Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников
методическая разработка
Предложенные приемы и методы способствуют благоприятному развитию эмоциональной сферы детей, повышают их психическую устойчивость в социальной среде, а также инициируют становление их эмоционально-регулятивных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
institut_strategii_razvitiya_obrazovaniya_rao.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. ЖУКОВСКОГО и Ю.А. ГАГАРИНА (г. ВОРОНЕЖ)
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ШАНЬДУНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (КИТАЙ)
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЕ НАУКИ
В ОБРАЗОВАНИИ
Сборник научных статей XVIII Международной
научно-практической конференции
(17-19 апреля 2023 года)
Часть 2
ВОРОНЕЖ
Издательско-полиграфический центр
«Научная книга»
2023
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГОВ
А.Н. Державина, музыкальный руководитель, И.Б. Рубцова, хореограф
МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» № 90» г. Воронежа
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать
свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их хорошо получа-
ется через совместную деятельность музыкального руководителя и вос-
питателя. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществля-
ется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специ-
альных музыкальных занятиях, где дети переживают эмоциональные со-
стояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живо-
писью, музыкой. Ценность таких музыкальных занятий состоит в том,
что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают
глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отно-
шению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвиж-
ных игр, элементов психогимнастики, техники выразительных движе-
ний, этюдов, тренингов, мимики и пантомимики, литературных произве-
дений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоцио-
нальной сферы ребенка.
При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на
развитии следующих умений: умение произвольно направлять свое вни-
мание на испытываемые эмоциональные ощущения; умение различать и
сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер. На груп-
повых занятиях, проводимых психологами, работа идет параллельно по
четырем основным направлениям. Развивающее направление предпола-
гает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формиро-
вание произвольной регуляции поведения. На занятиях используются
следующие методические приемы: словесные и подвижные игры; проиг-
рывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств;
рисование (тематическое и свободное); беседы, направленные на знаком-
ство с различными эмоциями и чувствами; проблемные ситуации.
Применение групповой формы работы способствует обучению де-
тей отношениям друг с другом и со взрослыми. Также осуществляется
обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоот-
ношениях с другими людьми на основе раскрытия внутреннего мира ре-
бенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями.
Вот некоторые обучающие способы, приемы, содержание заданий
по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного воз-
раста:
1 Рассматривание собственной мимики перед зеркалом. Сознатель-
ное изменение выражения лица и ответ ребенка на вопрос взрослого:
«Что теперь чувствуешь?» - отрабатывается связь между мимическим
проявлением и эмоциональным самочувствием.
2 Эмоциональный аутотренинг. Через эмоциональную идентифика-
цию с любым персонажем взрослый, голосом и поступками персонажа,
может открывать ребенку его эмоциональный образ, который для него
чаще всего отсутствует, корректировать его, поддерживать позитивные
стороны, снимать неуверенность в проявлении своих эмоций, подчерки-
вать их эстетические стороны и т.п.
3 Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных ис-
точников, придуманных взрослым или самим ребенком) от первого лица,
где вместо главного персонажа - «Я»; взрослый старается задержать ре-
бенка на передаче своих внутренних переживаний. Такой рассказ в
группе может подхватываться детьми по цепочке, но каждый, продолжая
сюжет, говорит только от себя.
4 Проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется про-
извольная регуляция эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка,
овладение своим страхом или неуместным весельем, преодоление неуве-
ренности. Например, принятие ребенком роли спортсмена на чемпио-
нате, когда остальные дети создают эмоционально-выразительный фон
болельщиков. Ребенок-«чемпион» не должен поддаться эмоциональному
воздействию, должен устоять перед общим эмоциональным настроем.
5 Создание «автопортрета» - рисунок, «фотография» (рисование
своего портрета в игре в фотографию).
Таким образом, вышеуказанные приемы и методы способствуют
благоприятному развитию эмоциональной сферы детей, повышают их
психическую устойчивость в социальной среде, а также инициируют ста-
новление их эмоционально-регулятивных способностей.
Список литературы
1 Колотилина Н.Н. Досуговая деятельность дошкольников в каникулярные
дни / Н.Н. Колотилина // Дошкольная педагогика. - 2017 .- № 8 .- С. 66-68.
2 Комарова Т.С. Научная школа Г.П. Новиковой «Эстетическое воспитание
личности» / Т.С. Комарова // Педагогическое образование и наука. - 2017 .-
№ 4 .- С. 97-101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2016 г.-Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания»
Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания»...
Мастер – класс Тема: Использование арттерапевтических техник для коррекции эмоциональной сферы дошкольника.
Продемонстрировать способы применения изотерапевтических техник, акцентируя внимание на возможности их широкого использования в образо...
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей и сотрудников детских садов....
Семинар для педагогов Методы и приемы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике проблем в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников Задачи: - формирование представлений о взаимосвязи...
Методы и приемы работы по коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами...
Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка методами театрализованной игры
Одной из особенностей дошкольного возраста является повышенная эмоциональность ребенка. У детей с ОВЗ, как правило, имеются нарушения в развитии эмоциональной сферы. Театрализованные игры развивают эм...