Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи дошкольников имеющих проблемы в развитии
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Данный материал был представлен на конкурс "Воспитатель года 2014 года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.docx | 69.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4 «Катюша»»
«Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников, имеющих проблемы в развитии.»
г.Лодейное Поле
2014 год
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К . Д. Ушинский
Новые тенденции в развитии современной системы образования повышают требования к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку как к национальной культурной ценности, овладению его литературными нормами. Неоднократно ученые Л.Выготский, А.Леонтьев, А.Лурия, М.Хватцев обращали внимание на значимость своевременного развития речи и мышления в становлении личности ребенка.
Работая учителем-дефектологом в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, большое внимание уделяю развитию связной речи дошкольников, имеющих проблемы в развитии. Как показывает практика, речевое развитие данной категории детей резко отличается от речи детей без проблем в развитии. Это обусловлено, прежде всего, незрелостью или недоразвитием психики ребенка, его эмоционально-волевой сферой, когда по определению Л.С.Выготского, существенные стороны психики ребенка сохраняют более раннюю детскую организацию, приводят к более позднему становлению навыков учебной деятельности. Существенным – ведущим – признаком эмоционально-волевого компонента задержки психического развития является низкий уровень познавательной активности, отраженный во всех видах психической деятельности (восприятии, мышлении ,памяти, внимания, речи, игре), ребенок медленнее и в меньшем объеме усваивает информацию, поступающую из окружающего мира, у него длительно формируются представления, понятия, различные навыки и умения (Ребенок слушает, но не слышит, смотрит, но не видит).
Наши воспитанники обладают более слабой памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники, кратковременная память преобладает над долговременной. Нарушения памяти проявляются не только в недостаточности процесса запоминания и воспроизведения материала, но и в трудности смысловой переработки информации, поэтому особенно трудно дается запоминание материала, требующего логического объединения частей в последовательное и целое.
Также стоит отметить особенности мышления моих воспитанников. Если наглядно-действенное и наглядно-образное мышление формируется через систему специальных коррекционных занятий, то формирование словесно-логического мышления затруднено значительно.
Чтобы речь моих воспитанников была красивой, плавной, орфографически и грамматически правильной, необходимо в процессе работы над связной речью задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, двигательный и даже вкусовой).
Одним из способов развития связного высказывания могут служить МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, которые я широко использую в своей педагогической деятельности. Как показывает практика, углубленная работа по развитию словесно-логического мышления и связной речи позволяет моим воспитанникам быть более успешными при обучении в школе.
2. Содержание педагогического опыта.
2.1. Основная цель моего педагогического опыта - развитие связной речи детей через освоение знаний и представлений об особенностях объектов природы, предметов, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях с использование системы специально подобранных наглядных моделей.
2.2. Введение наглядных моделей в педагогический процесс помогает решению ряда коррекционно–развивающих, образовательных и воспитательных задач:
- развитие связной речи детей
- формирование словесно-логического мышления, умения формулировать свое мнение, выстраивать высказывание
- ознакомление с простыми приемами запоминания с использованием разных видов моделей
- способствовать формированию понимания обращенной речи и словесной инструкции
- создавать условия для овладения ребенком всеми компонентами устной речи (фонетико-фонематическими процессами, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматическим строем речи, построением развернутого речевого высказывания)
- развитие творческого воображения, умения фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы
2.3.Ожидаемый результат-
Я считаю, что использование методов наглядного моделирования моим воспитанникам дает возможность
- планировать свои высказывания
- расширить круг знаний об окружающем мире;
- последовательно пересказать текст;
- облегчить заучивание стихов;
- развить связную речь
- активизировать и расширить словарный запас;
- развить мышление, память внимание;
- преодолеть робость, застенчивость, учит свободно держаться перед аудиторией.
2.4. Теоретическое обоснование педагогического опыта
На обоснованность метода наглядности, благодаря которому происходит развитие связной речи , указывали педагоги С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина, Л.Н. Ефименкова.
Значимость моделирования, плана высказывания неоднократно подчеркивалась Воробьевой В.К., Глуховым В.П.
Теория порождения речи, созданная известным психологом Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкина и др.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.
Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью ( Цеханская Л.И. ) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.).
Многие авторы разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, способности к перцептивной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Ветрова Н.М., Агаева Е.Л.).
Ряд исследователей, изучавших особенности речи и познавательной деятельности детей с речевой патологией, отмечают их трудности в овладении сенсорными навыками, которые сказываются на дальнейшем обучении.(Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, С.И.Маевская, Е.С.Мастюкова, С.К,Сиволапов, Л.Ф.Спирова, Л.С.Цветкова и др.) Дошкольники с общим недоразвитием речи и проблемами в развитии не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдается отставание в формировании перцептивных действий, что в свою очередь сказывается на успешности называния тех или иных свойств объектов. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Эти дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. Недостаточность процессов восприятия и речевого развития задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Наглядное моделирование это – процесс применения наглядных моделей.
