Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"
статья по музыке
Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pronko_i.n._razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_2020.docx | 22.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное учреждение детский сад №51 компенсирующего вида
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Развитие музыкальных способностей у детей
с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью»
Музыкальный руководитель
Пронько Ирина Николаевна
Санкт-Петербург
2020
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом в детском саду увеличивается количество детей не только с тяжелыми речевыми нарушениями, но и соматически ослабленных, психологически незрелых, с резким преобладанием процессов возбуждения или торможения, с неразвитой общей и мелкой моторикой, с неустойчивым вниманием и нарушением пространственной ориентацию.
Наблюдения за поведением детей в первые дни пребывания в детском саду и психолого-педагогическая диагностика показали, что перед детьми стоит проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками, в некоторых случаях ребенок не принят, изолирован или совсем отвергнут. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному изображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театрализованная деятельность. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другими персонажами, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Музыкально-театрализованная деятельность является источником разбития чувств, глубоких переживаний, открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает мир, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. От лица какого-либо персонажа дети решают многие проблемы, ситуации, что помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное врем, во всех видах образовательной деятельности.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности детей в группах созданы «уголки сказки», в также «тихие уголки», где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрацию к сказке, послушать музыку.
В музыкальном зале и в группах есть различные виды театра: пальчиковый, би-ба-бо, теневой, театр фланелеграф, театр плоскостных картинок, а также ширма, набор кукол, маски и полумаски.
Содержание музыкально-театрализованных занятий включает в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним,
- Игры драматизации,
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок,
- Упражнение по формированию выразительности исполнения.
Большое внимание я уделяю играм-драматизациям, инсценировкам. Тут важно научить ребенка выразительно передавать игровые образы, настроение и характер персонажа, согласовывать свои действия с другими артистами для достижения этих задач детям помогает музыка. В своей работе я использую упражнения и этюды на развитие воображения, выразительности жестов и мимики, выражения эмоций, развития памяти.
В работе над образом используем один из средств образной выразительности – пантомиму.
После того, как дети поупражнялись над актерской техникой, можно приступать к подготовке драматизации сказки.
Репетиции проводятся с подгруппами детей, т.к. это более эффективно. Включаются танцы, песни и другой музыкальный материал.
Когда спектакль готов, наступает ответственный момент, который можно назвать премьерой. В этот день важен эмоциональный настрой детей, который должны создать педагоги и родители. В день премьеры можно «разыграть» настоящую праздничную атмосферу: раздать билеты, программы.
В процессе работы над спектаклем дети становятся дружнее, у них развивается чувство ответственности, появляется уверенность в своих силах. Каждое ново е выступление становится для них праздничным событием.
Только совместными усилиями детей, родителей, воспитателей, логопедов и музыкальных руководителей можно добиться высоких результат в овладении навыками правильной речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность.
Отличительные особенности опыта
Создана система работы, направленная н развитие музыкальных способностей детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью.
Возраст детей – от 4 до 7 лет
Срок реализации опыта – 3 года
Место в режимном моменте:
- Организационная деятельность детей (групповые и индивидуальные занятия);
- Совместная деятельность взрослых и детей;
- Самостоятельная деятельность детей.
Прогнозируемый результат работы
Высокий уровень развития музыкальных способностей у детей с нарушением речи необходимый для осуществления более продуктивной квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
Цель работы
Сформировать музыкальные способности у детей через музыкально-театрализованную художественную деятельность в государственном дошкольном образовательном учреждении детский сад №51 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
Задачи
Обучающие:
- Формирование и совершенствование актерских навыков, речевых умений, фонетических навыков.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную сферу ребенка, память, мышление, воображение, расширять музыкальный кругозор у детей дошкольного возраста.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к театру: к музыкально-художественному наследию;
- Формировать навыки взаимодействия, сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности и инициативности.
Педагогические принципы:
- Принцип системности;
- Принцип доступности;
- Принцип комплексности;
- Индивидуально-личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка.
Методы:
- Наглядный;
- Словестный;
- Игровой.
Формы работы:
- Регламентированная;
- Совместная;
- Самостоятельная.
Средства:
- Музыкально-дидактические игры;
- Дидактические пособия;
- Картотеки пальчиковых игр;
- Картотеки театрализованных игр, этюдов, упражнений;
- Картотеки музыкально-пальчиковых игр;
- Технические устройства.
Используемые педагогические технологии:
- Театрализованная деятельность;
- Сказка-терапия;
- Логоритмика.
Методическое обеспечение:
- Картотеки дидактических игр на развитие;
- Картотеки пальчиковых игр «Умные пальчики»;
- Картотеки театрализованных игр, этюдов, упражнений «Русские потешки и считалки»;
- Картотеки музыкально-пальчиковых игр «Пальчиковые игры»;
- Конспекты;
- Сценарии;
- Картотека художественно-литературных произведений по возрастам.
Пособия:
Дидактические игры, театрализованные этюды, музыкальное лото и авторские дидактические и развивающие игры.
Авторские разработки:
- Игра для развития слуха «Кто как идет»;
- Игра для развития у детей представления о характере музыки «Весело и грустно»;
- Игра для развития у детей представления о темпе музыки «Карусель».
Для развития выразительного исполнения подобрана система упражнений на выразительность жестов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М., «Сфера», 2003
- Бельшева Т.В. «Учимся по сказке», С-Пб, 2005
- «Дошкольное воспитание» №6, 2006
- Зарецская Н.В. «Календарные музыкальные праздники», М., «Айрис пресс», 2006
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольные театр», М., «Просвещение», 2000
- Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников, автор-составитель Корчаловская Н.В., М., «Аркти», 2008
- Орлова Ф.М., Соковнина Е.Н. «Нам весело», М., «Просвещение», 1865
- Петрова М.И., Сергеева Е.Л. Петрова Е.С. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», М., «Школьная пресса», 2003
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика», С-Пб, 2004
- Программа воспитания и обучения в детском саду, М., «Просвещение», 1985
- Шорохова О.А. «Играем в сказку», М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.
Конспект содержит материалы опыта работы по обучению детей логопедической группы игре на свирели....
Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...
Выступление на районном методическом объединении Презентация практического материала из опыта работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей с нарушением речи через театрализованную деятельность»
Работа логопеда в рамках театральной студии...
Презентация на тему: «Развитие творческих музыкальных способностей через театральную деятельность»
Формирование всесторонне развитой личности средствами музыкально - театрального искусства....
Консультация для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи, через использование кинезиологических игр и упражнений»
Работая с детьми, приходиться наблюдать, что дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавш...
Развитие творческих способностей детей с нарушением речи через театральную деятельность
Статья посвящена развитию творческих способностей детей с различными нарушениями речи через театральную деятельность. Театрализованная деятельность, интегрированная в образовательный процесс, способст...