Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка методами театрализованной игры
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_i_korrektsiya_emotsionalny_sfery_rebenka_metodami_teatralizovannoy_igry.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из особенностей дошкольного возраста является повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Известный отечественный психолог В.В.Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». То, как развита эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста, влияет на понимание маленьким человеком мира и успешного взаимодействия с ним. К сожалению, у детей с ОВЗ, как правило, имеются нарушения в развитии эмоциональной сферы.
В нашем ДОУ существует три группы компенсирующей направленности, которые посещают дети с ОВЗ. Это группа для детей с задержкой психического развития и две группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. У многих детей с ОВЗ отмечаются типичные симптомы эмоциональных нарушений:
- незрелость эмоционально-волевой деятельности;
- эмоциональная неустойчивость;
- эмоциональная лабильность;
- нарушения самоконтроля;
- склонность к аффективным действиям;
- сниженная самооценка;
- повышенная тревожность, страхи;
- трудности адаптации в детском коллективе и в социуме в целом.
Возникновение у детей эмоциональных трудностей отрицательно влияет на их полноценное развитие. Использование театрализованных методов в работе педагога-психолога помогает решить многие задачи в развитии и коррекции эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ.
О влиянии театрального искусства на эмоциональное развитие ребенка известно давно. Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние другого человека по мимике, интонации, жестам, способствует умению адекватно выражать собственные эмоции, развивает и корректирует эмоциональную сферу.
Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка всегда праздник. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать им. Развивается умение ставить себя на место другого человека в различных ситуациях.
Совместное творчество способствует формированию доброжелательного отношения к сверстникам, положительный эмоциональный настрой на театрализованных занятиях повышает уверенность в себе, способствует преодолению робости, стеснительности.
Также в процессе психологической работы с детьми в рамках театрализованной деятельности решаются такие задачи, как:
-создание комфортного психологического климата для всестороннего развития воспитанников,
-формирование положительного опыта общения ребенка с окружающим миром
- развитие у детей адекватного поведения в социуме.
Игровые методы используются психологами и в качестве диагностики. Детям, а особенно детям с нарушениями речи и интеллектуального развития трудно описать словами свои мысли и чувства, но в игре они способны «показать» свои переживания, желания и страхи. Дошкольники с радостью включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, исполняют их просьбы, дают советы, превращаются в тот или иной образ.
Также театрализованная деятельность имеет психопрофилактический характер, так как помогает детям эмоционально и физически разрядится.
Театрализованные игры и их элементы активно включаются в нашем ДОУ в образовательный процесс.
Знакомить детей с эмоциями можно уже с четырех лет. Работа по развитию эмоциональной сферы здесь состоит в применении определенных психологических этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие мимики и пантомимики. В ходе выполнения таких заданий осуществляется знакомство с основными эмоциональными настроениями и способами их жестового выражения.
Опираясь на разработки Маргариты Ивановны Чистяковой, в занятиях с детьми применяются различные психологические этюды. Первый этап направлен на выражение эмоциональных состояний: «Удивление», «Негаданная радость», «Золотые капельки», «Два клоуна», «Стрекоза замёрзла», «Лисёнок боится», «Король Боровик не в духе», «Два сердитых мальчика» и так далее. В этих играх дети являются как участниками-актёрами, так и зрителями, то есть происходит чередование их ролей. После проведения данного этапа проводится следующая серия этюдов. Они направлены на воспроизведение отдельных черт характера. Используются следующие этюды: «Смелый заяц», «Жадный пес», «Добрый мальчик (девочка)», «Вежливый мальчик (девочка), «Ябеда», «Злюка», «Упрямый мальчик», «Сердитая Маша» и другие. В результате данной работы дети могут сравнить поведение себя как «актера» и себя «реального». Данные этюды бывают направлены на отображение как на положительных, так и на отрицательных черт характера. Этюд, в котором отражена та или иная отрицательная черта характера конкретного ребенка, затем должен быть повторен так, чтобы в нем была показана модель желательного поведения в точно такой же ситуации. Наиболее полезен такой вид работы для детей с эмоциональным неблагополучием. Все психоэтюды строятся только на воображаемом материале, без каких-либо атрибутов, костюмов и так далее.
Одним из основных способов театрализованной деятельности у дошкольников является игровая драматизация сказок. Лев Семенович Выготский говорил, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». Реализовываться театрализованные методы могут в разных формах. В нашем ДОУ мы используем следующие:
- Коллективная театрализация сказки со сценарием. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, непосредственно сам спектакль – все это сближает участников творческого процесса, благотворно сказывается на коммуникативных навыках детей, повышает их самооценку, улучшает речь.
- Пальчиковые игры с элементами театрализации. В пальчиковых играх заложены большие коррекционно-развивающие возможности. Помимо развития мелкой моторики, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров головного мозга, развивает двигательную координацию, согласованность движений и речи, пальчиковая игра с элементами театрализации является одной из наиболее эмоциональных видов деятельности.
- Проигрывание сказки в песочнице одним ребенком или несколькими детьми. Психотерапевтическую сказку можно проиграть в песочнице с помощью кукол, миниатюрных фигурок, рисунков. Проигрывая различные ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок приобретает опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
- Разыгрывание сюжета сказки с помощью игрушек, кукол в рамках сказкотерапии. Например: «Заяц-Хваста», «Два жадных медвежонка», «Маленький медвежонок» и другие. Сказка играется как спектакль. Психолог распределяет роли (назначает, распределяет по жребию, вызывает желающих и т. п.), обрисовывает игровую ситуацию и просит сочинять монологи, либо произносить текст с долей импровизации.
Благодаря чему же так эффективны театрализованные методы при работе по развитию и коррекции эмоциональной сферы у дошкольников? С одной стороны, ребенок сопоставляет себя со сказочным героем, и это дает ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие переживания. С другой стороны, с помощью ненавязчивых сказочных образов ребенку предоставляются выходы из различных трудных ситуаций, способы решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и уверенности в себе. Идентифицируя себя с положительным героем, ребенок приобретает правильные моральные нормы, учится разделять добро и зло.
Необходимо сказать, психолог в своей работе по театрализации сказки далеко не всегда использует сценарий. Порой работа такого рода – это полный экспромт. Дети выбирают себе героев, и начинается игра. Наша же задача: используя своего героя, внести необходимую направленность, подстраиваясь под конкретного ребенка.
В целом можно сказать, что любые театрализованные игры основаны на сохранении непосредственной детской игры, импровизации, что очень важно для диагностики, развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие эмоциональной сферы ребенка методом игротерапии»
из истории игротерапии...
Развитие эмоциональной сферы ребенка через театрализованную деятельность.
Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человеч...
«Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованной деятельности».
Развитие эмоциональной сферы ребенка...
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей и сотрудников детских садов....
Игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В статье рассказывается о значении и опыте использования в работе с детьми дошкольного возраста психологических , коммуникативных игр....
Развитие эмоциональной сферы ребенка через театрализованные игры.
В данной статье представлен новый подход к театрализованной деятельности в ДОУ. Театрализованные формы музицирования дают детям незаменимый опыт эмоционального развития и самовыражения. Поэтому очень ...
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников
Предложенные приемы и методы способствуют благоприятному развитию эмоциональной сферы детей, повышают их психическую устойчивость в социальной среде, а также инициируют становление их эмоцио...