Создание условий для эмоционального и творческого самовыражения – один из путей социализации дошкольника
статья на тему
Какие условия создаются для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_emotsionalnogo_i_tvorcheskogo_samovyrazheniya.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для эмоционального и творческого самовыражения – один из путей социализации дошкольника
Общение – одно из важнейших условий развития личности человека. Ребенок
находится в состоянии постоянного взаимодействия с миром, где каждый нуждается
в признании, прежде всего, детским сообществом, благодаря которому он может
успешно социализироваться. От умения найти контакт со взрослыми и сверстниками,
выстроить межличностные отношения зависит уровень комфортности или, напротив,
некомфортности существования ребенка в постоянно меняющемся мире. Известно,
что в процессе общения происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка.
Общение обогащает чувственную сферу ребенка, общаясь, дети учатся чувствовать
эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. У них
меняются взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и
контролировать свои эмоции возрастает.
К сожалению, с каждым годом появляются всё больше детей с нарушением речевого
развития. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимодействие с людьми, и
нередко накладывает отпечаток на его характер. Эти дети часто находятся в плену
эмоций, причиной которого является особый характер отношения данного ребенка к
самому себе. У него обнаруживается более ярко выраженная, чем у остальных
сверстников, дисгармония в общей самооценке. Переживание своего Я сковывает
ребенка и не позволяет проявить свои способности, часто провоцируя защитные
формы поведения, которые проявляются в «маске равнодушия», замкнутости,
застенчивости, пассивности или повышенной тревожности, агрессивности,
неконтактности, эгоизма.
Одним из эффективных способов социализации детей является развитие их
эмоциональной сферы и раскрытие творческих способностей через изобразительную
деятельность, которая удовлетворяет разные потребности дошкольников: в
деятельности, познании, взаимодействии, что особенно важно для решения нашей
проблемы, в общении и самоутверждении.
Учитывая, что творческий потенциал может развиваться только в творческой
атмосфере, необходимо начать работу с создания комфортной, способствующей
творческому развитию среды, ориентированной на раскрытие индивидуальности
каждого ребенка.
Активное использование нетрадиционных способов рисования, лепки и
аппликации, способствует раскрепощению, формированию творческого
воображения, раскрытию внутреннего мира каждого ребенка. Созданная
благоприятная творческая атмосфера на занятиях способствует общению всех детей
по поводу работы, подталкивает поиску эффективных приемов или советоваться в
выборе цвета, тем самым, снимая внутренне напряжение и застенчивость.
Результаты практической работы показали: повышение уверенности в себе у ребенка
происходит более эффективно, если изобразительное творчество организуется на
основе совместной и коллективной деятельности. Такая форма организации
работы способствует решению таких задач, как формирование умения установить
контакт со сверстниками в процессе деятельности по поводу ее последовательности
выполнения; удовлетворение потребности дошкольников в общении, в продуктивной
деятельности и получении положительного результата.
Повышению самооценки и самоутверждения способствует коммуникативное
рисование, где «изолированные» дети, в специально созданных условиях,
объединяются в пары со сверстниками, к которым испытывают симпатию. В
процессе совместной работы ребенку предоставляется возможность общения в
непринужденной обстановке, он чувствует свою значимость, начинает понимать, что
конечный результат зависит и от него.
Использование оценки работ детей другими детьми в прямой и косвенной форме,
где каждая работа оценивается положительно и размещается в общей композиции,
так, чтобы они заняли центральное место, так же способствует удовлетворению
потребности ребенка в самоутверждении. Дети с гордостью демонстрируют свои
работы родителям и сотрудникам детского сада. У ребенка появляется уверенность в
своих силах и удовлетворение от проделанной работы.
Еще одной эффективной формой социализации детей является организация
персональных выставок творческих работ, которая способствует привлечению
родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Самое ценное для ребенка – он в центре внимания. При подготовке выставки дети и
взрослые совместно проводят время, занимаются общим делом, при этом управляет
процессом ребенок. На этом этапе решаются задачи упрочения положительных
отношений между родителями, педагогом и ребенком, повышение образа
собственного Я в оценке родителей, педагогов, сверстников и. т.д.
Таким образом, если обеспечить детям успех в изобразительном творчестве, дать им
возможность равноправного общения и справедливой оценки, это может стать
средством повышения уверенности в себе, нормализации отношений с другими
людьми. От того, как сформированы навыки коммуникативного общения в детском
возрасте, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих
отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление
работы поможет моим воспитанникам в будущем безболезненно адаптироваться в
новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду
позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ создания условий для эмоционального благополучия и познавательной активности в группе
тест...
Воспитание культуры поведения - путь социализации дошкольника через разные виды деятельности.
Презенция моей работы....
Статья "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника"
Статья о реализации проекта "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника",какие методы и формы можно применять в работе с детьми....
Роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников
Доклад на тему "Роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников"...
Создание условий для эмоционального благополучия детей в повседневной жизни
Создание благоприятных социальных условий в группе в первую очередь зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, администрации, специалистов,...
Создание условий для эмоционального благополучия старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством коррекционно-развивающего обучения
На сегодняшний день дети дошкольного возраста с нарушениями речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Анализ имеющихся теоретических трудов специалистов в ...
Создание комплексно-тематической модели коррекционно-воспитательного процесса через технологию эффективной социализации дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (2020)
Создание комплексно-тематической модели коррекционно-воспитательного процесса через технологию эффективной социализации дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...
- Мне нравится (1)