Занятие с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития.
проект

Важенина Ольга Александровна

Программное содержание:

1)Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и ёж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека.

2)Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно- следственные связи.Развивать доказательную речь.

3)Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. Закрепить знания о диких и домашних животных.

4)Продолжать знакомство со свойствами воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

тема: «Занятие с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития»

                                              Важенина Ольга Александровна

    Воспитатель коррекционной группы МКДОУ №17 г.Аша

                                                 

                                                   

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим

Тема: «Кто как зимует».

1. Программное содержание:

Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и ёж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно- следственные связи.Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. Закрепить знания о диких и домашних животных. Продолжать знакомство со свойствами воды.

2. Предшествующая работа:

Беседа о диких и домашних животных, рассматривание картин с животными, птицами, насекомыми, рыбами; чтение художественной литературы о лесных жителях; знакомство со свойствами воды :наблюдение за таяньем сосульки; наблюдения во время прогулок.

3. Подготовка к занятию:

Продумываю методику проведения занятия: вопросы, приёмы, готовлю оборудование.

4. Оборудование: карточки с изображением домашних и диких животных, картины о диких и домашних животных, птицах, насекомых; сосулька или кусочек льда.

Ход занятия.

1. часть.

Дети проходят садятся за столы.

Вступительное слово воспитателя.

Белая и холодная пришла на землю зима. Потонул в снегу лес, спрятались под ним плоды и семена, ещё недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях. И ещё труднее стало животным и птицам в поисках пищи. В такие суровые зимы выживают только сильнейшие из животных и птиц.

Воспитатель:-Ребята, а сейчас послушаем отрывок из стихотворения Н. Грибачёва «Зима».

(в исполнение детей)

«Ну, морозы, ну морозы,

Нос наружу –ой, ой, ой!

Даже белые берёзы,

В серой корке ледяной

Даже белки непоседки

В ожидание тепла,

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морознойдымью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны! »

http://www.artposter72.ru/shop/images/goods/1040171.jpg

2. Беседа с детьми.

Воспитатель:-Ребята, как вы думаете бояться ли лесные жители –звери зимы?

(нет, не бояться звери зимы) .

Воспитатель:- А как же звери могут выжить в такое трудное, холодное, время года? Что их спасает?

(От любой стужи их спасает пушистая и тёплая шерсть) .

Воспитатель:-Правильно, ребята! А от хищников, как звери спасаются (Звери поменяли окраску своей шубки и им легче будет спрятаться от своих врагов) .

Воспитатель:-Ребята, а какие звери меняют окраску своей шубки? Давайте послушаем загадки об этих животных, отгадав их, мы получим правильный ответ.

«На гору бегом, «Не мышь, не птица,

А с горы кувырком».(заяц) В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт».(белка) .

http://funforkids.ru/pictures/squirrel/squirrel013.png

Воспитатель: -А чем же питаются зимой заяц с белкой?

(Заяц питается ветками деревьев и гложет кору, а белочка питается своими запасами, которые собрала летом, осенью) .

Воспитатель:-Давайте, ребята, послушаем ещё одну загадку.

«Рыжая хозяюшка из лесу пришла,

Всех курей пересчитала,

И с собой унесла».(лиса) .

http://blogs.klerk.ru/images/attach/40196587.jpg

Воспитатель:-А как же, лиса находит себе корм?

(Лиса- хищница, она не питается ветками деревьев, а питается в основном мышами) .

Воспитатель: -Ребята, почему медведь и барсук к зиме накапливают жир (Потому что, они зиму проводят в спячке и живут за счёт жира) .

Воспитатель:-А про каких лесных жителей мы с вами забыли, послушаем о них загадки и получим ответ на этот вопрос?

«Идёт иглы на себе несёт

Чуть кто подойдёт

Свернётся в клубок

Ни головы, ни ног».( ёж)

http://vospitatel.com.ua/images/ej3.jpg

«Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого встретить довелось,

Знаете, это…. (лось) .

http://s.newslab.ru/photoalbum/543/6431.jpg

Воспитатель:-А как проводят зиму ёж, лось? Как они спасаются от холода?

(Лось не проводит зиму в спячке, питается он корой деревьев, ветками, а ёж проводит всю зиму в спячке) .

Воспитатель:-Ребята, мы с вами поговорили о том, как животные переносят зиму, а теперь давайте поговорим о жизни птиц зимой.

-Давайте сначала вспомним зимующих птиц?

(синички, воробьи, снегири, голуби, сороки, вороны, дятлы) .

-Птицы в это время года приближаются к человеку, синички питаются личинками насекомых, снегири- ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крохи на земле.

-А как проводят зиму лягушки, рыбы (рыбы зимой опускаются на дно рек, озёр и там спят, и лягушки тоже спят всю зиму) .

Воспитатель:-А где проводят зиму насекомые (насекомые прячутся под кору деревьев, под листву, бабочки спят) .

Воспитатель:-Но зверям и птицам не редко бывает голодно. Кто же им поможет?

-Давайте послушаем продолжение стихотворения Н. Грибачёва «Зима».