Дети дошкольного возраста с проблемами в развитии отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Благодаря углубленной работе над связной речью дошкольников, имеющих проблемы в развитии, я пришла к выводу, что у детей можно отметить следующие недостатки сформированности данного навыка.
Особенности высказываний у детей с проблемами в развитии:
- короткие
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой
- уровень информативности высказывания очень низкий
Виды наглядного моделирования:
- Алгоритм
- Схема
- Опорные картинки
- Зарисовка
- Мнемотаблицы
- Схемы проведения опытов в уголке экспериментирования.
Метод наглядного моделирования я использую в работе со всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ текста
- составление описательного рассказа о предмете
- составление рассказов по картине
- заучивание стихов
- составление рассказа по серии картинок
- составление рассказа из личного опыта
Метод наглядного моделирования, направленный на развитие связной речи у детей, требует соблюдения как дидактических условий (принципы обучения, методы, средства), так и специальных подходов к обучению.
Основными принципами, определяющими эффективность воздействия, являются:
- активность ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения
- систематичность, предполагающая строгую последовательность и постепенность в подаче речевого материала (от простого к сложному)
- практическая направленность
- доступность и прочность усвоения речевого материала
- сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом к детям
Для достижения максимальной эффективности при проведении коррекционной работы по речевому развитию учитываю следующие знания о ребенке с ОВЗ
- структура и уровень сложности дефекта
- информация о его соматическом здоровье
- условия жизни и воспитания в семье
- уровень его речевого развития
Использование наглядного моделирования помогает в, поэтапном переходе от наглядно-действенного и наглядно-образного к словесно -логическому мышлению. Поэтому на начальных этапах внедрения моделей или символов предполагается подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, так называемыми «пиктограммами»), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации. На последующих этапах, соответствующих более сложным мыслительным операциям – обобщению, абстракции – наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т.е. слово, речевой образец, речевую инструкцию.
2.5. Система работы по реализации педагогического опыта
Свою работу по формированию связной речи с использованием методов наглядного моделирования у дошкольников с проблемами в развитии провожу в два этапа.
I этап – старшая группа (от 5 до 6 лет).
Основная цель: развитие связной речи детей через ознакомление с разными видами моделей, обучение использованию их в совместной деятельности.
Задачи:
- выявить уровень речевого развития детей
- формировать у детей потребность в общении со взрослыми и сверстниками
- развивать диалогическую речь
- обучать элементарным формам монолога
- активизировать словарь детей
- учить детей делиться своими впечатлениями
Формы работы:
- Фронтальные занятия
- Составление рассказов по алгоритму (по темам «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные»)
- Составление рассказа по собственной зарисовке (составление рассказа об осени)
- Рассказывание сказок по последовательным картинкам
- Пересказ коротких текстов с опорой на картинки;
- Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц.
- Игровая деятельность
- Словесные игры
- Пальчиковые игры
- Словесные игры.
- Взаимодействие с семьей
- Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка возраста 5-6 лет»
- Родительские собрания
- Индивидуальные занятия для родителей
- Индивидуальные беседы с родителями о речевом развитии ребенка.
Примеры использования приема наглядного моделирования:
1) Составление рассказа по алгоритму.
Составление рассказа по алгоритму , это самый первый этап работы с моделью. Предлагаю детям предмет или объект, о котором нужно составить рассказ. В процессе составления рассказа по алгоритму дети учатся выделять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. Такое высказывание состоит из 4-6 предложений и включает в себя:
- Название предмета
- Перечисление его основных внешних признаков (форма, цвет, величина);
- Принадлежность к определенной предметной группе;
- Некоторые отличительные свойства предмета или объекта (подбор слов определений).
В зависимости от особенностей предмета в алгоритм описания можно внести другие элементы (материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей). Также детям можно предложить определенный порядок составления описания предмета (справа-налево, сверху-вниз).
Например:
Даня Власов, 5 лет – Это огурец. Он овальный. Огурец растет в огороде
на грядке. Огурец вкусный, полезный, сочный.
Гушан Саша, 5 лет. – Это кошка. Кошка живет дома, она домашнее животное. Детеныш кошки называется котенок. Кошка лакает молоко, ловит мышей, мяукает, царапается.
