Формирование познавательно-математических представлений у дошкольников через игровую деятельность
материал (средняя группа) по теме
Инновационный педагогический опыт
По теме:
« Формирование познавательно- математических представлений у
дошкольников через игровую деятельность».
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
Формирование познавательно-математических представлений у дошкольников через игровую деятельность.
«Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Актуальность и перспективность опыта.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, но не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.
Я считаю, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Именно этим объясняется актуальность данной работы.
Ведущая идея опыта.
Научить детей думать, хорошо ориентироваться в пространстве и в окружающем их мире, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимая самостоятельные решения.
Задачи:
- Активизировать умственную деятельность
- Заинтересовывать математическим материалом
- Увлекать и развивать детей
- Закреплять полученные знания и умения
- Упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке
Теоретическая база опыта
В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих большую взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Можно выделить следующие особенности занимательных игр предлагаемые детям для усвоения математических представлений.
- Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
- Все психологические новообразования берут начало в игре.
- Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
- Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы. В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.
Новизна опыта
Создание условий в семье и в ДОУ для накопления детьми представлений об окружающем, развития их умственных способностей, любознательности, познавательного интереса с учётом возрастных возможностей.
Работа по данному опыту даёт не только определённую сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у дошкольников высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе.
Технология опыта.
В группе я создала «»математический уголок». В него вошли развивающие игры, которые помогли развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В уголке размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в уголке занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру. Это дало свой результат, так как дети в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений могут самостоятельно использовать учебно- игровые пособия.
Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:
- знакомлю с занимательными и развивающими играми
- провожу консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания
- привлекаю родителей к пополнению уголка
- организую совместные математические развлечения.
Благодаря системе работы, сравнительный анализ результатов диагностики показал положительную динамику развития математических представлений.
Анализ результативности
Использование занимательного материала в организованной образовательной деятельности по формированию познавательно- математических представлений обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
1) Опыт работы показал, что использование занимательных дидактических игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение познавательно- математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
2) Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком.
3) Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
4)Занимательные дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме
5)Методически правильно подобранный и используемый занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
Работа по формированию познавательно- математических представлений у детей является одним из главных направлений
в группе.
Для обследования уровня развития элементарных математических
представлений детей моей группы, использовались следующие методы
контроля:
- анализ деятельности детей на занятиях;
- анализ деятельности детей в процессе занимательных дидактических игр и упражнений;
- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась пятибалльная система.
5 - баллов - ребёнок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения,считает предметы в пределе 10;
устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров
предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Проявляет творческую
самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет
известные ему способы действия в иной обстановке.
4 - балла - ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным
свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур.
Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру. Считает в
пределах 3 - 7. Самостоятельно осуществляет действия, ведущие к изменению
количества, числа, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
1- 3 балла - ребёнок различает предметы по отдельным свойствам, называет
их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами
в пределах 2- 5, допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.
Результат исследования на начала учебного года.
5 - баллов ( красный) - 2чел.
4 – балла (голубой) - 10чел.
1 - 3 балла ( зеленый) - 8чел.
Результат исследования на конец учебного года.
5- баллов (красный) - 4чел.
4- балла (голубой)- 13чел.
1-3 балла (зеленый)- 3чел.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Решая задачу по формированию познавательно- математических представлений через игру у детей дошкольного возраста, я столкнулась с определёнными трудностями:
- недостаточно сформировано у детей логическое мышление, решение нестандартных задач, поиски правильных решений;
- создание предметно – развивающей среды, пополнение дидактическим материалом;
- разработка методических рекомендаций родителям по математическому развитию детей в условиях семьи.
- использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями, разработка анкет, для выявления готовности родителей к сотрудничеству с педагогами.
Адресная направленность.
Опыт адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся темой по формированию познавательно- математических представлений через игровую деятельность у детей дошкольного возраста.
Литература
1. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 2010г.
2. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2008г.- 32 с.
3. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2012г. - №8. – С.30-39
4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009г.
5. Васина В.В., Праздник числа. М., 2009г.
6. Волина В. «Веселая математика» - Москва, 2011г.
7. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 2010г.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 2006г.
9. «Играем в числа» - серия пособий.
10. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974г.
11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Формирование коммуникативных способностей и социализации дошкольников через игровую деятельность и развивающую предметно-пространственную среду" на Детско-родительской конференции в ГБОУ "Школа №305" г. Москва (27.02.2019)
В выступлении рассмотрены задачи современной педагогической и родительской общественности по развитию детской игровой деятельности как самостоятельной формы активности детей. Раскрыты причины исчезнов...
Формирование математических представлений у дошкольников через игровую деятельность.
Советы родителям. Формирование математических представлений у дошкольников через игровую деятельность....
Презентация "Формирование коммуникативных способностей и социализации дошкольников через игровую деятельность и развивающую предметно-пространственную среду"
Несколько десятилетий педагогическая общественность сталкивается с постепенным снижением интереса к игровой деятельности у детей. А в последние годы многие специалисты утверждают, что игровая са...
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...
Проект "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровую деятельность"
Данный проект разработан для детей средней группы по новым требованиям ФГОС...
Представление опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самост...
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...