«И сказал Серёжа : «Ладно!

Потерпи недолгий срок»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой ёлки

на пеньке фанерный лист.

А на лист- зёрна,

А на лист -пшена,

Конопли две горсти-

Собирайтесь гости! »

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSDxul_wVn1qPyLLiQgIDh_CbHp8JKGD8G_7cVTUqzg8kmHizB8gw

Воспитатель:- А как мы, ребята, можем помочь животным, птицам, рыбам (мы тоже можем подкармливать зверей, птицам делать кормушки) .

3. Обобщение ответов детей.

Воспитатель:- Да, ребята, звери не боятся зимы. От лютой стужи их спасает пушистая, тёплая шерсть. У зайца, белки меняется окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу зимой ни орехов, ни грибов, но белка запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые, с удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего ни ест. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счёт жира, который накопили в своём теле ещё летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами в основном и кормится всю зиму.Птицы в это время года приближаются к жилью человека. Синицы питаются личинками насекомых, семечками кустов, деревьев; снегири -ягодами рябины; воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле. Рыбы опустились на дно рек, озёр и там спят. Но зверям и птицам зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать :в лесу раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди. Делают кормушки для птиц. Трудно зимой бывает и рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду, и рыбы часто погибают от его недостатка, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби. Мы с вами тоже обязательно должны помогать зверям, рыбам и птицам.

4. Музыкальная пауза.

Воспитатель:- Ребята, давайте немного отдохнём от нашей беседы и споём песенку. «Приходи зима» слова и музыка Э. Большаковой.

1. Идёт зима- красавица,

Ёе давно мы ждём

Она морозцем славится,

Заснеженным шитьём.

Припев: Ах, зимушка- метелица

Скорей стучи в окно,

Пусть снег позёмкой стелется,

Не мёрзнем всё равно.

2. Мы сядем в сани быстрые,

Мороз не страшен нам,

А солнце брызнет искрами,

По пашням и полям.

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRLOh3owvHgxeUx3EZD5lT21px4834GaYwaYRhxs8ryXmIW7xmJcw

2 часть.

Воспитатель:-Ребята, о каких животных мы с вами говорили (Мы говорили о диких животных) .

- А какие ещё бывают животные? (домашние животные) .

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Зоологическое лото».

(На столах у детей картинки с изображением животных :домашних и диких. На мольберт вешается картина с изображением леса. Дети показывают, ту картинку с животным, которая соответствует картине, далее картина с изображением леса меняется на картину с изображением «домашнего двора».)

Воспитатель:- Дети! Вы хорошо знаете животных.Молодцы!

-Ребята, сегодня по дороге на работу я достала из почтового ящика детского сада вот это письмо (показывает детям) .Его нам прислал мой знакомый лесник. Вот что он в нём рассказал: «Было раннее утро. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие- большие, прозрачные, как стекло; до обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник… кап-кап-кап… поднял он голову - нет сосулек. Только капельки воды с крыши капают. Удивился он, куда это сосульки делись? Подумал, покачал головой, да так и не придумал. Просит помощи у вас.

-Расскажите, что это за капельки? Откуда они появились? Увидит ли он снова сосульки вечером (Сосульки начали таять от тепла солнечных лучей, образовалась вода, которая и стала стекать капельками с крыш. А сосульки появятся вечером, потому что, солнышко спрячется и вода начнёт опять замерзать и появятся сосульки) .

3 часть.

Опыт. Воспитатель показывает детям опыт. Берёт сосульку или кусочек льда, предлагает детям понаблюдать, что с ним (ней) будет происходить. Спрашивает детей: «Что происходит с сосулькой? »(она начинает таять) .

-А почему (потому что мы её занесли в тепло) .

-Значит, что можно сказать про сосульку и лёд?

(это твёрдая вода) .

Воспитатель предлагает детям написать ответ леснику.

6. Итог.

Воспитатель:- Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятие? Чем занимались?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство коррекционной работы с дошкольниками, имеющими проблемы речевого развития.

Я работаю в подготовительной логопедической группе с дошкольниками,  имеющими самые различные речевые проблемы. Трудности речевого общения, характерные для детей с речевыми патологиями ста...

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному и речевому развитию "Приключения в космосе"

Интегрированное занятие направленное на: закрепление знания детей о космосе; знания об объемных геометрических телах, выделять их из окружающих предметов. В занятии использовались логические и ра...

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект занятия педагога-психолога со старшими дошкольниками, имеющими ОНР III уровня речевого развития на тему "Путешествие в осенний лес"

Цель: способствовать развитию познавательных процессов и способностей  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III ур.р.р.Задачи:        1.     Образов...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по познавательному и речевому развитию «Мир природы».

Задачи образовательной деятельности:- Упражнять детей в сочетании существительных с прилагательными (задание 1).- Продолжать развивать интерес детей к миру природы, через классификацию объектов природ...

План-конспект занятия с дошкольниками во 2 младшей группе. Речевое развитие Тема: «Звуковая культура речи: звук У».

Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию). Развити...