«Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности»
материал (старшая группа)
Актуальность рассматриваемой темы мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование
духовно-нравственных ценностей
у старших дошкольников
средствами
краеведческой деятельности»
Тамбов
Родная культура, как отец и мать,
должна стать неотъемлемой
частью души ребёнка, началом,
порождающим личность.
Актуальность рассматриваемой темы мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши дети. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как, в век техницизма и прагматизма, сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
В последние десятилетия выросло несколько поколений Иванов, не помнящих родства, не знающих истории «малой» Родины, своей страны. Поэтому мы сочли нужным не на словах, а на деле позаботиться о том, чтобы дошкольники знали культуру, традиции своего народа. Задача каждого воспитателя не только не забывать эти традиции, а изучать и способствовать тому, чтобы они жили и передавались от поколения к поколению, как самое дорогое наследие.
В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, улицы города, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения.
Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой родной край.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
- Воспитание нравственных и эстетических чувств;
- Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- Содействие развитию личностных качеств дошкольника при помощи краеведения;
- Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
Для решения поставленных задач создана образовательная среда. Разработано календарно-тематическое планирование по краеведению, изготовлен диагностический инструментарий, подобран дидактический материал, разработаны конспекты занятий, сценарии фольклорных праздников и развлечений, сделаны подборки народных игр, методического материала.
Приоритетными направлениями нашей работы по формированию духовно-нравственных ценностей средствами краеведения является:
- создание атмосферы национального быта, которая позволяет детям с самого раннего детства ощутить себя частью великого народа;
- широкое использование сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок;
- знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;
- знакомство с русскими народными играми;
- знакомство с народными промыслами Тамбовского края;
- приобщение дошкольников к истории родного края.
Содержание краеведческой деятельности интегрируется во все образовательные области: социализация, художественная литература, познание, музыка, труд, физическая культура, художественное творчество, коммуникация.
В работе с детьми мы используем целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе. Это не только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с родной природой, посещение интересных архитектурных объектов и памятников, экскурсии в городские музеи, картинную галерею, посещение библиотеки имени Крылова, разнообразные викторины и конкурсы.
Нами был разработан и реализован проект под названием «Пойдём в мой край». Дидактическая цель данного проекта – формирование у детей дошкольного возраста основ патриотического сознания через приобщение к истории родного края, расширение объёма знаний детей, педагогов и родителей в области краеведения.
Основополагающим вопросом данного проекта стал вопрос о том: «Будут ли сохранены культурные ценности и традиции предков, если наши дети не забудут историю и культуру родного края».
В рамках данного проекта были поставлены следующие проблемные вопросы:
- Как восстановить и сохранить культурные традиции родного края?
- Как жили и чем занимались тамбовские крестьяне?
- Какую обувь носили на Тамбовщине?
- В какие игрушки играли раньше в Тамбовской губернии?
- Если бы не было Тамбова, то чтобы было с Москвой?
- Что может рассказать герб о городе Тамбове?
- Как праздновали Пасху и Красную горку?
Для решения данных вопросов было разработано календарно-тематическое планирование, подготовлен материал и оборудование для практической и творческой деятельности детей, подобрана методическая и художественная литература, иллюстрации. Разработаны и представлены детские презентации «Град на реке Цне», «Ох, лапти мои», «Экскурсия к памятным местам города Тамбова» и др.
Итогом проекта «Пойдём в мой край» стали:
- Выставка рисунков на тему «Какого цвета мой край родной?»
- Презентация альбомов «Их имена носят улицы нашего района», «Тамбову 375».
- Конкурс знатоков «Колесо истории».
- Досуги: «Наша улица», «Любимые уголки родного города».
- Посещение памятников города.
- Оформление альбома «Мой край» (рисунки, рассказы о родине).
По результатам данного проекта дети:
- знают название родного города, название улиц ближайшего окружения своего микрорайона;
- проявляют интерес к истории и достопримечательностям родного города;
- выражают различные эмоциональные состояния при рассматривании фотографий, репродукций;
- знают как выглядит городская символика, находят её среди других;
- помогают взрослым в благоустройстве территории детского сада;
- проявляют исследовательские и аналитические способности;
- знакомы с бытом и основными занятиями тамбовских крестьян, их одеждой и обувью;
- развили интерес к праздникам, народным играм.
В качестве примера представлю детский проект «Град на реке Цне». Участниками этого проекта были дети 6-7 лет, родители, воспитатель. Мы с детьми выдвинули гипотезу: если тамбовская крепость была бы не деревянной, то смогла бы она сохраниться до наших дней. Моя цель была - научить детей делать самостоятельно выводы после проведенных наблюдений и опытов.
Основные задачи:
- Проанализировать, из какого строительного материала была построена тамбовская крепость
- Установить, для чего была построена тамбовская крепость
- Определить, в каком месте была построена тамбовская крепость
На подготовительном этапе мы рассмотрели иллюстрации тамбовской крепости, провели беседы с элементами дискуссии, в ходе которых ответили на вопросы:
- Когда образовался Тамбов?
- На каком месте была построена тамбовская крепость?
- Зачем была построена тамбовская крепость?
- Из какого материала была построена тамбовская крепость?
- Почему она не сохранилась?
Вместе с детьми мы совершили пешие экскурсии по улицам микрорайона (рассматривание домов, построенных в одно и тоже время из разного строительного материала: дерево, кирпич). Провели экскурсию с родителями по улице Советской. (Рассматривание старинных зданий, построенных из кирпича и дерева)
Особенно интересны детям были опыты: с деревом (определить свойства строительного материала: ломается, пилится, раскалывается, горит, гниет, разламывается от ударов металлическим предметом), с камнем и кирпичом (определить свойства строительного материала: не ломается, не горит, от ударов металлическим предметом появляются трещины, откалываются небольшие кусочки)
Вывод: камень и кирпич являются более прочным строительным материалом.
В результате исследования мы сделали вывод, что крепость, сделанная из бревен, не могла сохраниться до наших дней, так как бревна могли сгнить, сгореть от огня.
В заключении хочется сказать, что если наши дети не забудут уроков прошлого, если будут любить землю, на которой живут, сумеют сохранить все культурные ценности, то Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Конспект организованной образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в старшей группе «По следам Кощея Бесцветного»
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область: художественно-эстетическая. Игровая форма занятия способствует развитию и поддержанию интереса к изодеятельности. Включает в себя задания, напра...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования в старшей группе «Зимние узоры»
Конспект НОД по рисованию для средней группы...
Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»
Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.
Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По
Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...
Регламент непрерывной образовательной деятельности в старшей группе (ТНР) на 2020-2021 учебный год. Регламент непрерывной образовательной деятельности в старшей группе (ТНР) на 2020-2021 учебный год. Регламент непрерывной образовательной деятельнос
Я надеюсь, что кому-нибудь пригодится данный матерал!...