ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Тонкова Юлия Валерьевна

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ» №273-ф3 от 29.12.2012, Приказом  Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федеральных государственных стандартов дополнительного образования», Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 6 комбинированного вида

Выборгского района  Санкт-Петербурга

     ПРИНЯТО

     Педагогическим советом

     Протокол № ___________

     от  _____  _____________

            УТВЕРЖДАЮ

            Заведующий

            ___________ Е.П. Михайлова

            Приказ№ ____ от __________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет;

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Тонкова Юлия Валерьевна

Санкт-Петербург

Содержание программы

Пояснительная записка

3

Актуальность

4

Цели и задачи программы

4

Содержание работы

5

Планируемые результаты овладения программным материалом

5

Учебно-тематический план (5-6 лет)

7

Учебно-тематический план (6-7 лет)

8

Содержание программы

9

Методическое обеспечение программы

12

Список литературы

14


Пояснительная записка

Истоки способностей детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

                             В. А. Сухомлинский

           Не перечислить всех достоинств разных видов продуктивной деятельности в развитии ребенка. Воспитанники овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, тканью, природным материалом в следующих видах художественного творчества:

  • аппликация
  • лепка
  • рисование
  • ручной труд
  • конструирование

Система планирования рабочей программы кружка построена с учётом принципов системности и последовательности, индивидуальных особенностей детей в формировании знаний, умений, навыков; принципа связи всех видов искусств, изменений в природе. Программа помогает детям развивать внимание, творческое мышление, смекалку, мелкую моторику рук, что способствует формированию гармонично развитой личности. Большое внимание направлено на взаимосвязь эстетического и художественного восприятия с творческой деятельностью детей.

Программа предполагает проведение занятий по подгруппам (одно занятие в неделю). Продолжительность занятия для детей: 5-6 лет – 25 минут,6-7 лет- 30 минут. Общее количество занятий в год – 32 в каждой подгруппе.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

  • Художественно-эстетическое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие

Актуальность программы

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Цель: развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через формирование у него умений и навыков в продуктивных видах деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Создать развивающую среду
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы
  • Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, воображение.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей, формировать навыки сотрудничества.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.  

Программа «Волшебный сундучок» рассчитана на 2 года (5-6 лет, 6-7 лет).

Для успешного освоения программы занятия проводятся по подгруппам. Численность детей в подгруппе составляет 6-8 человек. Занятия проводятся  один раз в неделю, с октября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Содержание работы:

Учебно-методический комплекс подбирается с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование с различными материалами, дидактические игры, динамические паузы.

В работе используются различные методы и формы:

Наглядные:

  • показ способов действия с инструментами и материалами.

Словесные:

  • анализ выполненных работ;
  • объяснение способов действия с инструментами и материалами;
  • использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы).

Практические:

  • обучение способам традиционного и нетрадиционного изображения предметов;
  • индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;

Игровые:

  • сюрпризные моменты, игровые ситуации;
  • пальчиковые игры, динамические упражнения, элементы массажа.

Планируемые результаты  овладения программным материалом:

В результате обучения по данной программе дети:

  • научатся  различным приемам работы с бумагой, красками, природным материалом;
  • научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов, познакомятся с различными техниками;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными самостоятельно;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • познакомятся с разными техниками в рисовании, аппликации, лепке, конструировании;
  • познакомятся с новыми видами творчества и рукоделия;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы:

  • Владение ножницами, кисточкой, карандашами;
  • Владение техниками нетрадиционного рисования;
  • Владение навыками работы с пластилином;
  • Владение тупой иглой;
  • Составление творческих композиций.

Учебно-тематический план

 5-6 лет

№ Раздела, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1Вводное занятие

1

1

-

2 Аппликация

16

-

16

3 Рисование

2

-

2

4 Конструирование

8

-

8

5 Лепка

5

-

5

Итого часов:

32

1

31

Учебно-тематический план

 6-7 лет

№ Раздела, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1 Аппликация

9

-

9

2 Рисование

3

-

3

3 Конструирование

7

-

7

4 Лепка

10

-

10

5 Вышивание

3

-

3

Итого часов:

32

-

32


Содержание программы

 5-6 лет

Вводное

Познакомить детей с особенностями работы кружка, с разнообразными художественными материалами; провести инструктаж по технике безопасности.

