Самообразование «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет»
материал

Ахиярова Раушана Магсумовна

Курс риторики имеет в основном практическую направленность, уделяется внимание формированию коммуникативных, риторических умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_ritoriki.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №4»

Самообразование

«Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет»

                                                                                           

Тема: «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».

Цель: Создание условий для развития культуры речевого поведения у детей среднего дошкольного возраста посредством элементов риторики.

Задачи:

Образовательные:

1. Выявление и развитие речевых способностей детей;
2.        Дать начальные представления об основных понятиях риторики         повседневного        и        делового        общения;
3.        Научить владеть основными элементами правильной точной речи;
4.        Познакомить детей с нормами русского литературного языка;
5.        Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных        речевых        ситуациях;
6. Помочь детям усвоить формулы речевого общения;
7.          Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка.

  Развивающие:
 1.        Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту), дикцию, темп речи,        дыхание;
2.        Развитие коммуникативных качеств ребенка;
3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
4.        Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать,        отстаивать        свою        точку                зрения;
5.         Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

Воспитательные: 
1. Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного        мировосприятия;
2. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

Содержание программы
Темы, разработанные в программе «Риторика для дошкольников», соотнесены с четырьмя блоками:
1. Азбука общения;
2. Речевой этикет
3. Техника речи
4. Речевые жанры.

Курс риторики имеет в основном практическую направленность, уделяется внимание формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.

Актуальность:

        Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

        В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

        Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обусловливает актуальность данной темы.

        Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребностей в пользовании языком. Дети комфортно должны чувствовать себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы легко вступать в диалог,

с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, быть внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, владеть невербальными средствами общения, - одним словом, быть добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.

        Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие культуры речевого общения у детей дошкольного возраста будет эффективно развиваться при использовании в развитие речи элементов риторики и речевого этикета.

Ожидаемые результаты:

  1. Познать природу живого слова;
  2. Преодолеть застенчивость;
  3. Развивает уверенность в себе;
  4. Научит общаться со взрослыми и сверстниками;
  5. Откроет секреты выразительной и грамотной речи;
  6. Поможет освоить формулы речевого этикета.

месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

  Сентябрь

Постановка целей и задач по данной теме.

Беседы: 1. Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

Консультация: «Артикуляционная гимнастика»

Октябрь

Изучение темы: «Игры на развитие артикуляционного аппарата, упражнения для развития речевого дыхания».

Мир взрослых людей

(развитие потребности общения с взрослыми).

2. Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я — это вся моя семья!

3. Я с бабушкой своей дружу...

4.Мое любимое имя!

5. Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».

Дыхательная гимнастика «Ветерок».

Ноябрь

Изучение темы: «Пальчиковые игры».

Создание картотеки  «Пальчиковые игры»

Пальчиковой игры «Засолка капусты».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

И

Игры с прищепками.

Консультация «Правила речевого этикета детей»

Изготовление игр-шнуровок.

Декабрь

Изучение темы: «Развитие грамматического строя речи».

Речевой этикет, формы обращения — приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение.

Беседы: 1. Все начинается со слова «Здравствуй!»

2. Это слово говорят, если вас благодарят!

3. Как обратиться с просьбой к вам? (к тебе?)

4. Когда без извинения не обойтись?

Консультация для родителей: «Проведение домашних игр для развития речи детей».

Январь

Изучение темы:  «Правила речевого поведения».

Игра «Физиономисты».

Цель:

продолжать учить выражению разных видов эмоционального состояния.

Этюд «Эмоции».

Цель: учить детей выражать эмоциональное состояние мимикой по заданию

ведущего.

Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».

Открытие выставки книг об этикете.

Февраль

Изучение темы: «Азбука общения».

Мини-диалоги, речевые формулы общения.

1. Вежливая Азбука. (Зачем нужна вежливость?)

2. В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя).

3. Зрители и актёры (Общение с театром.)

1. У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.)

2. К нам гости пришли!

3. Угощенье в День рожденья.
Сюжетно – ролевые игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница».

Прослушивание песенок «Дружба начинается с улыбки»,группы «Барбарики « Доброта»,» Друзья»

Консультация на тему: «Комплекс игр, способствующих развитию тонких движений рук».

Создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети».

Март

Изучение темы: «Техника речи».

Давай играть вместе!

(развитие потребности в общении со сверстниками)

Беседы: 1. Наш веселый детский сад — много разных в нем ребят.

2. Это — ты, а это — я, а это - все мои друзья

3. Винтики-конфеточки — мальчики и девочки.

4. Ссоры и ссоры

5 .Мультфильм  «Крокодил Гена  и Чебурашка»

Театрализованные игры: игры – драматизации сказок «Репка», «Кошкин дом».

Создание азбуки – раскраски «Герои сказок»

Апрель

Изучение темы «Речевые жанры»

Беседы:

1. «Если весело живется.

2. Веселая хохотальница — перепутаница.

3. Мы в слова играем — вместе дружно сочиняем.

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?»

Создание альбома «Красивые слова»

Май

Самоанализ плана самообразования.

Повторение с детьми изученного материала по теме.

Развлечение «Праздник доброты и вежливости»

Используемая литература:

  1. Баландина Л.А. Риторика для малышей. Ростов - на – Дону, 2003г
  2. Богуславская М.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).-Екатеринбург,1997.
  3. Дурова А.В.Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста-М.,2000.
  4. Сухомлинский В.А.Хрестоматия по этике.-М.,1990  
  5. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/09/24/kruzhok-azbuka-vezhlivosti-v-sredney-grup
  6. https://infourok.ru/proekt-po-razvitiyu-rechi-v-sredney-gruppe-vmeste-veselo-igrat-1643006.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».

Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»....

Самообразование «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение ро...

Развитие речи уроки риторики и речевой этикет

Уроки вежливого обращения в повседневной жизни....

Самообразование педагога Гагановой Е.Д. Тема: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»

План по самообразованию педагога Гагановой Елены ДмитриевныТема: «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».Вид проекта: долгосрочный (1сентября 2021г. – 31 мая 202...

Доклад «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».

Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о п...