«Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через игровую деятельность»
консультация (старшая группа)

Проскурина Екатерина Ивановна
Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма. Формирование нравственной культуры - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребёнок в нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через игровую деятельность»

«Без игры нет, и не может быть полноценного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности».

Василий Александрович Сухомлинский.

В современном мире острой проблемой остаётся воспитание человека, который умеет жить в гармонии с окружающим миром, способного познавать и совершенствовать этот мир на основе принципа «Не навреди!». Игру с давних пор считали мощным средством воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника, который живёт чувствами и с их помощью познаёт и воспринимает окружающий мир.

Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма. Формирование нравственной культуры - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребёнок в нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции.

Игра для малыша – это не только забава. Играя, ребёнок приобретает знания, умения, навыки, культивирует удовольствие и радость. Это целый мир, в котором он живёт, формирует способности, даже не догадываясь об этом. Б. Никитин в книге «Интеллектуальные игры» писал: «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Посредством игры можно воспитать жестокого, равнодушного человека, а можно – человека отзывчивого, нужного обществу. Отсюда возникает проблема: какие игры будут формировать развитие нравственных качеств ребенка, и при каких условиях становление нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее? Решение данной проблемы осуществляем путем создания условий для формирования в детях нравственных качеств, через игровую деятельность

Целью нашей работы является:

-Формирование у детей осознания, понимания добрых дел и поступков.

-Учить анализировать, делать выводы.

-Отличать плохих и хороших героев по поступкам.

-Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа.

Задачи, которые ставим перед собой:

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;

- Формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

- Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.

- Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.

- Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других) .

- Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества, формировать бережное отношение к ней.

Из поставленной цели и задач можно сделать вывод: игра – одно из наиболее эффективных средств духовно-нравственного воспитания дошкольника.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

В работе с детьми используем следующие виды игр:

 -сюжетно–ролевые игры;

 -дидактические игры;

 -подвижные игры;

- строительные;

 -театрализованные игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие компоненты:

Сюжет – то есть деятельность, которую отражают дети в своих играх.

Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

 В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя определенные роли и подчиняются правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

Дидактические игры

Это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила.

 Дидактическая игра – это игра направлена на получение конкретного результата.

У детей формируются представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании духовно - нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными.

 Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей. Это такие игры как «Я знаю вежливые слова», «Ласковое прикосновение», «Дерево добра» , «Как друг другу помогаем» , «Что такое хорошо, что такое плохо?» и т.д.. Проводятся они систематически с целью углубления представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Подвижные игры

         Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность. В играх с элементами соревнований. Подвижные игры помогают ребенку развить в себе такие качества, как взаимовыручка, командный дух, сопереживание, справедливости. Дети, с радостью принимают в них участие, как в роли ведущего, так и в роли игроков, они с нетерпением ждут смены водящего и стараются показать, что именно они будут достойны водить. В играх с элементами соревнования у детей наблюдалось излишнее возбуждение и нездоровый азарт, возникали недобрые чувства (зависть к победителю, насмешливое отношение к побежденному). Чтобы избежать это, необходимо прививать детям доброжелательное отношение друг к другу во время игры, не допускать насмешек над проигравшими, бахвальства выигравших. Проигравшему ребенку стараемся внушить веру в свои силы, даем возможность исправить ошибку (в другой раз отгадать загадку или проявить себя в роли ведущего). Помня об индивидуальных и психофизических особенностях детей, стараемся подходить к оценке поведения каждого ребенка по -разному; одного похвалить за интересную выдумку, другого – судить эгоизм, третьего – поощрить за честность, а с четвертым вместе порадоваться успехам товарища. При оценке поведения   вид народного творчества, как пословицы и поговорки:

«Один за всех и все за одного»;

«Нет больше позора – не выполнить договора»;

«Главное не победа, а честная игра»;

«Не хвались сам, жди, когда люди похвалят».

В занимательной, игровой форме вместе с детьми были составлены «Правила дружных ребят» и теперь они стараются всегда следовать им. Игровые правила развивают у детей требовательность друг к другу, помогают давать оценки своим поступкам и поведению других. Дополнительно были разработаны дидактические игры для усвоения и закрепления этих правил: «Чтобы дружно играть, надо правила знать», «Назови игру и её правила».

Строительная игра,

Это игра с использованием строительного материала, которым может быть, как конструктор, так и песок, и глина. Строительные игры помогают детям, развить чувство коллектива, воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку играть, трудиться, а также умение договариваться, помогать друг другу, ведь все эти качества немаловажный аспект в развитии духовно – нравственных качеств ребенка, ведь если ребенок научился помогать сверстнику, он научится помогать и остальным.

Театрализованная игра

Особое место в данной работе заняли театрализованные игры и игры-драматизации. Дети с удовольствием разыгрывают сказочные сюжеты, артистично изображают персонажей в играх-инсценировках. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Перед проведением таких игр-инсценировок, с детьми проводим беседы, анализируем поступки героев. Иногда приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями: нелегко было уговорить кого-либо из детей изобразить отрицательного героя (мачеха, волк). Тогда с ребенком проводилась индивидуальная беседа, что это нужно для того, чтобы спасти людей, помочь им не быть похожими на этого героя. И ребенок чаще всего соглашался сыграть такую роль, понимая, что это он играет, а на самом деле он не такой. В крайнем случае, эту роль на себя брали взрослые.

Чтение художественной литературы: проводиться ежедневно, с целью раскрытия перед ребенком богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождения чувство гармонии, красоты, способности понимать прекрасное в жизни, формирования в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности.

Праздники, досуги, развлечения: служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, улучшается диалогическая речь.

 Также, театрализованная деятельность, направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Существует еще один класс игр: традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. Для более эффективного использования народных игр была оформлена игротека «Забытая старина». В ней собраны и описаны наиболее известные народные игры. Многое из этой игротеки включается в сценарии развлечений и праздников. Ребята с удовольствием играют в следующие игры: «У Агафьи у старушки», «Золотые ворота», «Заря-заряница» и др.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод.  Что, игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности ребенка. Каждый вид игры будь то дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная или театрализованная, оказывает огромное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательно-математических представлений у дошкольников через игровую деятельность

Инновационный педагогический опытПо теме:                        « Формирование...

Выступление "Формирование коммуникативных способностей и социализации дошкольников через игровую деятельность и развивающую предметно-пространственную среду" на Детско-родительской конференции в ГБОУ "Школа №305" г. Москва (27.02.2019)

В выступлении рассмотрены задачи современной педагогической и родительской общественности по развитию детской игровой деятельности как самостоятельной формы активности детей. Раскрыты причины исчезнов...

Презентация "Формирование коммуникативных способностей и социализации дошкольников через игровую деятельность и развивающую предметно-пространственную среду"

Несколько десятилетий педагогическая общественность сталкивается с постепенным снижением  интереса к игровой деятельности у детей. А в последние годы многие специалисты утверждают, что игровая са...

«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ И ТРАДИЦИЯМ»

Автором представлена консультация для педагогов с прилагаемым списком художественных произведений, направленных на формирование у дошкольников  общепринятых моральных норм и ценностей....

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...

Проект "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровую деятельность"

Данный проект разработан для детей средней группы по новым требованиям ФГОС...

«Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности»

 Актуальность рассматриваемой темы мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ...