Педсовет "Современные технологии речевого развития"
учебно-методический материал

Рогожина Анна Алексеевна

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад общеразвивающего вида №37»

Городского округа город Салават Республики Башкортостан

Педсовет (доклад):

«Современные технологии речевого развития дошкольников»

Подготовила: старший воспитатель

              Рогожина А.А.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

«Современные технологии речевого развития дошкольников»

1.Здоровьесберегающие технологии (артикуляционная, пальчиковая гимнастика, логоритмика)
2.Технологии проектной (В гостях у сказки. Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства и др.) и исследовательской деятельности (наблюдения, опыты, экспериментирование, коллекционирование)

3.Информационно – коммуникационная технология

-Подбор дополнительного познавательного и картинного материала к занятиям

(энциклопедии).
-Создание презентаций в программе Microsoft Office Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
-Компьютерные игры (обучающие).

4.Игровые технологии (сказкотерапия, инсценировка, драматизация, д/и, и др.)

Сказкотерапия

        Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

  • Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  • Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  • Снижение уровня агрессивности и тревожности.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Обучение преодолению страхов и трудностей.
  • Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
  • Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы: 
  • «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
  • «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
  • «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад);
  • «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1) Жили-были...Начало сказки, встреча с ее героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

2) И вдруг однажды…Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

3) Из-за этого…Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

4) Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.

5) Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

6) Мораль сказки…Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
5.Технологии наглядного моделирования

-Опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, сериисюжетных картинок для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания).

-Схемы (при заучивании).

-Мнемотехника (мнемотаблицы - особенно эффективны при обучении пересказу, составлении рассказов, заучивании стихотворений).

-Карточки-символы.
6.Технология обучения образной речи (синквейн, сравнение, составление загадок и пр.)

-Технология обучения детей составлению сравнений

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста.        

Модель составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект;
  • обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Например: цыпленок (объект №1); по цвету (признак); желтый (значение признака); такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

-Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.Обучение детей составлению загадок начинается с 3 лет. В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

        Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. - Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы). После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

        Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми. Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

ТРИЗ для дошкольников

ТРИЗ - Теория Решения

Изобретательских Задач

Цель ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Основная задача ТРИЗ - это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного получения информации, что возможно через поисковую информацию, через организованное коллективное рассуждение, через игры.

В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:

Выслушивать каждого желающего.

Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!

Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.

Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития

Методическая разработка  на развитие связной речи у детей старшего  дошкольного   возраста  на тему  «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....

2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)

Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...

«Инновационная технология речевого развития – информационно-коммуникационные технологии»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет речевое развитие как одно из ключевых направлений, основной задачей которого является формирование у детей дошколь...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...