Статья. "Коррекция общей моторики детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития как путь социализации ребенка"
статья по коррекционной педагогике
Статья. "Коррекция общей моторики детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития как путь социализации ребенка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербург
КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ КАК ПУТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
Движение – это жизненная необходимость человека, источник здоровья, бодрости, радости, успех полноценного развития. В движении происходит рост и формирование всего организма, различных его функций. Через движение происходит познание малышом окружающего мира.
В раннем возрасте развитие движений рассматривается в комплексе с эмоциональным и психическим развитием, как целостные, взаимосвязанные и взаимозависящие компоненты, которые в совокупности составляют психомоторику и в комплексе обеспечивают полноценное и гармоничное развитие (Е.А.Аркин, Н.А.Бернштейн, А.В.Запорожец, М.И.Кистяковская, М.М.Кольцова, Е.М. Мастюкова, Ю.В.Нефедова, Г.Е.Сухарева, М.И.Фонарев, Н.М.Щелованов и др.). Маленький ребёнок не может обходиться без движений, которые в свою очередь вызывают эмоции и наоборот эмоциональное воздействие на малыша вызывает в нём стремление к движениям: улыбке, гулении, движению к маме, к игрушке. Положительные эмоции и двигательная активность оказывают благоприятное влияние на нервно-психическое развитие.
В выделяемой в психомоторике моторной области в свою очередь принято рассматривать мелкую и общую моторику. В раннем возрасте особое значение имеет развитие общей моторики, так как по мере формирования основных движений у ребёнка появляется всё больше возможностей для самостоятельного перемещения в пространстве, совершения исследовательских действий, социализации в обществе.
В литературе выделено пять основных жизненно важных движений: бег и ходьба – для перемещения, прыжки и лазанье – для преодоления препятствий, метание – для защиты и нападения (И.М. Воронцов).
Ранний возраст - это период непрерывного, быстрого и скачкообразного развития ребёнка, где ребёнок должен овладевать определёнными умениями и навыками. Первый год жизни малыша самым большим своим достижением имеет «комплекс оживления», который проявляется в период с двух до шести месяцев и характеризуется наличием таких проявлений, как фиксация внимания на взрослом, осуществление движений головой, ручками, ножками, всем телом, появление улыбки и гуления. К годовалому возрасту малыш уже может самостоятельно садиться, ложиться, может ползать и вставать, передвигается с опорой, начинает ходить. Весь второй год направлен на формирование самостоятельной ходьбы, координации движений, попутно идёт развитие ползания, лазания, бросания и катания. К трём годам ребёнок должен овладеть бегом, прыжками, лазанию, в частности, по гимнастической стенке.
В связи с тем, что в раннем возрасте происходит очень быстрый темп развития и неравномерное созревание различных функций, то очень непросто уследить за какими-либо отклонениями развития ребёнка от нормы. Упущенное же время навёрстывается с большим трудом и негативно сказывается на дальнейшем развитии. Чем раньше у малыша будут выявлены даже незначительные отставания от нормального развития, тем больше возможности предоставляется для их исправления и предотвращения в последствии тяжёлых нарушений. В раннем возрасте существуют большие возможности коррекции благодаря непрерывному развитию и росту ребёнка, а также большой чувствительности к факторам, воздействующим на него.
Для того, чтобы вовремя заметить отклонения в развитии ребёнка, нужно знать, что он должен уметь в норме. В нашей стране и зарубежом были разработаны различные диагностические методики. Для определения уровня развития нервно-психического состояния ребёнка раннего возраста можно использовать диагностические таблицы, составленные Э.Л. Фрухт – для первого года жизни и Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой – для второго и третьего годов. До года дети диагностируются каждый месяц, с года до двух лет – один раз в квартал, с двух до трёх лет – один раз в полугодие. Зная фактический уровень развития определённого навыка малыша, можно наметить этапы работы для организации коррекционно-развивающей работы. В раннем возрасте ведущее место в развитии ребёнка принадлежит взрослому, который создаёт эмоциональный настрой, провоцирует на определённые действия, создаёт условия для их успешного формирования.
Учитывая особенности детей с задержкой психомоторного развития раннего возраста, которые заключаются в замедленном темпе развития, слабой заинтересованности и неустойчивости нервных процессов коррекционно-развивающая работа должна иметь определенные особенности. К ним можно отнести следующие рекомендации: занятия с ребенком с задержкой психомоторного развития должны включать в себя индивидуальную программу, ориентированную на результаты диагностики конкретного ребенка, и подгрупповые занятия, позволяющие включать детей в группу сверстников; коррекционная работа должна быть организована не только как отдельные специальные занятия, но и как элемент других занятий (на физкультурных и музыкальных занятиях, утренней гимнастике, на прогулке), а также свободной деятельности детей; для работы следует подбирать такие подвижные упражнения и игры для развития общей моторики, которые будут затрагивать все группы основных движений и будут доступны для этих детей, учитывая их типологические и индивидуальные особенности (яркость игрушек, своевременная смена игр, постоянная положительная стимуляция детской активности в виде похвалы и подбадривания, включение педагога в совместную игру для показа и своевременной коррекции действий и т.п.); подвижные упражнения и игры должны быть систематичными, последовательными, многократно повторяемыми; в свободной деятельности полезно совместное пребывание детей с ЗПМР и нормально развивающихся малышей, что позволит обеспечивать накопление социального опыта, пробуждать интерес детей к занятию, другим детям, совместным играм.
Эти рекомендации были подтверждены результатами проведенных экспериментов, в которых приняли участие 12 детей c задержкой психомоторного развития в возрасте от года до двух лет. Так организованная и проводимая в течение года коррекционная работа позволила обеспечить преодоление у части испытуемых неравномерность в развитии основных движений. Значительно повысился и общий уровень основных движений. Так, если на момент начала эксперимента все дети отставали в развитии общей моторики на разные эпикризные сроки – от одного до пяти, то под влиянием комплекса подвижных игр и упражнений к двум годам отставание от нормы составляло не более двух эпикризных сроков. Вместе с этим значительно повысить интерес детей к взаимодействию с педагогом, к участию в занятиях и взаимодействию с детьми. Большинство малышей стали более активны на занятиях: проявляли и дольше удерживали интерес к игрушкам, активно и эмоционально выполняли задания, радовались своим движениям, которые становились более разнообразными, уверенными и совершенными. Дети стали проявлять интерес к отдельным упражнениям, выделяя их из ряда других. В целом на этапе контрольно эксперимента дети продемонстрировали большую активность, доброжелательность и заинтересованность. Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о том, что при планомерном использовании подвижных упражнений и игр, при наличии активного и положительного эмоционального воздействия взрослого у детей с ЗПМР более успешно идёт становление основных движений, а соответственно всего развития в целом, что, в конечном счете, благоприятствует социализации ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....
Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...
Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития
О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...
Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Воспитание у детей раннего возраста речевой активности - одна из важных задач начального этапа обучения общению....
Предметная деятельность детей раннего возраста c задержкой психомоторного развития. Консультация для родителей.
В презентации представлен материал для консультации родителей, имеющих детей с задержкой психомоторного развития: особенности предметной деятельности детей раннего возраста, общие рекомендации для фор...
"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "
quot;Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...