Занятие с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития.
проект
Программное содержание:
1)Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и ёж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека.
2)Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно- следственные связи.Развивать доказательную речь.
3)Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. Закрепить знания о диких и домашних животных.
4)Продолжать знакомство со свойствами воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_tema.docx | 423.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия
тема: «Занятие с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития»
Важенина Ольга Александровна
Воспитатель коррекционной группы МКДОУ №17 г.Аша
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим
Тема: «Кто как зимует».
1. Программное содержание:
Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и ёж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно- следственные связи.Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. Закрепить знания о диких и домашних животных. Продолжать знакомство со свойствами воды.
2. Предшествующая работа:
Беседа о диких и домашних животных, рассматривание картин с животными, птицами, насекомыми, рыбами; чтение художественной литературы о лесных жителях; знакомство со свойствами воды :наблюдение за таяньем сосульки; наблюдения во время прогулок.
3. Подготовка к занятию:
Продумываю методику проведения занятия: вопросы, приёмы, готовлю оборудование.
4. Оборудование: карточки с изображением домашних и диких животных, картины о диких и домашних животных, птицах, насекомых; сосулька или кусочек льда.
Ход занятия.
1. часть.
Дети проходят садятся за столы.
Вступительное слово воспитателя.
Белая и холодная пришла на землю зима. Потонул в снегу лес, спрятались под ним плоды и семена, ещё недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях. И ещё труднее стало животным и птицам в поисках пищи. В такие суровые зимы выживают только сильнейшие из животных и птиц.
Воспитатель:-Ребята, а сейчас послушаем отрывок из стихотворения Н. Грибачёва «Зима».
(в исполнение детей)
«Ну, морозы, ну морозы,
Нос наружу –ой, ой, ой!
Даже белые берёзы,
В серой корке ледяной
Даже белки непоседки
В ожидание тепла,
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морознойдымью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны! »
2. Беседа с детьми.
Воспитатель:-Ребята, как вы думаете бояться ли лесные жители –звери зимы?
(нет, не бояться звери зимы) .
Воспитатель:- А как же звери могут выжить в такое трудное, холодное, время года? Что их спасает?
(От любой стужи их спасает пушистая и тёплая шерсть) .
Воспитатель:-Правильно, ребята! А от хищников, как звери спасаются (Звери поменяли окраску своей шубки и им легче будет спрятаться от своих врагов) .
Воспитатель:-Ребята, а какие звери меняют окраску своей шубки? Давайте послушаем загадки об этих животных, отгадав их, мы получим правильный ответ.
«На гору бегом, «Не мышь, не птица,
А с горы кувырком».(заяц) В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт».(белка) .
Воспитатель: -А чем же питаются зимой заяц с белкой?
(Заяц питается ветками деревьев и гложет кору, а белочка питается своими запасами, которые собрала летом, осенью) .
Воспитатель:-Давайте, ребята, послушаем ещё одну загадку.
«Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
Всех курей пересчитала,
И с собой унесла».(лиса) .
Воспитатель:-А как же, лиса находит себе корм?
(Лиса- хищница, она не питается ветками деревьев, а питается в основном мышами) .
Воспитатель: -Ребята, почему медведь и барсук к зиме накапливают жир (Потому что, они зиму проводят в спячке и живут за счёт жира) .
Воспитатель:-А про каких лесных жителей мы с вами забыли, послушаем о них загадки и получим ответ на этот вопрос?
«Идёт иглы на себе несёт
Чуть кто подойдёт
Свернётся в клубок
Ни головы, ни ног».( ёж)
«Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого встретить довелось,
Знаете, это…. (лось) .
Воспитатель:-А как проводят зиму ёж, лось? Как они спасаются от холода?
(Лось не проводит зиму в спячке, питается он корой деревьев, ветками, а ёж проводит всю зиму в спячке) .
Воспитатель:-Ребята, мы с вами поговорили о том, как животные переносят зиму, а теперь давайте поговорим о жизни птиц зимой.
-Давайте сначала вспомним зимующих птиц?
(синички, воробьи, снегири, голуби, сороки, вороны, дятлы) .
-Птицы в это время года приближаются к человеку, синички питаются личинками насекомых, снегири- ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крохи на земле.
-А как проводят зиму лягушки, рыбы (рыбы зимой опускаются на дно рек, озёр и там спят, и лягушки тоже спят всю зиму) .
Воспитатель:-А где проводят зиму насекомые (насекомые прячутся под кору деревьев, под листву, бабочки спят) .
Воспитатель:-Но зверям и птицам не редко бывает голодно. Кто же им поможет?
-Давайте послушаем продолжение стихотворения Н. Грибачёва «Зима».
«И сказал Серёжа : «Ладно!
Потерпи недолгий срок»
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой ёлки
на пеньке фанерный лист.