2) Рассказывание по зарисовке (авторская разработка)
По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета начинаю вводить в обучение новый вид работы: рассказывание по собственному рисунку. Метод описания предмета или явления по выполненному ребенком рисунку является эффективным для усвоения им навыка самостоятельного рассказывания. Ребенку предлагается самостоятельно выполнить рисунок по прочитанному тексту, а затем пересказать его по вопросному плану. Рисунки выполняются цветными карандашами в целях закрепления цветовых зрительных представлений о предмете или явлении и повышает интерес детей к самим занятиям.
Например: Пермяков Костя, 5 лет – Наступила осень. По небу плывут серые тучи. Моросит холодный дождь. С деревьев опадают листья. Земля покрыта разноцветным ковром.
Планирование работы по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования 2011-2012 учебный год, старшая группа, I этап
Месяц | Тема | Задачи | Модель |
Октябрь | «Составление рассказа об овощах» «Составление рассказа о фруктах» «Пересказ короткого текста об осени по зарисовке» | - учить детей составлять детей составлять связные рассказы об овощах и фруктах - активизировать в речи детей слова-определения - учить различать и называть характерные свойства и качества предметов. - учить понимать содержание текста с помощью собственного рисунка - развивать творческое воображение - закрепить знания о сезонных изменениях. | Алгоритм Зарисовка |
Ноябрь | «Составление рассказа о домашних животных» «Составление рассказа о диком животном» | - продолжить обучение связному высказыванию по теме - развивать умение употреблять речи существительные обозначающие детенышей животных - воспитывать доброжелательное отношение к животным | Алгоритм |
Декабрь | «Пересказ короткого текста о начале зимы» «Пересказ рассказа «Белые мухи» | - развивать умение использовать в речи простые нераспространенные предложения - обогащать словарный запас образными словами - учить последовательному пересказу по опорным картинкам - формировать навык ответа на вопросы по тексту | Опорные картинки |
Январь | «Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» | - учить эмоционально воспринимать содержание сказки -запоминать действующих лиц и последовательность действий | Опорные картинки |
Февраль | Индивидуальные занятия с родителями «Волшебные снежинки» ( часть занятия- пересказ рассказа «Снежная баба») | - привлечение внимания родителей к коррекционной работе - обратить внимание родителей на сильные и слабые стороны развития ребенка - помочь родителям наладить взаимодействие со своим ребенком | Опорные картинки |
Март | Педагогический проект «Волшебница вода» Составление рассказа о воде Заучивание стихотворения о маме | - продолжать формировать умение пользоваться схемой при составлении рассказа - расширять словарный запас по теме - учить эмоционально воспринимать стихотворение - развивать образность речи - воспитывать любовь к маме через поэзию | Схема Мнемотаблица |
Взаимодействие с семьей.
Основное влияние на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения и воспитания, особенно в семьях, имеющих детей с проблемами в развитии.
Учитывая, что наши воспитанники посещают группу компенсирующей направленности, у нас с логопедом возникла идея вовлечения родителей в процесс коррекционной работы. Два раза в год мы проводим совместные индивидуальные занятия логопеда и дефектолога с родителями и их детьми. Мы считаем, что система отношений ребенка с родителями, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейших компонент социального развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в ДОУ само по себе не гарантирует у ребенка позитивных сдвигов. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное взаимодействие с родителями ребенка с целью изменения их позиции и отношения к нему.
Для разных родителей характерны различные реакции, которые те испытывают в процессе таких занятий.
Родителей с низким уровнем готовности к взаимодействию характеризует отсутствие знаний об особенностях эмоционально-волевой незрелости детей, о характере нарушений их познавательной деятельности. Родители не стремятся окружить своего ребенка заботой и поддержкой, игнорируют его интересы и мнения. Они не умеют создавать условия для эмоционального благополучия ребенка и устанавливать с ним положительный контакт. Взаимодействие родителей с низким уровнем готовности в совместной деятельности со своими детьми характеризуется слабо выраженными связями и напряженностью. В таких взаимоотношениях не хватает эмоционального тепла, родители заняты собственными проблемами и не умеют заинтересовать своих детей, вовлечь их в совместную деятельность. Дети испытывают дефицит общения с родителями.
Родители со средним уровнем готовностью к взаимодействию осознают необходимость оказания ребенку коррекционной помощи, но часто не знают, в чем она заключается. Такое взаимодействие родителей и детей отличается спонтанностью, совместная деятельность носит непродолжительный, формальный характер. Неумение организовать совместную деятельность, недостаточное владение приемами, средствами и способами взаимодействия приводят к ощущению неудовлетворенности, подавленности и усталости от взаимных отношений.
