Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Статья предназначена для воспитателей, музыкальных руководителей, педагоггам дополнительного образования, работающих с детьми раннего возраста. Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: - разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту; -постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; - формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; - взаимодействие детей со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno.docx | 18.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста.
Одним из видов художественно- эстетического воспитания детей является игровая деятельность. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников?
Среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы и театрализованные представления. Поэтому с раннего дошкольного возраста мы включаем театрализованную деятельность во все режимные и учебные моменты.
В результате организации театрализованной деятельности в детском саду происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры общества, формирование художественноэстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, эмоций, чувств, и творческих способностей детей.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: - разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту; -постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; - формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; - взаимодействие детей со взрослыми.
Используем театрализацию в разных видах деятельности педагогического процесса: - например, в режимных моментах (ростовая кукла домовенок Кузя показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем, последовательно выполнять действия при одевании и раздевании; - во время кормления приходит мальчик-спальчик из театра «Живая рука» и показывает, как правильно держать ложку, аккуратно кушать, а в спальной комнате малышей ждет мягкая игрушка «Кот Баюн»). По возможности используем яркие и красочные персонажи, вызывающие эмоциональный отклик, развивающие эстетический вкус у детей.
Используем персонажи-игрушки в адаптационный период ( яркая говорящая кукла Маша, веселый красочный Петрушка) Такие игрушки отвлекают детей, помогают расслабиться, снять напряжение. Кроме этого они вызывают у детей положительные эмоции, позитивные впечатления о детском саде. - в занятиях используем персонажи - игрушки как сюрпризные моменты. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).
Знакомя с литературными произведениями, сказками («Маша и медведь» обр. М.Булатова, «Теремок» » обр. М.Булатова, «Козлятки и волк» обр. К. Ушинского) используем настольный театр; параллельно знакомим детей с жестами, мимикой (изобразить удивление, показать сердитого волка, веселого зайчика) движениями (например: погрозить, потопать, похлопать, напугать). Знакомя с песенками, потешками, закличками («Солнышко-ведрышко…», «Водичка- водичка…», «Огуречикогуречик…», «Ладушки» и т.д) используем сказочные персонажи из театра –кукол би-ба-бо (Бабушку-забавушку). В процессе индивидуальной работы, учим малышей действовать с одним предметом персонажем), выполнять несколько действий и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.
Театрализованная игра у детей раннего возраста развивает:
-эмоциональную сферу (заставляет сочувствовать, сопереживать персонажам, выражать различные эмоции – радость, грусть);
-развивает непроизвольную эмоциональную речь;
-формирует опыт социальных навыков (воспитывает доброту, дружбу); В работе с детьми раннего возраста театрализованные игры используем, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Они непродолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей).
Для успешного проведения театрализованных игр создаем доверительную атмосферу и импровизируем, используем главный методический прием - многократное повторение.
Участвуя в театрализованной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки. В результате этого добиваемся достижения необходимого художественно-эстетического эффекта на личность ребенка. Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Наша задача создать условия для её проявления и развития. Поэтому в группе наше внимание было направлено на обогащение предметно-развивающей среды. В уголке по музыкально- театрализованной деятельности мы разместили различные виды театров: фланелеграф, пальчиковый , би-ба-бо, настольный: театр резиновых игрушек, конусов, цилиндров, коробочек, плоскостной. Любимым театром детей раннего возраста является настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем! Дед бил, бил, не разбил! Тянут, потянут..) Пальчиковый театр. Ребёнок надевает куклу на пальцы, и сам действует за персонажа, при этом развивается мелкая моторика, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, воображение, ребенок учится передавать настроение и характер персонажа.
Театр бибабо. Во время представления дети имеют возможность напрямую общаться с персонажами, участвуют непосредственно в действии спектакля. Малыши с удовольствием отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, они смеются и грустят вместе с персонажами, расстраиваются из-за неудач сказочных героев и радуются успехам. После просмотренного кукольного спектакля даём возможность детям продолжить общение с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели спектакль. Так, незаметно для себя, малыши включаются в театрализованную игру, от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
Театрализованная деятельность находит непосредственное отражение в культурно - досуговой деятельности;
∙ - праздники (тематические), развлечения
- рассказы с музыкальными иллюстрациями; -театрализованные представления (кукольный театр, инсценировки);
- игры с пением; -инсценирование песен;
-спортивные развлечения; -забавы В основе работы по музыкальному воспитанию в группе детей раннего возраста лежит использование русских народных мелодий («Ах, вы сени…», «Во саду ли, в огороде..», потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песенок в обработке композиторов Е. Тиличеевой, Г. Фрида, А.Александрова Музыкальные занятия у детей раннего возраста проводятся в игровой форме. Малыши любят сами ходить в гости и, чтобы к ним приходили гости, поэтому на занятиях я использую знакомые художественные образы ( кукла, собачка, лошадка, петушок, медведь), элементы декораций, костюмов, шапок-масок. С этими персонажами мы слушаем и поем, танцуем и играем, знакомимся с музыкальными инструментами. Это развивает художественный и эстетический вкус, расширяет музыкальные впечатления, способствует проявлению активности.
