Самообразование «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».
материал по развитию речи (средняя группа)
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обусловливает актуальность данной темы.
Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребностей в пользовании языком. Дети комфортно должны чувствовать себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы легко вступать в диалог,
с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, быть внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, владеть невербальными средствами общения, - одним словом, быть добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие культуры речевого общения у детей среднего дошкольного возраста будет эффективно развиваться при использовании в развитие речи элементов риторики и речевого этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_mikusheva_e.d.docx | 55.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара
Самообразование
«Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».
Автор: Микушева Е.Д.
Сыктывкар, 2018-2019 г.г.
План по самообразованию педагога Микушевой Екатерины Дмитриевны
Тема: «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».
Вид проекта: долгосрочный (1сентября – 31 мая).
Участники проекта: дети среднего возраста, воспитатели, родители детей.
Цель: Создание условий для развития культуры речевого поведения у детей среднего дошкольного возраста посредством элементов риторики.
Задачи:
Образовательные:
- Выявление и развитие речевых способностей детей; 2. Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения; 3. Научить владеть основными элементами правильной точной речи; 4. Познакомить детей с нормами русского литературного языка; 5. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях; 6. Помочь детям усвоить формулы речевого общения; 7. Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка;
- Развивающие: 1. Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание; 2. Развитие коммуникативных качеств ребенка. 3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; 4. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения; 5. Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.
- Воспитательные: 1. Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия; 2. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи. 3. Содержание программы Темы, разработанные в программе «Риторика для дошкольников», соотнесены с четырьмя блоками: 1. Азбука общения; 2. Речевой этикет 3. Техника речи 4. Речевые жанры. Курс риторики имеет в основном практическую направленность, уделяется внимание формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.
Актуальность:
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обусловливает актуальность данной темы.
Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребностей в пользовании языком. Дети комфортно должны чувствовать себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы легко вступать в диалог,
с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, быть внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, владеть невербальными средствами общения, - одним словом, быть добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие культуры речевого общения у детей среднего дошкольного возраста будет эффективно развиваться при использовании в развитие речи элементов риторики и речевого этикета.
Ожидаемые результаты:
- Познать природу живого слова;
- Преодолеть застенчивость;
- Развивает уверенность в себе;
- Научит общаться со взрослыми и сверстниками;
- Откроет секреты выразительной и грамотной речи;
- Поможет освоить формулы речевого этикета.
месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями | ||
сентябрь | -Постановка целей и задач по данной теме. | ||||
Октябрь | Изучение темы: «Игры на развитие артикуляционного аппарата, упражнения для развития речевого дыхания». Мир взрослых людей (развитие потребности общения со взрослыми). | Беседы: 1. Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! 2. Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я — это вся моя семья! 3. Я с бабушкой своей дружу... 4.Мое любимое имя! 5. Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей! Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок». Дыхательная гимнастика «Ветерок». | Консультация: «Артикуляционная гимнастика» | ||
Ноябрь | Изучение темы: «Пальчиковые игры». Создание картотеки «Пальчиковые игры» | Пальчиковой игры «Засолка капусты». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». И Игры с прищепками. | Консультация «Правила речевого этикета детей» Изготовление игр-шнуровок. | ||
Декабрь | Изучение темы: «Развитие грамматического строя речи». Речевой этикет, формы обращения — приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение. | Беседы: 1. Все начинается со слова «Здравствуй!» 2. Это слово говорят, если вас благодарят! 3. Как обратиться с просьбой к вам? (к тебе?) 4. Когда без извинения не обойтись? | Консультация для родителей: «Проведение домашних игр для развития речи детей». | ||
Январь | Изучение темы: «Правила речевого поведения». | Игра «Физиономисты». Цель: продолжать учить выражению разных видов эмоционального состояния. Этюд «Эмоции». Цель: учить детей выражать эмоциональное состояние мимикой по заданию ведущего. | Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения». Открытие выставки книг об этикете. | ||
Февраль | Изучение темы: «Азбука общения». Мини-диалоги, речевые формулы общения. | 1. Вежливая Азбука. (Зачем нужна вежливость?) 2. В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя). 3. Зрители и актёры (Общение с театром.) 1. У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.) 2. К нам гости пришли! 3. Угощенье в День рожденья. Прослушивание песенок «Дружба начинается с улыбки»,группы «Барбарики « Доброта»,» Друзья» | Консультация на тему: «Комплекс игр, способствующих развитию тонких движений рук». Создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети». | ||
Март | Изучение темы: «Техника речи». Давай играть вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками) | Беседы: 1. Наш веселый детский сад — много разных в нем ребят. 2. Это — ты, а это — я, а это - все мои друзья 3. Винтики-конфеточки — мальчики и девочки. 4. Ссоры и ссоры 5 .Мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка» Театрализованные игры: игры – драматизации сказок «Репка», «Кошкин дом». | Создание азбуки – раскраски «Герои сказок» | ||
Апрель | Изучение темы «Речевые жанры» | Беседы: 1. «Если весело живется. 2. Веселая хохотальница — перепутаница. 3. Мы в слова играем — вместе дружно сочиняем. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?» | Создание альбома «Красивые слова» | ||
Май | Самоанализ плана самообразования. | Повторение с детьми изученного материала по теме. | Развлечение «Праздник доброты и вежливости» |
Используемая литература:
- Баландина Л.А. Риторика для малышей. Ростов - на – Дону, 2003г
- Богуславская М.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).-Екатеринбург,1997.