Аппликация

Закреплять умение создавать изображения разных предметов или декоративные композиции из различных материалов (ткани, бросового материала, листьев и т.п.); учить вырезать детали из бумаги, ткани, картона; учить приемам обрывания, скатывания, сминания. Формировать умение аккуратно вырезывать и приклеивать согласно замыслу.   Развивать воображение, мелкую моторику, активизировать мышление, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства; воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях, желание выполнять коллективную работу.

Рисование 

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, традиционным способом и нетрадиционными техниками рисования. Развивать композиционные умения, интерес к изобразительным материалам. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Конструирование 

Совершенствовать умение работать с цветной бумагой, картоном, мелкими деталями, бросовым материалом, создавать объемные фигуры,  Развивать фантазию; воображение. Воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях, доводить начатое до конца, желание выполнять коллективную работу.

Лепка 

Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами, передавать выразительность образа, создавать несложные сюжеты; продолжать формировать умение лепить мелкие детали; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, крупу, макароны и т.д.). Закреплять навыки аккуратной лепки. Воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях, доводить начатое до конца.

 6-7 лет

Аппликация

Продолжать закреплять умение создавать изображения разных предметов или декоративные композиции из различных материалов (ткани, бросового материала, листьев и т.п.); закреплять умения вырезать детали из бумаги, ткани, картона. При создании образов закреплять умения выбирать и применять разные приемы вырезания, обрывания, наклеивания изображений. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях, желание выполнять коллективную работу.

Рисование 

Продолжать совершенствовать технику  изображения  предметов по памяти и с натуры, умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, традиционным способом и нетрадиционными техниками рисования. Продолжать развивать композиционные умения и навыки, интерес к изобразительным материалам. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, стремление работать коллективно, действовать согласованно.

Конструирование 

Совершенствовать умение работать с цветной бумагой, картоном, мелкими деталями, бросовым материалом, создавать объемные фигуры. Продолжать развивать фантазию; воображение, творческие способности. Воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях, доводить начатое до конца, желание выполнять коллективную работу, согласовывая действия.

Лепка 

Продолжать закреплять умение лепить предметы разными способами, передавая выразительность образа, создавать несложные сюжеты; продолжать формировать умение лепить мелкие детали; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, крупу, макароны и т.д.). Закреплять навыки аккуратной лепки. Воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях, доводить начатую работу до конца.


Учебно-методический комплекс

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Москва. Мозаика-синтез, 2014.
  2. Гре О. Модульная аппликация. – М.: «АСТ –ПРЕСС», 2013
  3. Грибовская А.А. Лепка в детском саду. Москва. Сферы, 2013.
  4. Комарова Т.С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. Москва. Просвещение, 1996.
  5. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Москва. Педагогическое общество России, 2007.
  6. Комарова Т.С. Цвет в изобразительном творчестве дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2007.
  7. Николкина Т.А. Изобразительная деятельность: конспекты занятий. Волгоград, 2013
  8. Новикова И. В.. Аппликация из природных материалов в детском саду.
  9. Соколова С. В. Оригами для дошкольников. – СПБ.: «Детство-пресс», 2007г.
  10. Чусовская А. Программа и методические рекомендации по художественному творчеству детей 5-7 лет. Москва. АРКТИ, 2013.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный сундучок" для детей 3-4 лет

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С....

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная бумага»

Направленность - художественнаяВозрастная категория -  для детей 6-7 летСрок реализации - 1 год....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир звуков и букв»

Возможно, самое  лучшее,  самое радостное,что  есть  в  жизни  - это  красивая речьи  свободное  движение  под  музыку.И  ребенка можно ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебный крючок"

Программа дополнительного образования детей   «Волшебный крючок» направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-...

Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные краски" ( от 3 - 5 лет)

Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные краски" предназначена для детей дошкольного возраста от 3х до 5 лет ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Представлена дополнительная образовательная программа  "Волшебный сундучок"  Цель. Формировать познавательно-сенсорную активность детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа Волшебный сундучок

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...