В целях художественно-эстетического развития разработан цикл занятий, связанных одной сюжетной линией - «В гости к матрешке». На этих занятиях постепенно знакомим детей с названием игрушки, учим понимать её характер, закреплять эмоции ( весело-грустно). Оказываю помощь воспитателям при подборе музыкального сопровождения к звуковому оформлению занятий, включающих театрализацию в группе. Музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей. Благодаря музыке, образы персонажей и их характеры становятся более полными и понятными малышам.
С воспитателями группы провожу индивидуальную работу, в ходе которой знакомлю и закрепляю программные произведения по музыкальному воспитанию. По мере овладения репертуаром воспитатель использует их в работе с детьми своей группы. Накопленный воспитателем опыт позволяет ему с легкостью выступать в театрализованных представлениях, развлечениях, дает возможность самостоятельно организовать культурно-досуговую деятельность в группе, используя знакомый репертуар.
Успех совместной работы воспитателя и музыкального руководителя зависит от обоюдной заинтересованности в педагогическом процессе. Помогаю в организации предметно-развивающей среды - по наполнению театрализованного и музыкального уголков. В музыкальном уголке в группе детей раннего возраста подобраны необходимые музыкальные инструменты: - шумовые инструменты (погремушки, колокольчики, коробочки – гремелочки с разной высотой звучания); -звучащие заводные игрушки, образные (цыпленок, мышонок, музыкальный волчок); - звучащие механические игрушки (с фиксированной мелодиейшарманки, музыкальные шкатулки, пианино); - ударные (молоточки, бубны); -духовые (дудочки, свистульки); - Шапки-маски в соответствии с содержанием программных сказок, игр, песен; -Иллюстрации по содержанию песен; - музыкально-дидактические игры на развитие динамического восприятия, характера музыки, ритмического звуковысотного восприятия, памяти Обращаем внимание на эстетичность в оформлении уголка, детские инструменты должны быть удобно размещены для организации самостоятельной деятельности и использования на занятиях. В группе имеется музыкальная, сделана подборка аудиокассет и дисков « Природа, птицы и животные», «Звуки живой и неживой природы», «Музыка покоя», которые соответствующих возрасту, интересам и потребностям детей и используются в различных режимных моментах, театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность находит непосредственное отражение в культурно-досуговой деятельности. Для детей раннего возраста праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в их жизни. Они доставляют радость и эстетические переживания. Исполнителями персонажей являются воспитатели, музыкальный руководитель и дети старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-театрализованного представления для детей разновозрастной группы по русской народной сказке "Репка"
Сценарий музыкально-театрализованного представления используется для ознакомления детей с русским народным творчеством....
Сценарий музыкального театрализованного представления для детей подготовительной к школе группы "Сказка за сказкой"
В этой сказке мальчик Вова путешествует во сне по сказкам. Встреча с героями этих сказок помогает мальчику осознать свои ошибки и исправить недостатки собственного характера. Сюжет можно использовать ...
Музыкальный театрализованные досуг "Как дети разбудили Солнышко"
Данный сценарий будет полезен воспитателям, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированное занятие (музыкальная, театрализованная, конструктивная деятельность) «Наш веселый зоопарк» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Интегрированное занятие в рамках проекта "Наши меньшие друзья", презентация к занятию прилагается...
Конспект музыкально-театрализованной досуговой деятельности «Спешим творить добро» для детей подготовительной к школе группы.
Подробный конспект музыкально-театрализованного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста, составленный в рамках Года добровольца и волонтера в России. Данное мероприятие можно использ...
Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"
Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....
Теоретические основы формирования музыкально- театрализованной игровой деятельности дошкольника.
Формирование эстетического интереса у дошкольников в процессе музыкально- театрализованной игровой деятельности...