития личности человека. Ребенок

находится в состоянии постоянного взаимодействия с миром, где каждый нуждается

в признании, прежде всего, детским сообществом, благодаря которому он может

успешно социализироваться. От умения найти контакт со взрослыми и сверстниками,

выстроить межличностные отношения зависит уровень комфортности или, напротив,

некомфортности существования ребенка в постоянно меняющемся мире. Известно,

что в процессе общения происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка.

Общение обогащает чувственную сферу ребенка, общаясь, дети учатся чувствовать

эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. У них

меняются взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и

контролировать свои эмоции возрастает.

К сожалению, с каждым годом появляются всё больше детей с нарушением речевого

развития. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимодействие с людьми, и

нередко накладывает отпечаток на его характер. Эти дети часто находятся в плену

эмоций, причиной которого является особый характер отношения данного ребенка к

самому себе. У него обнаруживается более ярко выраженная, чем у остальных

сверстников, дисгармония в общей самооценке. Переживание своего Я сковывает

ребенка и не позволяет проявить свои способности, часто провоцируя защитные

формы поведения, которые проявляются в «маске равнодушия», замкнутости,

застенчивости, пассивности или повышенной тревожности, агрессивности,

неконтактности, эгоизма.

Одним из эффективных способов социализации детей является развитие их

эмоциональной сферы и раскрытие творческих способностей через изобразительную

деятельность, которая удовлетворяет разные потребности дошкольников: в

деятельности, познании, взаимодействии, что особенно важно для решения нашей

проблемы, в общении и самоутверждении.

Учитывая, что творческий потенциал может развиваться только в творческой

атмосфере, необходимо начать работу с создания комфортной, способствующей

творческому развитию среды, ориентированной на раскрытие индивидуальности

каждого ребенка.

Активное использование нетрадиционных способов рисования, лепки и

аппликации, способствует раскрепощению, формированию творческого

воображения, раскрытию внутреннего мира каждого ребенка. Созданная

благоприятная творческая атмосфера на занятиях способствует общению всех детей

по поводу работы, подталкивает поиску эффективных приемов или советоваться в

выборе цвета, тем самым, снимая внутренне напряжение и застенчивость.

Результаты практической работы показали: повышение уверенности в себе у ребенка

происходит более эффективно, если изобразительное творчество организуется на

основе совместной и коллективной деятельности. Такая форма организации

работы способствует решению таких задач, как формирование умения установить

контакт со сверстниками в процессе деятельности по поводу ее последовательности

выполнения; удовлетворение потребности дошкольников в общении, в продуктивной

деятельности и получении положительного результата.

Повышению самооценки и самоутверждения способствует коммуникативное

рисование, где «изолированные» дети, в специально созданных условиях,

объединяются в пары со сверстниками, к которым испытывают симпатию. В

процессе совместной работы ребенку предоставляется возможность общения в

непринужденной обстановке, он чувствует свою значимость, начинает понимать, что

конечный результат зависит и от него.

Использование оценки работ детей другими детьми в прямой и косвенной форме,

где каждая работа оценивается положительно и размещается в общей композиции,

так, чтобы они заняли центральное место, так же способствует удовлетворению

потребности ребенка в самоутверждении. Дети с гордостью демонстрируют свои

работы родителям и сотрудникам детского сада. У ребенка появляется уверенность в

своих силах и удовлетворение от проделанной работы.

Еще одной эффективной формой социализации детей является организация

персональных выставок творческих работ, которая способствует привлечению

родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Самое ценное для ребенка – он в центре внимания. При подготовке выставки дети и

взрослые совместно проводят время, занимаются общим делом, при этом управляет

процессом ребенок. На этом этапе решаются задачи упрочения положительных

отношений между родителями, педагогом и ребенком, повышение образа

собственного Я в оценке родителей, педагогов, сверстников и. т.д.

Таким образом, если обеспечить детям успех в изобразительном творчестве, дать им

возможность равноправного общения и справедливой оценки, это может стать

средством повышения уверенности в себе, нормализации отношений с другими

людьми. От того, как сформированы навыки коммуникативного общения в детском

возрасте, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих

отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление

работы поможет моим воспитанникам в будущем безболезненно адаптироваться в

новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду

позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника"

Статья о реализации проекта "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника",какие методы и формы можно применять в работе с детьми....

Роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников

Доклад на тему "Роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников"...

Создание условий для эмоционального благополучия детей в повседневной жизни

Создание благоприятных социальных условий в группе в первую очередь зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, администрации, специалистов,...

Создание условий для эмоционального благополучия старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством коррекционно-развивающего обучения

На сегодняшний день дети дошкольного возраста с нарушениями речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Анализ имеющихся теоретических трудов специалистов в ...

Создание комплексно-тематической модели коррекционно-воспитательного процесса через технологию эффективной социализации дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (2020)

Создание комплексно-тематической модели коррекционно-воспитательного процесса через технологию эффективной социализации дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...