Отчёт по теме самообразования «Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет» за 2013 -2014 уч.год
материал на тему
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме самообразования
« Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет»
за 2013 -2014 уч.год
Занимаясь риторикой дети познавали красоту и силу слова, развивались нравственно, овладевали навыками общения в интеграции с музыкой, с художественной литературой, с фольклором.
Работа строилась с учетом основных принципов педагогики сотрудничества (гуманизация и индивидуализация педагогического процесса)., Дети испытывали трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения- это проявление общей культуры человека. В процессе моей работы дети приблизились к осознанию важных идей- о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Дети читая, познают, познавая, рассказывают о том, что узнали, взаимодействуют со сверстниками и взрослым в процессе исследований и обсуждений, что обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Именно поэтому особую роль в моей работе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи- чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.
Основу темы по самообразованию « Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет» составляют два раздела: теория и практика.
В теоретическом разделе давала детям знания об основных речевых жанрах, о роли слова в жизни человека. Теоретические знание передавались детям в доступной форме (беседа - сообщение, показ, видеопутешествие и др.).
Практический раздел способствовал формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа , а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.
Использовала основные приёмы обучения :
показ с пояснением;
игровые приемы;
организация самостоятельной поисковой деятельности;
ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к детям и др.
Использовала основные виды деятельности на занятии :
игровая деятельность;
познавательно-исследовательская деятельность;
показ воспитателем особенностей речевой деятельности;
риторический анализ текстов различных речевых жанров;
рассматривание изобразительного материала;
риторические игры;
пятиминутки речевой гимнастики;
импровизационные игровые задачи;
психолого-эмоциональная разгрузка (физкультминутки)и др.
Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития риторических навыков дошкольника для успешных занятий, так как это должно способствовать наиболее полному усвоению понятийных и инструментальных знаний детей, повышению их заинтересованности к овладению речевым этикетом и правильной хорошей речью.
В практической части ребята учились своим трудом добывать знания. В этот момент происходил процесс слияния творческой деятельности педагога и детей. И как результат - сотворчество, высшая ступень развития и становления совместной творческой деятельности.
У ребят развивался уникальный человеческий дар - дар слова, который поможет детям осмысливать свою речевую практику, чтобы на этой основе дать возможность пойти им вперед в овладении умением общаться.
Работа была направлена на развитие активной речевой деятельности ребенка (общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей). В дальнейшем это позволит детям успешно освоить мир человеческих отношений.
Основными достижениями работы являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.
Личностно-ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой), самостоятельному продвижению в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни.
В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.
Главным условием для работы над темой является сам педагог - воспитатель. Я выступала в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Моё живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это позволило выявить и развить способности и таланты у дошкольников.
Мероприятия для детей проводила по плану.
Также организовывала работу с родителями и воспитателями по изучению материала по теме.
Для воспитателей давала консультацию на тему : « Общение – как одно из условий воспитания культуры речи».
Для родителей давала консультацию на тему : « Речевая культура ребёнка рождается в семье».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007
Метод М.Монтессори в России
Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007
Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008
Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010
Виды работ по развитию речи. - М.: Министерство просвещения, 2003
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2002
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Я.: Академия развития. Академия К.,1998
Львов М.Р. Риторика: Учеб. пособие.- М.: Академия. 1995
Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - Т.: Пеленг, 2003
Методика развития речи. - М.: Просвещение. 2000
Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-3-е изд.-М.: Вита Пресс, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования: «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры».
Развивающие игры математического содержания:• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобща...
Итоговый отчёт по теме самообразования «Театральная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» 2013 – 2014 учебный год
Самоанализ работы....
«Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей». Отчёт по теме самообразования
для воспитателей...
Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...
Отчёт по теме самообразования " Развитие связной речи детей 3-4 лет через устное народное творчество "
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пот...
Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...
Отчёт по теме самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Отчёт по теме самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»...