Самообразование «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет»
материал
Курс риторики имеет в основном практическую направленность, уделяется внимание формированию коммуникативных, риторических умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_ritoriki.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №4»
Самообразование
«Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет»
Тема: «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».
Цель: Создание условий для развития культуры речевого поведения у детей среднего дошкольного возраста посредством элементов риторики.
Задачи:
Образовательные:
1. Выявление и развитие речевых способностей детей;
2. Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;
3. Научить владеть основными элементами правильной точной речи;
4. Познакомить детей с нормами русского литературного языка;
5. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях;
6. Помочь детям усвоить формулы речевого общения;
7. Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка.
Развивающие:
1. Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту), дикцию, темп речи, дыхание;
2. Развитие коммуникативных качеств ребенка;
3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
4. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;
5. Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.
Воспитательные:
1. Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
2. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
Содержание программы
Темы, разработанные в программе «Риторика для дошкольников», соотнесены с четырьмя блоками:
1. Азбука общения;
2. Речевой этикет
3. Техника речи
4. Речевые жанры.
Курс риторики имеет в основном практическую направленность, уделяется внимание формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.
Актуальность:
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обусловливает актуальность данной темы.
Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребностей в пользовании языком. Дети комфортно должны чувствовать себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы легко вступать в диалог,
с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, быть внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, владеть невербальными средствами общения, - одним словом, быть добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие культуры речевого общения у детей дошкольного возраста будет эффективно развиваться при использовании в развитие речи элементов риторики и речевого этикета.
Ожидаемые результаты:
- Познать природу живого слова;
- Преодолеть застенчивость;
- Развивает уверенность в себе;
- Научит общаться со взрослыми и сверстниками;
- Откроет секреты выразительной и грамотной речи;
- Поможет освоить формулы речевого этикета.
месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Постановка целей и задач по данной теме. | Беседы: 1. Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | Консультация: «Артикуляционная гимнастика» |
Октябрь | Изучение темы: «Игры на развитие артикуляционного аппарата, упражнения для развития речевого дыхания». Мир взрослых людей (развитие потребности общения с взрослыми). | 2. Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я — это вся моя семья! 3. Я с бабушкой своей дружу... 4.Мое любимое имя! 5. Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей! Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок». Дыхательная гимнастика «Ветерок». | |
Ноябрь | Изучение темы: «Пальчиковые игры». Создание картотеки «Пальчиковые игры» | Пальчиковой игры «Засолка капусты». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». И Игры с прищепками. | Консультация «Правила речевого этикета детей» Изготовление игр-шнуровок. |
Декабрь | Изучение темы: «Развитие грамматического строя речи». Речевой этикет, формы обращения — приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение. | Беседы: 1. Все начинается со слова «Здравствуй!» 2. Это слово говорят, если вас благодарят! 3. Как обратиться с просьбой к вам? (к тебе?) 4. Когда без извинения не обойтись? | Консультация для родителей: «Проведение домашних игр для развития речи детей». |
Январь | Изучение темы: «Правила речевого поведения». | Игра «Физиономисты». Цель: продолжать учить выражению разных видов эмоционального состояния. Этюд «Эмоции». Цель: учить детей выражать эмоциональное состояние мимикой по заданию ведущего. | Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения». Открытие выставки книг об этикете. |
Февраль | Изучение темы: «Азбука общения». Мини-диалоги, речевые формулы общения. | 1. Вежливая Азбука. (Зачем нужна вежливость?) 2. В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя). 3. Зрители и актёры (Общение с театром.) 1. У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.) 2. К нам гости пришли! 3. Угощенье в День рожденья. Прослушивание песенок «Дружба начинается с улыбки»,группы «Барбарики « Доброта»,» Друзья» | Консультация на тему: «Комплекс игр, способствующих развитию тонких движений рук». Создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети». |
Март | Изучение темы: «Техника речи». Давай играть вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками) | Беседы: 1. Наш веселый детский сад — много разных в нем ребят. 2. Это — ты, а это — я, а это - все мои друзья 3. Винтики-конфеточки — мальчики и девочки. 4. Ссоры и ссоры 5 .Мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка» Театрализованные игры: игры – драматизации сказок «Репка», «Кошкин дом». | Создание азбуки – раскраски «Герои сказок» |
Апрель | Изучение темы «Речевые жанры» | Беседы: 1. «Если весело живется. 2. Веселая хохотальница — перепутаница. 3. Мы в слова играем — вместе дружно сочиняем. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?» | Создание альбома «Красивые слова» |
Май | Самоанализ плана самообразования. | Повторение с детьми изученного материала по теме. | Развлечение «Праздник доброты и вежливости» |
Используемая литература:
- Баландина Л.А. Риторика для малышей. Ростов - на – Дону, 2003г
- Богуславская М.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).-Екатеринбург,1997.
- Дурова А.В.Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста-М.,2000.
- Сухомлинский В.А.Хрестоматия по этике.-М.,1990
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/09/24/kruzhok-azbuka-vezhlivosti-v-sredney-grup
- https://infourok.ru/proekt-po-razvitiyu-rechi-v-sredney-gruppe-vmeste-veselo-igrat-1643006.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования за 2013-2014 учебный год "Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет"
Отчет по теме самообразования....
Отчёт по теме самообразования «Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет» за 2013 -2014 уч.год
Отчёт...
Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».
Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»....
Самообразование «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение ро...
Развитие речи уроки риторики и речевой этикет
Уроки вежливого обращения в повседневной жизни....
Самообразование педагога Гагановой Е.Д. Тема: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»
План по самообразованию педагога Гагановой Елены ДмитриевныТема: «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».Вид проекта: долгосрочный (1сентября 2021г. – 31 мая 202...
Доклад «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».
Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о п...