А на лист- зёрна,
А на лист -пшена,
Конопли две горсти-
Собирайтесь гости! »
Воспитатель:- А как мы, ребята, можем помочь животным, птицам, рыбам (мы тоже можем подкармливать зверей, птицам делать кормушки) .
3. Обобщение ответов детей.
Воспитатель:- Да, ребята, звери не боятся зимы. От лютой стужи их спасает пушистая, тёплая шерсть. У зайца, белки меняется окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу зимой ни орехов, ни грибов, но белка запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые, с удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего ни ест. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счёт жира, который накопили в своём теле ещё летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами в основном и кормится всю зиму.Птицы в это время года приближаются к жилью человека. Синицы питаются личинками насекомых, семечками кустов, деревьев; снегири -ягодами рябины; воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле. Рыбы опустились на дно рек, озёр и там спят. Но зверям и птицам зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать :в лесу раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди. Делают кормушки для птиц. Трудно зимой бывает и рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду, и рыбы часто погибают от его недостатка, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби. Мы с вами тоже обязательно должны помогать зверям, рыбам и птицам.
4. Музыкальная пауза.
Воспитатель:- Ребята, давайте немного отдохнём от нашей беседы и споём песенку. «Приходи зима» слова и музыка Э. Большаковой.
1. Идёт зима- красавица,
Ёе давно мы ждём
Она морозцем славится,
Заснеженным шитьём.
Припев: Ах, зимушка- метелица
Скорей стучи в окно,
Пусть снег позёмкой стелется,
Не мёрзнем всё равно.
2. Мы сядем в сани быстрые,
Мороз не страшен нам,
А солнце брызнет искрами,
По пашням и полям.
2 часть.
Воспитатель:-Ребята, о каких животных мы с вами говорили (Мы говорили о диких животных) .
- А какие ещё бывают животные? (домашние животные) .
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Зоологическое лото».
(На столах у детей картинки с изображением животных :домашних и диких. На мольберт вешается картина с изображением леса. Дети показывают, ту картинку с животным, которая соответствует картине, далее картина с изображением леса меняется на картину с изображением «домашнего двора».)
Воспитатель:- Дети! Вы хорошо знаете животных.Молодцы!
-Ребята, сегодня по дороге на работу я достала из почтового ящика детского сада вот это письмо (показывает детям) .Его нам прислал мой знакомый лесник. Вот что он в нём рассказал: «Было раннее утро. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие- большие, прозрачные, как стекло; до обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник… кап-кап-кап… поднял он голову - нет сосулек. Только капельки воды с крыши капают. Удивился он, куда это сосульки делись? Подумал, покачал головой, да так и не придумал. Просит помощи у вас.
-Расскажите, что это за капельки? Откуда они появились? Увидит ли он снова сосульки вечером (Сосульки начали таять от тепла солнечных лучей, образовалась вода, которая и стала стекать капельками с крыш. А сосульки появятся вечером, потому что, солнышко спрячется и вода начнёт опять замерзать и появятся сосульки) .
3 часть.
Опыт. Воспитатель показывает детям опыт. Берёт сосульку или кусочек льда, предлагает детям понаблюдать, что с ним (ней) будет происходить. Спрашивает детей: «Что происходит с сосулькой? »(она начинает таять) .
-А почему (потому что мы её занесли в тепло) .
-Значит, что можно сказать про сосульку и лёд?
(это твёрдая вода) .
Воспитатель предлагает детям написать ответ леснику.
6. Итог.
Воспитатель:- Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятие? Чем занимались?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство коррекционной работы с дошкольниками, имеющими проблемы речевого развития.
Я работаю в подготовительной логопедической группе с дошкольниками, имеющими самые различные речевые проблемы. Трудности речевого общения, характерные для детей с речевыми патологиями ста...
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному и речевому развитию "Приключения в космосе"
Интегрированное занятие направленное на: закрепление знания детей о космосе; знания об объемных геометрических телах, выделять их из окружающих предметов. В занятии использовались логические и ра...
Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи дошкольников имеющих проблемы в развитии
Данный материал был представлен на конкурс "Воспитатель года 2014 года"...
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Конспект занятия педагога-психолога со старшими дошкольниками, имеющими ОНР III уровня речевого развития на тему "Путешествие в осенний лес"
Цель: способствовать развитию познавательных процессов и способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III ур.р.р.Задачи: 1. Образов...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по познавательному и речевому развитию «Мир природы».
Задачи образовательной деятельности:- Упражнять детей в сочетании существительных с прилагательными (задание 1).- Продолжать развивать интерес детей к миру природы, через классификацию объектов природ...
План-конспект занятия с дошкольниками во 2 младшей группе. Речевое развитие Тема: «Звуковая культура речи: звук У».
Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию). Развити...