ПРОЕКТ "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО" в подготовительной к школе группе ТНР
проект (подготовительная группа)

Конюшева Людмила Владимировна

ПРОЕКТ

"Организация развивающей предметно-пространственной среды

в соответствии с ФГОС ДО"

                                                                                                                                                 в подготовительной к школе группе ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА № 127«КАРАМЕЛЬКА»

_____________________________ Г. САРАТОВА ______________________________

410022,  г. Саратов, улица Южно-Зеленая. 13,  тел. (845-2) 75-40-14; E-mail: ds127n@mail.ru;  http://dou127.edu.sarkomobr.ru;  ОГРН 1146451001620; ИНН/КПП 6451004168/645101001

ПРОЕКТ

"Организация развивающей предметно-пространственной среды

в соответствии с ФГОС ДО"

в подготовительной к школе группе ТНР «Мармеладки»

Воспитатель: Конюшева Людмила Владимировна

                                                                             высшая квалификационная категория

Тип проекта: информационно – исследовательский, практико – ориентированный, познавательно – творческий.

Вид проекта: внутренний, групповой

Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в группе ДОУ

Продолжительность проекта: долгосрочный

Этапы реализации проекта

I этап Организационно – подготовительный

Актуальность проекта:

На сегодняшний день всё дошкольное образование перешло на работу по ФГОС. Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. К таким требованиям относятся и требования к развивающей предметно – пространственной среде. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях требуется преобразование и обновление образовательного потенциала пространства не только в самом учреждении, но в первую очередь в группах. Развивающая предметно – пространственная среда, опирающаяся на основные принципы и обеспечивающая максимальную реализацию дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков развития, сможет в полной мере решить задачи, обозначенные в Стандарте.  

Цель проекта:                                                                                                                  Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сохранению уникальности и самоценности детства с учётом индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.                                                                               

Задачи проекта:                                                                                                                             1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации, развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие детей.                                                         2. Разработать модель РППС, отвечающую всем требованиям ФГОС.                                                               3. При создании модели РППС учитывать особенности развития и здоровья детей группы.                         4. Обеспечить сотрудничество детей и взрослых для создания комфортной РППС в группе.                               5. Развивать у родителей интерес к жизни детей в группе.

Планируемый результат

Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст

окружающее пространство, способствующее гармоничному развитию и воспитанию детей, их интеллектуальному и социальному развитию.

 Позволит организовать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -  пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Особенности общей организации РППС

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.

Важнейшим условием реализации основной адаптированной программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей среды.

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию:

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов,

оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и

укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
  • различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного

образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Адекватно организованная развивающая предметно – пространственная среда:

  • стимулирует у детей развитие уверенности в себе
  • обеспечивает успешную социализацию
  • обеспечивает полноценное и всестороннее развитие детей в соответствии с возрастом и их здоровьем, и коррекции недостатков их развития;

Принципы построения РППС

Предметно – пространственная развивающаяся среда в группе строится с учётом основных принципов дошкольного образования: поддержка инициативы и формирование познавательны интересов и действий в различных видах деятельности. А также организация РППС должна быть направлена на решение задач, обозначенных в ФГОС:

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

ФГОС определил требования к развивающей предметно – пространственной среде.  

ППРС должна быть:

  • содержательно – насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной,
  • вариативной,
  • доступной
  •  безопасной.

В соответствии с вышеперечисленными принципами и требованиями ФГОС развивающая предметно – пространственная среда, создаётся с учётом целостности образовательного процесса в заданных Стандартом образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, организация пространства РППС должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. Для этого всё пространство группы условно делится на три зоны:

  • Зона умеренной активности 
  • «Центр познания»,
  • «Центр книги»,
  •  «Уголок уединения»,
  • «Центр природы»,
  • «Центр занимательной математики»,
  • «Центр патриотического воспитания».
  • Зона средней активности
  • «Центр конструирования»
  • «Центр экспериментирования»
  • «Центр социально – эмоционального развития»
  • «Центр творчества»
  • «Центр безопасности»
  • Зона повышенной активности
  • «Физкультурно – оздоровительный центр»
  • «Центр музыки»
  • «Центр театра»
  • «Центр игры»
  • «Центр дежурства»

II этап: Основной

ЗОНА УМЕРЕННОЙ АКТИВНОСТИ

Название центра

Интегрируемые образовательные области

Содержание ППРС

(пособия, материалы, оборудование)

Задачи

«Центр познания»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам учебного года

Магнитные доски

Научно – популярная литература (энциклопедии) для детей о предметах, о космосе.

