ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ» №273-ф3 от 29.12.2012, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федеральных государственных стандартов дополнительного образования», Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
Пояснительная записка | 3 |
Актуальность | 4 |
Цели и задачи программы | 4 |
Содержание работы | 5 |
Планируемые результаты овладения программным материалом | 5 |
Учебно-тематический план (5-6 лет) | 7 |
Учебно-тематический план (6-7 лет) | 8 |
Содержание программы | 9 |
Методическое обеспечение программы | 12 |
Список литературы | 14 |
Пояснительная записка
Истоки способностей детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В. А. Сухомлинский |
Не перечислить всех достоинств разных видов продуктивной деятельности в развитии ребенка. Воспитанники овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, тканью, природным материалом в следующих видах художественного творчества:
- аппликация
- лепка
- рисование
- ручной труд
- конструирование
Система планирования рабочей программы кружка построена с учётом принципов системности и последовательности, индивидуальных особенностей детей в формировании знаний, умений, навыков; принципа связи всех видов искусств, изменений в природе. Программа помогает детям развивать внимание, творческое мышление, смекалку, мелкую моторику рук, что способствует формированию гармонично развитой личности. Большое внимание направлено на взаимосвязь эстетического и художественного восприятия с творческой деятельностью детей.
Программа предполагает проведение занятий по подгруппам (одно занятие в неделю). Продолжительность занятия для детей: 5-6 лет – 25 минут,6-7 лет- 30 минут. Общее количество занятий в год – 32 в каждой подгруппе.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
- Художественно-эстетическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
Актуальность программы
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Цель: развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через формирование у него умений и навыков в продуктивных видах деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- Создать развивающую среду
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, воображение.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей, формировать навыки сотрудничества.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа «Волшебный сундучок» рассчитана на 2 года (5-6 лет, 6-7 лет).
Для успешного освоения программы занятия проводятся по подгруппам. Численность детей в подгруппе составляет 6-8 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25-30 минут.
Содержание работы:
Учебно-методический комплекс подбирается с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование с различными материалами, дидактические игры, динамические паузы.
В работе используются различные методы и формы:
Наглядные:
- показ способов действия с инструментами и материалами.
Словесные:
- анализ выполненных работ;
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы).
Практические:
- обучение способам традиционного и нетрадиционного изображения предметов;
- индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;
Игровые:
- сюрпризные моменты, игровые ситуации;
- пальчиковые игры, динамические упражнения, элементы массажа.
Планируемые результаты овладения программным материалом:
В результате обучения по данной программе дети:
- научатся различным приемам работы с бумагой, красками, природным материалом;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов, познакомятся с различными техниками;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными самостоятельно;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с разными техниками в рисовании, аппликации, лепке, конструировании;
- познакомятся с новыми видами творчества и рукоделия;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы:
- Владение ножницами, кисточкой, карандашами;
- Владение техниками нетрадиционного рисования;
- Владение навыками работы с пластилином;
- Владение тупой иглой;
- Составление творческих композиций.
Учебно-тематический план
5-6 лет
№ Раздела, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
1Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 Аппликация | 16 | - | 16 |
3 Рисование | 2 | - | 2 |
4 Конструирование | 8 | - | 8 |
5 Лепка | 5 | - | 5 |
Итого часов: | 32 | 1 | 31 |
Учебно-тематический план
6-7 лет
№ Раздела, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
1 Аппликация | 9 | - | 9 |
2 Рисование | 3 | - | 3 |
3 Конструирование | 7 | - | 7 |
4 Лепка | 10 | - | 10 |
5 Вышивание | 3 | - | 3 |
Итого часов: | 32 | - | 32 |
Содержание программы
5-6 лет
Вводное
Познакомить детей с особенностями работы кружка, с разнообразными художественными материалами; провести инструктаж по технике безопасности.