- Дурова А.В.Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста-М.,2000.
- Сухомлинский В.А.Хрестоматия по этике.-М.,1990
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/09/24/kruzhok-azbuka-vezhlivosti-v-sredney-grup
- https://infourok.ru/proekt-po-razvitiyu-rechi-v-sredney-gruppe-vmeste-veselo-igrat-1643006.html
Отчёт по теме самообразования
«Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет»
за 2018 -2019 учебный год
Занимаясь риторикой дети познавали красоту и силу слова, развивались нравственно, овладевали навыками общения в интеграции с музыкой, с художественной литературой, с фольклором.
Дети испытывали трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения- это проявление общей культуры человека. В процессе моей работы дети приблизились к осознанию важных идей - о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Дети, читая, познают, познавая, рассказывают о том, что узнали, взаимодействуют со сверстниками и взрослым в процессе исследований и обсуждений, что обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Именно поэтому особую роль в моей работе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи - чувство уместности высказывания. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.
Основу темы по самообразованию « Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет» составляют два раздела: теория и практика.
В теоретическом разделе давала детям знания об основных речевых жанрах, о роли слова в жизни человека. Теоретические знание передавались детям в доступной форме (беседа - сообщение, показ, видеопутешествие и др.).
Практический раздел способствовал формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа , а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.
Использовала основные приёмы обучения:
-показ с пояснением;
-игровые приемы;
-организация самостоятельной поисковой деятельности;
-ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к детям.
Использовала основные виды деятельности на занятии:
игровая деятельность;
познавательно-исследовательская деятельность;
показ воспитателем особенностей речевой деятельности;
риторический анализ текстов различных речевых жанров;
рассматривание изобразительного материала;
риторические игры;
пятиминутки речевой гимнастики;
импровизационные игровые задачи;
психолого-эмоциональная разгрузка (физкультминутки)и др.
Работа была направлена на развитие активной речевой деятельности ребенка (общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей). В дальнейшем это позволит детям успешно освоить мир человеческих отношений.
Основными достижениями работы являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.
Главным условием для работы над темой является сам педагог - воспитатель. Я выступала в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Моё живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это позволило выявить и развить способности и таланты у дошкольников.
Мероприятия для детей проводила по плану.
Также организовывала работу с родителями по изучению материала по теме.
Консультация: «Артикуляционная гимнастика»
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика проводится:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома.
В отечественной логопедии существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Можно выделить наиболее значимые:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными
2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.
3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
4. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.
5. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.
6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.
Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:
- выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;
- упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;
- вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;
- комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;
- проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
- удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
- следить за качеством выполнения упражнений;
- желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
- не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.
Упражнения артикуляционной гимнастики:
1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
3.Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
4.Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.
5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.
6.Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.
7. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.
8. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
10. Грибок. Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.
Консультация «Правила речевого этикета детей»
В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинается складываться стиль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому главная задача современного дошкольного образования -формирование навыков культуры поведения дошкольника как основы нравственного становления его личности в будущем.
Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте предусматривает ознакомление с правилами и нормами речевого общения, а именно с формулами речевого этикета.
Этикет - в широком смысле –это свод норм поведения, соблюдение правил вежливости, сложившихся в обществе.
Этикет - установленные нормы поведения и правила вежливости в каком-либо обществе.
