Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
статья (старшая группа)
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-
Тем полезней ему будет в жизни потом!
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через игру позволит решить данную проблему.
Новизна опыта состоит в использовании игровой деятельности способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Она включает и экономическую (финансовую) культуру. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний я поставила перед собой следующие задачи:
- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
- Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
- Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
- Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Цель моего педагогического опыта - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения. Система работы с детьми построена на основе игр экономической направленности с детьми дошкольного возраста, которые проводятся с детьми в свободное время. Почему игра?
На мой взгляд, именно через игру эффективнее, ненавязчиво, приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
Моя работа по данному направлению началась с первой игры, которою мне пришлось придумать и сделать для детей самой - «Трудолюбивый, и ленивый герой сказки». Дети разделяли героев сказок на трудолюбивых и ленивых.. Именно она повлияла на успешную культурную практику для развития ребенка-дошкольника второй младшей группы.
Продолжая работать в разновозрастной группе от 4 до 6 лет в своей работе я использую такие игры: «Маленький покупатель», «Груша-яблоко», «Кто кем работает?», «Кто, как работает?», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин».
Наблюдая за играми детей, я видела, что их интересует жизнь взрослых. Они с удовольствием играют в игры: «Семья и семейный бюджет» «Супермаркет», и другие.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. Поэтому главным направлением – является работа с семьей.
Мною запланирована работа с родителями, где мы совместно в течение года сотрудничаем над созданием альбомов, дидактических игр «Совместные покупки», «Самостоятельная покупка», «Таблица расходов», «Магазин цветов», «Семья», «Маленькие покупки», «Доходы семьи», «Расходы семьи крокодила Гены», «Какие бывают деньги».
Экономические представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров взрослых (родителей) и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.).
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
К ним относятся:
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей. Результат анкетирования среди родителей показал, что большинство 68% считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, 20% считают, что эта тема детям не интересна, 2% ещё не думали об этом. На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Решить данную проблему позволила разъяснительная работа с родителями. Были проведены с родителями беседы, консультации.
Предполагаемые результаты
По завершению учебного года дети смогут:
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
- Представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
- Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
- Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
- Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
- Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
Всегда новые начинания тернисты , трудны как ребенка и для нас педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через разные виды игр.
Работа по формированию финансовой грамотности разделена на блоки:1 блок – «Потребности» 2 блок – «Труд»3 блок - «Товар»4 блок – «Деньги...
Представление опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самост...
Обобщенный опыт работы по теме Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
Обобщенный опыт работы...
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность.
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность. Презентация....
Статья «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких каче...