Статья "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника"
статья на тему

Токарева Татьяна Геннадьевна

Статья о реализации проекта "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника",какие методы и формы можно применять в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Проект «Воспитание игрой как путь социализации дошкольника»

 

«Правильно организовать жизнь и деятельность детей - значит и правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребенок здесь не учится жить, а живет своей жизнью». А. П. Усова.

          Проект «Воспитание игрой как путь социализации дошкольника» стал результатом  наблюдений автора за детьми, их социальным развитием и взаимодействием с окружающим миром.                                                                          Опыт показывает, что в проигрывании жизненных ситуаций через ролевую игру ребенок усваивает те жизненные, культурные, художественные ценности, на которые в игре обращает его внимание взрослый, причём в гораздо большей степени, чем в бытовых не комментируемых ситуациях, проанализировать которые и вычленить из них какие-либо закономерности ребенок не в состоянии. Именно благодаря этой особенности мы имеем уникальные возможности повлиять на складывание ценностной ориентации детей, используя игровые методы. Основным принципом работы проекта является опора на игровую деятельность.

В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги отмечают огромные возможности игры для решения воспитательных задач.

В теорию игры значительный вклад внесла Н. К. Крупская. Подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста,- писала она, - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего».

Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное  значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Длительные наблюдения за играми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья.

 Наблюдения показывают, что дети дошкольного возраста стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Настораживает и то обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты», которые в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Наблюдения показывают, что дети дошкольного возраста стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Настораживает и то обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты», которые в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых

Значение игры на протяжении всей жизни человека огромно, особенно в дошкольном возрасте. Как отмечают многие психологи и педагоги - игра является ведущим типом деятельности, влияет на развитие мотивации ребенка, произвольного поведения, развитие способностей. Но основное значение игр и игрушек заключается в том, что они определяют базовую идентификацию подрастающего поколения - в какие игры играют дети, такой и будет их взрослая жизнь. Ведь игра как свободная область деятельности предоставляет ребенку нишу для  своих переживаний, для иного, отличающегося от общепринятого, поведения, для "выплеска" аффективных эмоций и состояний. Это имеет отношение не только к детям с какими-либо органическими нарушениями, поражениями нервной системы. Использование методов воздействия через игру в  детском саду,  способно оказать благоприятное воздействие на малоконтактных, агрессивных, педагогически запущенных детей, нужно только обязательно учитывать, что такие дети вовсе не отстают в развитии, и поэтому меры игрового воздействия и степень участия педагога в таких играх должны иметь не ярко выраженный характер.        

  Следовательно, при более или менее глубоком анализе современной социальной действительности многие взрослые в силах сознательно повлиять на восстановление игровой культуры у детей, на развитие в детях определенных умений, навыков, качеств характера и черт поведения, которые могли бы стать желательными для дальнейшего личностного роста индивида.  

Задача педагогов и родителей – подготовить детей к взрослой жизни, стремиться выработать у них определенный комплекс социально-необходимых качеств.

Цель проекта: формирование социальных качеств личности через игру в процессе игровой и совместной  творческой деятельности.

Задачи проекта:

  • Создать условия, формирующие нравственные и моральные качества;
  • Побуждать интерес к игровой и совместной деятельности;
  • Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности;
  • Развивать познавательную активность, творческие способности, мышление, фантазию, воображение, коммуникативные навыки.
  • Обучать общепринятым понятиям современной жизни в социуме, правилам поведения  в быту, на улице, в общественных местах посредством игры.

  •   Подготовительный этап

  1. Создание творческой группы (Довести до участников проекта важность данной темы).
  2. Сбор и анализ литературы по данной теме.
  3. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
  4. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
  5. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  6. Обеспечение игрового  материала для реализации проекта.
  7. Создание предметно – развивающей  среды в группе.

  • Диагностический этап

  1. Диагностика.
  2. Анкетирование и опросы родителей.

  • Основной этап

  1. Проведение цикла занятий.
  2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с         различными видами игровой и совместной деятельности, способствующей формированию социальных  качеств   личности: родительское собрание «Игра в жизни вашего ребенка», семинар – практикум «Театральная мастерская», вечер встреч «Поделись своими секретами воспитания», совместные праздники  и досуги.

  • Заключительный этап

  1. Презентация проекта на педсовете.
  2. Участие в конкурсе инновационных технологий в ДОУ.
  3. Открытый просмотр театрализованного представления с привлечением родителей.
  4. Выставка атрибутов и пособий для сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных, музыкальных, театрализованных  игр.
  5. Концерт для родителей и детей младших групп.
  6. Создание фотоальбома «Моя семья».

           

Работая с 2014 года в этом направлении, ожидаем следующие результаты:

  • создание предметно – развивающей  среды и комфортных условий;

  • диагностирование детей в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду   «От рождения до школы » под редакцией М.А.Васильевой и Н.Е.Вераксы;

  • анкетирование родителей;

  • обеспечение оптимальной взаимосвязи родителей  с детьми и воспитателями;

  • внедрение    плана реализации проекта первого года в учебно-воспитательный процесс;

  • формирование нравственных и моральных качеств у дошкольников;
  • умение согласовывать свои действия с действиями партнеров в игровой деятельности;
  • развитие познавательной активности;
  • использование общепринятых норм поведения в быту, на улице, в общественных местах.

Сформированные социальные качества, нравственные и коммуникативные навыки дошкольников, приобретенные  за время реализации проекта, укрепят желание  узнавать что-то новое, разовьют умение и желание работать самостоятельно, окажут благоприятное воздействие на подготовку ребенка к школьному обучению, облегчат адаптационный период.

В перспективе мы прогнозируем  улучшение детско – родительских  отношений, дальнейшее развитие межличностных отношений со сверстниками, привитие интереса к учебной деятельности и желание учиться в школе и дальнейшей социализации личности.

         

Воспитатель второй квалификационной категории Токарева Т.Г.

МКДОУ д/с №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольника

В современном пространстве развития личности дошкольника игра является ключевой деятельностью. Влияние сюжетно-ролевой игры на социально-личностное развитие ребёнка неоспоримо.Предлагаемая презен...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Игра как средство социализации дошкольника.

Дошкольное детство является коротким, но очень важным, уникальным периодом жизни человека. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок ...

Коммуникативная игра как средство социализации дошкольников

Помогаем детям войти в социальный мир, способствуем формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста....

Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа

Каждый год в нашем детском саду проводится месчник  игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...