Культура речи ребенка обеспечивается обогащением словаря, развитием грамматического строя, четким звукопроизношением, грамматикой, образностью и интонационной выразительностью речи. Поэтому полезно проводить игры-драматизации с целью развития ритма и темпа речи. Детей нужно учить говорить громко, отчетливо, соответствующим тоном, а также принимать соответствующую позу во время разговора - стоять прямо, не размахивать руками, смотреть в глаза, не скрещивать ноги и т.п. Целесообразно также обратить внимание на мимику и жесты во время разговора, которые должны соответствовать его содержанию, быть простыми и выразительными, целесообразными и упорядоченными. Дети не должны быть назойливыми в своих притязаниях, вмешиваться в разговор взрослых, перебивать, а должны уметь своевременно вступить в разговор, называть взрослых по имени и отчеству.
Правила культурного речевого общения (речевого этикета) для дошкольников:
1. На обращенный к тебе вопрос, необходимо отвечать вежливо и полным предложением. Четко произносить слова и звуки, говорить громко, чтобы задающему вопрос было понятно
2. Внимательно выслушай указания старших.
3. При встрече с друзьями или знакомыми необходимо здороваться. Слова приветствия или прощания говори доброжелательно и четко, глядя при этом в глаза собеседнику.
4. Взрослых называй на ВЫ.
5. Не забывай извиниться за какую-то допущенную неуместность в поведении.
6. Благодари за оказанную помощь, внимание, заботу
7. Если обращаешься с вопросом, просьбой, извинением, не забудь слово «пожалуйста». Помни, что не всякое твое прошение может быть выполнено. Если тебе отказывают, не настаивай, не будь упрямым и надоедливым.
8. Помни о «волшебных словах»: пожалуйста, спасибо, извините, позвольте, словах приветствия и прощания, и т.п.
9. Не перебивай разговор взрослых. Если тебе срочно надо обратиться, то скажи: «Извините, пожалуйста ... » и, дождавшись разрешения, обратись с просьбой.
10. Во время разговора веди себя скромно, спокойно, смотри в глаза собеседнику, не размахивай руками.
11. Вежливо разговаривай со всеми родными, близкими и чужими людьми, со своими сверстниками
12. Умей помолчать, когда это необходимо.
13. Не разговаривай громко там, где взрослые занимаются своими делами, в транспорте, на улице.
Консультация для родителей:
«Проведение домашних игр для развития речи детей».
Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Доказано, что ранний и дошкольный возраст- период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопление словаря. Отставание в её развитии может иметь неблагоприятные последствия.
С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка.
Речь-это не прирожденный дар. Ребенок перенимает её у взрослых. Порой кажется, что в речевом воспитании главную роль играет детский сад: там ребята учатся связно излагать свои и чужие мысли, но в действительности в речевом развитии главная роль принадлежит семье. Стремясь развить у ребенка понимание речи, старайтесь использовать любой повод для разговора с ним. Больше разговаривайте с детьми. Благодаря частому речевому общению со взрослыми ребенок начинает овладевать грамматическим строем речи, у него обогащается словарь. Рассматривайте с детьми сюжетные картинки, при этом необходимо побуждать малыша строить предложения. Для этого необходимо задавать вопросы, например, «Что делает девочка? Куда она идет? И т.д.»
В этом возрасте дети любят занятия с игрушками, особенно, когда взрослые обыгрывают их вместе с ребенком. Такие обыгрывания можно проводить с понравившейся ребенку игрушкой.
Надо учить ребенка разговаривать со взрослыми, отвечать на их вопросы.
Художественное слово - важнейшее средство воспитания маленького ребенка. Если ребенку систематически рассказывают сказки, рассказы, сказки у него развиваются навыки слушания книги. Читая или рассказывая ребенку, надо следить, чтобы он сидел спокойно, внимательно слушал, не отвлекаясь и не занимаясь ничем посторонним. И совсем неправильно, когда ребенку читают во время еды. Повторяя ребенку уже слышанные им произведения взрослые доставляют ему радость.
Особенно дети любят сказки. Рассказывание сказки можно сопровождать показом игрушек. Прочитав детям сказку, рассмотрите с ними иллюстрации и дети могут по иллюстрациям воспроизвести любой эпизод из сказки.
Старайтесь больше внимания уделять вашему ребенку. Своими разговорами, беседами, наблюдениями, играми с детьми, побуждайте к развитию активной речи детей.
А мы хотим предложить вам игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.
"Только весёлые слова".
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди,
допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
"Автобиография".
Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.
Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе:". (Лампочка).
Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался" (Пятачок).
"Волшебная цепочка".
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.
"Слова мячики".
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
"Антонимы в сказках и фильмах".
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.
Примеры заданий:
"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");
"Если вдруг"
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут:
Все пуговицы;
Все ножницы;
Все спички;
Все учебники или книги и т. д.
Что произойдёт?
Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."
Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:
Живая вода;
Цветик-семи цветик;
Сапоги-скороходы;
Ковёр-самолёт и т. д.
"Подбери слово".
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
"Кто что умеет делать".
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).
"Антонимы для загадок".
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".
Обитает в воде (значит, на суше);
Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
Хвост очень длинный (значит, короткий);
Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
Очень любит солёное (значит, сладкое).
Кто это?
"Весёлые рифмы".
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка - печка;
Трубы - губы;
Ракетка - пипетка;
Слон - поклон;
Сапоги - пироги и т. д.
«Кто самый внимательный».
Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.
«Весёлый счет».
Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
«Рыба, птица, зверь».
На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.
«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»
На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.
«Отгадай предмет по паре других».
Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.
«Я дарю тебе словечко».
Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.
«Живое предложение».
Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение «Весной расцвели голубые подснежники». В ходе игры предложение может звучать так: «Расцвели голубые подснежники весной» или «Голубые подснежники весной расцвели». Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.
«Задом наперед».
Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.
«Интеллектуальный теннис».
Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее; солнце - яркое; дождь - грибной.
«Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»).
Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.
«Угощение».
Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».
«Путаница» игра на закрепление слоговой структуры слова.
Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.
«Один-два».
Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост - длиннохвостый и т.д.
С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот».
Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой - лес маленький, лес старый - лес молодой, лес зимний - лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.
Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.
«Игры с бельевыми прищепками».
Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.
«Сухой бассейн».
На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.
«Лепка из теста».
При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.
С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.
Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих задач, очень велик.
«Ловкий зайчик».
Предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.
«Сбей кеглю» (любой предмет- коробку, бутылку).
Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.
«Пройди, не задень».
Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.
Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.
Консультация для родителей
«Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».
Словесные игры занимают особое место в жизни ребёнка. Такие игры требуют богатого воображения, творчества, мыслительной активности. Ведь не зря К. И. Чуковский называл детей гениальными лингвистами.
Словесное «озорство» известных поэтов (С. Я. Маршака, Я. Козловского, Б. Заходера, Г. Сапгира, М. Яснова, И. Токмаковой и др.) подарит детям ни с чем несравнимую радость интеллектуального торжества («Я знаю, как правильно! », «Я знаю, так нельзя, и поэтому смешно! », заразит примером словотворческих шуточных игр.
Польза от чтения смешных стихов со словесной и звуковой путаницей немалая: развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической и лексической норме, воспитывается чувство юмора.
Смешные, неправильные слова не запутывают детей, а служат, по выражению К. И. Чуковского, самоэкзаменом собственных умственных сил.
Дети – великие имитаторы и великие творцы, поэтому начинайте словообразование с подражаний. Вспомните, какие вы были в детстве - выдумщики, фантазёры, как любили сочинять и выдумывать разные стишки, считалки и т. п. Чтобы вам было легче играть с детьми в словообразовательные игры и упражняться в придумывании и сочинительстве своих стихов и т. п. Я вам предлагаю использовать для начала стихи поэтов, которые об этом пишут. А уже потом вы будете придумывать и фантазировать сами.
Расскажите, например, про мальчика, который очень любил придумывать фамилии и имена зверятам, любил «играть словами».
Поэт Михаил Яснов написал об этом стихи.
***
Я придумываю фамилии
Утёнок – Уточкин!
Цыплёнок – Курочкин!
Щенок – Собачкин!
Жеребёнок – Клячкин!
Барашек – Овечкин!
А я? – Человечкин!
Я учу котёнка
Мой котёнок – черноушка.
Назову его – Чернушка.
Мой котёнок – рыжеспинка.
Назову его – Рыжинка.
Белый хвостик как кудряшка.
Назову его – Беляшка.
Мой котёнок отзывается,
Мой котёнок так старается,
Имя учит – и мяучит!
Предложите свою помощь ребёнку: «Давай вместе придумаем продолжение этих стихов или попробуем сочинить собственные стихи».
***
Игра
Ёрш – ершится,
Петух – петушится,
Лайка – лает,
Змея – змеится…
Что ж получается:
Лягушка – лягается?
Задайте вопрос: «А что ты лучше всего умеешь: петушиться, змеиться или делать что-то другое? »
***
Про мамонтов
Стихи о том, как иногда сочиняются стихи
Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А внучонт
Сидел на крылечке
И свёртывал хобот
В колечки.
И, взяв на колени
Тетрадь и пенал,
Пыхтел
И стихи сочинял:
«Мамонт и папонт гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт лежали на печке.
А внучонт сидел на крылечке
И свёртывал хобот в колечки.
И, взяв на колени тетрадь и пенал,
Пыхтел и стихи сочинял! »
Пригласите детей к сотворчеству: «Попробует сочинить похожее стихотворение? »
***
Мирная считалка
На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
Не сдержались – и сцепились!
Прибежали разнималки –
Помешали перепалке.
И к развилке на кобылке
Прискакали две дразнилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять –
Хорошо друзей считать!
Предложите своему ребёнку: «Расскажи свои считалки. А теперь давай вместе присочиним к ним что-нибудь забавное, смешное».
Однажды поэтесса Ирина Токмакова услышала чужие разговоры и написала стихотворение.
***
Кто о чём говорит
Ходит солнышко по кругу,
Спит в лесу лосиха.
Мы идём с тобой по лугу
Тихо, тихо, тихо.
Мы походим по опушке,
Мы найдём тропинку.
Вон сорока на верхушке
Клювом чистит спинку.
Вон на камне придорожном,
Словно вросшем в землю, -
Осторожно, осторожно! –
Ящерица дремлет.
Слышишь, звякнул колокольчик
На лесной лужайке.
Есть у нас магнитофончик,
Маленький всезнайка.
Он на тоненькую плёнку
Пишет разговоры:
Что сказал комар зайчонку,
Лягушачьи споры…
Целый день он с нами ходит,
А настанет вечер,
Разговоры переводит
В звуки нашей речи.
Тихо, тихо. Ни словечка.
Мы нажали кнопку.
Так о чём спросила речка
Узенькую тропку?
И о чём поведал ветер
Листьям дикой груши?
Мы узнаем всё на свете.
Посиди. Послушай.
Спросите у малыша: «Сумеешь ли ты ответить на эти вопросы? А сам ты о чём чаще всего говоришь? »
У поэта С. Погорельского есть стихи:
***
Воронята – у ворон.
У слонов – слонята.
А у наших макарон
Есть макаронята.
И побольше, и поменьше,
И потолще, и потоньше,
И мальчишки - макаронцы,
И девчонки – макаронши.
Макаронников папаша
Их в дорогу снаряжает.
Макарониха – мамаша
Их в тревоге провожает:
- Вы пройдитесь белым светом
По извилистой дорожке,
Только помните при этом,
Ребятишки – макарошки:
И гориллы, и гагары,
И барбосы, и вороны,
И Марины, и Макары
Обожают макароны!
Предложите ребёнку: «Сочинить свои стихи про свою любимую еду, например про картошку и др. ».
После словесных игр и упражнений пригласите детей к творчеству! Придумайте конкурс на лучшее стихотворение и на самое необычное название. Сами записывайте детские высказывания и придумки, а детей попросите нарисовать к ним картинки. Творите, дерзайте, придумывайте, сочиняйте, занимайтесь с детьми! И вы увидите, какие ваши дети талантливые и неповторимые!
Консультация для родителей
«Комплекс игр, способствующих развитию тонких движений рук».
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.
- Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.
Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них заикания.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Для чего мы развиваем мелкую моторику рук у детей.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.
Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж (пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.) . Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом развития мелкой моторики.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры».
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.
Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Игры с детьми на развитие мелкой моторики:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
3. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
4. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
5. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
6. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
7. Пирамидки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
8. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
9. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
10. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
Развитие мелкой моторики детей – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования за 2013-2014 учебный год "Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет"
Отчет по теме самообразования....
Отчёт по теме самообразования «Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет» за 2013 -2014 уч.год
Отчёт...
Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».
Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»....
Развитие речи уроки риторики и речевой этикет
Уроки вежливого обращения в повседневной жизни....
Самообразование педагога Гагановой Е.Д. Тема: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»
План по самообразованию педагога Гагановой Елены ДмитриевныТема: «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».Вид проекта: долгосрочный (1сентября 2021г. – 31 мая 202...
Доклад «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».
Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о п...
Самообразование «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет»
Курс риторики имеет в основном практическую направленность, уделяется внимание формированию коммуникативных, риторических умений и навыков....