Дидактические и развивающие игры:

на развитие психических процессов

по ознакомлению с окружающим миром

Разрезные картинки, пазлы, кубики

Игры «Домино», «Лото», «Мазайки»

Игры – головоломки

Вкладыши, пирамидки

Дидактические пособия «Неделя», «Части суток», «Круглый год»

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий;

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

«Центр занимательной математики»

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Дидактические и развивающие математические игры

Головоломки: Танграмм, Клумбово яйцо, Сложи узор, Уникуб

Логико – математические игры Воскобовича

Пирамидки

Блоки Дьеныша

Палочки Кюизенера

Счётный материал

Счётные палочки

Счёты

Песочные часы

Наборы цифр

Макеты часов

Числовые домики на состав числа

Формирование элементарных математических представлений;

Первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;

«Центр книги»

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Познавательное развитие

Художественная литература

Картотека стихов

Портреты детских писателей

Портреты художников – иллюстраторов

Альбомы с репродукциями иллюстраций к сказкам

Картотеки пословиц, скороговорок, загадок, небылиц

Правила поведения в книжном уголке

Книжки – малышки, сделанные руками детей и взрослых

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

«Уголок уединения»

Социально -  коммуникативное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Ширмы

Книги

Настольные игры

Бумага для рисования

Раскраски

Цветные карандаши

Мягкая мебель

Обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия ребёнка;

Поддержка индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

«Центр природы»

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное

Художественно –

эстетическое

Книги и энциклопедии о животных, растениях, природных явлениях и т.п.

Комнатные растения с паспортами, соответствующие возрасту

Инвентарь для ухода за растениями

Схемы развития растений, ухода за растениями

Дидактический материал «Как растёт живое»

Календарь наблюдений за погодой

Календарь природы

Дневники наблюдений за природными объектами (для зарисовки наблюдений)

Открытки, картинки с объектами природы (живыми и неживыми)

Муляжи овощей и фруктов

Гербарий «Деревья нашего сада»

Дидактические и развивающие игры природоведческого характера

Дидактические игры о правилах поведения человека в природе

Картинки, отражающие текущее время года                                        Схемы, отражающие цепи питания

Ознакомление с природой и природными явлениями.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

Формирование элементарных экологических представлений.

Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано.

«Центр патриотического воспитания»

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Речевое развитие

Книги, картинки, альбомы с фотографиями об истории и достопримечательных местах города

Раскраски о городе и стране

Игры настольно – печатные, дидактические, развивающие, пазлы об истории и достопримечательностях родного города

Дидактический материал, картинки, альбомы о России

Карта России

Дидактический материал «народы России»

Книги, энциклопедии, о России, народах, населяющих нашу страну

Глобус

Альбомы, картинки о народах и странах мира.

Альбом о ВО войне и героях войны

Альбом фотографий «История нашего района»

Изображения герба и флага России и Саратова

Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира

ЗОНА СРЕДНЕЙ АКТИВНОСТИ

Название центра

Интегрируемые образовательные области

Содержание ППРС

(пособия, материалы, оборудование)

Задачи

«Центр экспериментирования»

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Картотеки с описанием опытов

 Журнал опытов для зарисовки результатов

Книги познавательного характера

Тематические альбомы

Коллекции

Лупы, магниты, песочные часы

Предметы из различным материалов для игры с песком и водой

Наборы форм, колбы, стаканчики

Бросовый и природный материал

Увеличительные стёкла

Различные материалы для знакомства со свойствами (дерево, металл, ткань, пластмасса, бумага, песок, земля, глина, камни и др.)

Фонарик  

  • Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета), восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда;
  • Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения;
  • Формирование первичных представлений о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной

«Центр конструирования»

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное

Физическое развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Наборы конструкторов настольных: лего, магнитные, юный конструктор и др.

Наборы конструкторов крупных напольных

Наборы строительные мелкие и крупные (деревянный, пластмассовый, мягкий)

Образцы построек

Наборы игрушек, машинок для обыгрывания построек

Природный материал

Бросовый материал

Альбомы с образцами поделок

Схемы для поделок оригами

Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять;

«Центр социально – эмоционального развития»

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Дидактические игры на развитие коммуникативных навыков

Картинки, альбомы с картинками на нравственную тему

Книги по нравственному воспитанию

Правила группы

Правила поведения за столом

Альбом о профессиях взрослых для женщин и мужчин

Дидактический материал «Права ребёнка»

Уголок «Наши успехи»

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

воспитание моральных и нравственных качеств ребенка;

Формирование образа «Я»;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

Формирование гендерной, семейной принадлежности;

«Центр безопасности»

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Дидактический материал о безопасности в природе, дома, на улице.