Аппликация
Закреплять умение создавать изображения разных предметов или декоративные композиции из различных материалов (ткани, бросового материала, листьев и т.п.); учить вырезать детали из бумаги, ткани, картона; учить приемам обрывания, скатывания, сминания. Формировать умение аккуратно вырезывать и приклеивать согласно замыслу. Развивать воображение, мелкую моторику, активизировать мышление, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства; воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях, желание выполнять коллективную работу.
Рисование
Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, традиционным способом и нетрадиционными техниками рисования. Развивать композиционные умения, интерес к изобразительным материалам. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Конструирование
Совершенствовать умение работать с цветной бумагой, картоном, мелкими деталями, бросовым материалом, создавать объемные фигуры, Развивать фантазию; воображение. Воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях, доводить начатое до конца, желание выполнять коллективную работу.
Лепка
Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами, передавать выразительность образа, создавать несложные сюжеты; продолжать формировать умение лепить мелкие детали; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, крупу, макароны и т.д.). Закреплять навыки аккуратной лепки. Воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях, доводить начатое до конца.
6-7 лет
Аппликация
Продолжать закреплять умение создавать изображения разных предметов или декоративные композиции из различных материалов (ткани, бросового материала, листьев и т.п.); закреплять умения вырезать детали из бумаги, ткани, картона. При создании образов закреплять умения выбирать и применять разные приемы вырезания, обрывания, наклеивания изображений. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях, желание выполнять коллективную работу.
Рисование
Продолжать совершенствовать технику изображения предметов по памяти и с натуры, умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, традиционным способом и нетрадиционными техниками рисования. Продолжать развивать композиционные умения и навыки, интерес к изобразительным материалам. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, стремление работать коллективно, действовать согласованно.
Конструирование
Совершенствовать умение работать с цветной бумагой, картоном, мелкими деталями, бросовым материалом, создавать объемные фигуры. Продолжать развивать фантазию; воображение, творческие способности. Воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях, доводить начатое до конца, желание выполнять коллективную работу, согласовывая действия.
Лепка
Продолжать закреплять умение лепить предметы разными способами, передавая выразительность образа, создавать несложные сюжеты; продолжать формировать умение лепить мелкие детали; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, крупу, макароны и т.д.). Закреплять навыки аккуратной лепки. Воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях, доводить начатую работу до конца.
Учебно-методический комплекс
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Москва. Мозаика-синтез, 2014.
- Гре О. Модульная аппликация. – М.: «АСТ –ПРЕСС», 2013
- Грибовская А.А. Лепка в детском саду. Москва. Сферы, 2013.
- Комарова Т.С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. Москва. Просвещение, 1996.
- Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Москва. Педагогическое общество России, 2007.
- Комарова Т.С. Цвет в изобразительном творчестве дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2007.
- Николкина Т.А. Изобразительная деятельность: конспекты занятий. Волгоград, 2013
- Новикова И. В.. Аппликация из природных материалов в детском саду.
- Соколова С. В. Оригами для дошкольников. – СПБ.: «Детство-пресс», 2007г.
- Чусовская А. Программа и методические рекомендации по художественному творчеству детей 5-7 лет. Москва. АРКТИ, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный сундучок" для детей 3-4 лет
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С....
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная бумага»
Направленность - художественнаяВозрастная категория - для детей 6-7 летСрок реализации - 1 год....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир звуков и букв»
Возможно, самое лучшее, самое радостное,что есть в жизни - это красивая речьи свободное движение под музыку.И ребенка можно ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебный крючок"
Программа дополнительного образования детей «Волшебный крючок» направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные краски" ( от 3 - 5 лет)
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные краски" предназначена для детей дошкольного возраста от 3х до 5 лет ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Представлена дополнительная образовательная программа "Волшебный сундучок" Цель. Формировать познавательно-сенсорную активность детей раннего и младшего дошкольного возраста...
Дополнительная образовательная программа Волшебный сундучок
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...