Книги и альбомы для самостоятельного рассматривания

Картинки по ПДД

Макет проезжей части

Образцы дорожных знаков

Настольные игры «Дорожный пазл» с набором маленьких машин

Дидактические и настольные игры по ПДД и ОБЖ

Раскраски

Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;

Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;

«Центр творчества»

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Книги по искусству

Альбомы с репродукциями картин известных художников: И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.

Портреты художников

Дидактические игры по художественно – эстетическому развитию

Предметы народных промыслов: матрёшки, дымковские игрушки, хохломская посуда и др.

Альбомы с картинками предметов народного творчества

Альбом с образцами рисунков (предметных, сюжетных)

Краски

Кисточки

Стаканчики для воды

Карандаши цветные

Мелки восковые

Бумага для рисования

Обводки

Готовые формы для выкладывания сюжетов, узоров.

Пластилин

Образцы для лепки

Дидактические игры

Ёмкости для рисования песком, манной крупой

Цветная бумага, картон

Клеевые карандаши

Ножницы

Место для выставки детских работ

Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на произведения искусства, умение видеть красоту окружающего мира.

Приобщение детей к народному искусству.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

ЗОНА ПОВЫШЕННОЙ АКТИВНОСТИ

Название центра

Интегрируемые образовательные области

Содержание ППРС

(пособия, материалы, оборудование)

Задачи

«Центр игры»

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Сюжетно – ролевые игры:

  • Семья
  • Магазин
  • Поликлиника
  • Больница
  • Парикмахерская
  • Зоопарк
  • Строительство
  • Кафе

Игрушки для игр: животные, куклы, машины, телефоны, сумочки и др.

Алгоритмы развёртывания игры.

Совершенствовать и расширять игровые замыслы детей;

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения;

Развивать умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

«Центр театра»

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Разные виды театра

  • настольный
  • театр картинок
  • теневой
  • пальчиковый
  • би-ба-бо и др.

Элементы костюмов для драматизаций

Элементы декораций для настольного театра и для драматизаций

Ширмы настольные

Игры настольно – печатные по сказкам

Альбомы с детскими иллюстрациями к сказкам

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре;

Способствовать формированию умения создавать творческие группы для разыгрывания небольших сценок, сказок и др.;

Формировать художественно - речевые исполнительские навыки в пересказе и драматизации сказок;

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей;

Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли;

Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

«Центр музыки»

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Набор игрушек - музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты – самоделки (шумелки)

Аудиозаписи детских песен, музыкальных произведений

Портреты композиторов

Картинки с изображением музыкальных инструментов

Картинки к песням, разучиваемых на музыкальных занятиях

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности;

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении;

Центр дежурства

Социально – коммуникативное развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие

Стенд для уголка дежурства

Картинки или фотографии детей для обозначения очерёдности дежурства

Фартуки, колпачки (косынки)

Алгоритм выполнения трудовых действий дежурных

Воспитывать положительное отношение к труду;

Формировать умения и навыки необходимые в разных видах труда;

Воспитывать ответственность и самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;

Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных.

Физкультурно – оздоровительный центр

Физическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Атрибуты для проведения индивидуальной работы по развитию основных движений:

  • обручи,
  • верёвка,
  • скакалки,
  • мешочки для метания,
  • кегли и др.

Атрибуты для спортивных игр:

  • мячи,
  • клюшки,
  • ракетки для бадминтона
  • кольцебросы
  • «Городки»
  • Шашки
  • «Футбол» (настольный)

Атрибуты для подвижных игр

Дидактические игры о спорте

Картинки с видами спорта, олимпийских игр

Подборка песен и стихов о спорте

музыкальных гимнастик

Дидактические игры по валеологии

Книги о здоровье

Энциклопедии о строении человека

Дидактические игры «Хорошо – плохо», «Полезно – неполезно» и т.п.                                                Картотеки

  • пальчиковых игр
  • физкультминуток.
  • бодрящей гимнастики
  • дыхательной гимнастики
  • гимнастики для глаз

Массажные мячики

Сухие бассейны (для рук)

Пособия для профилактики плоскостопия

Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях;

воспитание интереса и любви к спорту;

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни: об особенностях функционирования и целостности человеческого организма;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Педагогический проект на тему «Организация развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию в подготовительной к школе группе в контексте с ФГОС».

Педагогический проектна тему«Организация  развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию в подготовительной к школе группе в контексте с  ФГОС»....