Родители, у которых готовность к взаимодействию с ребенком, имеющим проблемы в развитии, сформирована на высоком уровне, владеют знаниями о природе задержки психического развития. Они принимают ребенка таким, каким он есть, верят в его будущее, внимательны, ласковы и терпеливы, сознают свою ответственность за воспитание такого ребенка, Они умеют вызывать и поддерживать инициативу и заинтересовывать ребенка совместной деятельностью. Взаимодействие на таком уровне характеризуется общностью интересов. С помощью игровых форм родители побуждают детей к умственной деятельности. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, которая способствует обогащению их словаря, развитию связной речи, памяти, внимания, мышления, наблюдательности, воспитанию самостоятельности, общительности и т.д. Такие взаимоотношения отличаются взаимопониманием, взаимо- поддержкой, развивают детей, обогащая их жизненный опыт. Благодаря такой форме работы с родителями отмечаются существенные, позитивные изменения в динамике родительского отношения к детям, которое становится более теплым. Родители более адекватно оценивают развитие своих детей, получив всесторонние сведения о различных моделях воспитания и обучения.
Индивидуальные занятия для родителей мы с логопедом проводи 2 раза в год. В старшей группе в начале учебного года проводится занятие по итогам диагностического обследования детей, где родителям говорится о проблемах ребенка. Второе занятие, в конце учебного года, необходимо, чтобы и мы, педагоги, и родители смогли увидеть динамику развития ребенка. На втором этапе обучения, в подготовительной группе, первое совместное занятие посвящено итогам летнего домашнего задания, которое мы разрабатываем вместе с учителем-логопедом. На втором занятии стараемся показать насколько ребенок готов к школьному обучению.
Вот примеры тематик некоторых таких занятий:
- «Цветик-семицветик» -старшая группа, март 2009 год
- Занятие по итогам летнего домашнего задания- подготовительная группа, октябрь, 2010 год
- «Скоро в школу»- подготовительная группа, май 2011 год
- «Чудо дерево» - старшая группа, октябрь, 2011 год
- «Волшебные снежинки» - старшая группа, 2012 год
- «Золотая рыбка» - старшая группа, декабрь 2013 год.
Взаимодействие с воспитателями и учителем-логопедом.
Устранение речевых нарушений у детей с проблемами в развитии требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. В нашей группе развитием связной речи детей в доме занимается не только учитель-дефектолог , но и воспитатели. Мы работаем в тесном контакте, дополняя друг друга. Воспитатели на своих занятиях и в повседневной жизни закрепляют речевые навыки детей, полученные на занятиях учителя-дефектолога.
Также важная задача, которая стоит перед воспитателями, особенно в старшей группе - создание дружного детского коллектива. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку. Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом и со взрослыми, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет затруднен.
В начале учебного года я составляю перспективный тематический план, который согласовывается с учителем-логопедом и воспитателями. Все лексические темы распределены в течение календарного года. Изучение каждой лексической темы проходит две недели. По этим темам воспитатели планируют все свои занятия.
Лексическая тема, которую я отрабатываю на своих занятиях, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других.. Выбрав тему, согласую содержание работы на занятиях с воспитателями, подбор игр и упражнений, методы обучения и закрепления речевых навыков. Также в совместной работе с воспитателями и учителем-логопедом активно используем проектный метод. Так за прошлый выпуска нами успешно было реализовано два педагогических проекта – «Волшебница вода» (старшая группа, март, 2011 год), на итоговом занятии по проекту дети составляли рассказ о воде с опорой на схему, и «Лодейное Поле-край родной» (подготовительная группа, ноябрь,2011 год), на итоговом занятии дети составляли рассказ о своем городе также с опорой на схему.
Взаимодействие с воспитателями дает детям возможность свободного речевого общения, закрепление речевых навыков во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсиях, в играх и развлечениях
Мониторинг уровня развития связной речи детей на I этапе
Вывод: благодаря начальному этапу работы с моделью у детей повысилась речевая активность, расширились словарный запас, представления об окружающем мире. Они могут строить простые связные высказывания, с удовольствием работают с разными видами моделей.
II этап – подготовительная группа (6-7 лет).
Основная цель: совершенствование работы над моделью, активное развитие навыков монологической связной речи.
Задачи:
- Учить самостоятельно составлять рассказы по серии картинок, сюжетным картинам;
- Учить детей составлять рассказы-описания, загадки-описания с опорой на модель;
- Учить детей составлять рассказы из личного опыта;
- Познакомить детей с новыми видами моделей;
- Использовать для создания ситуации моделирования схемы опытов уголка экспериментирования.
Формы работы:
1.Фронтальные занятия
- Составление рассказа по серии картинок «Зайка и морковка», «Как помочь птицам зимой»
- Составление рассказа по картине «Белки осенью». «Кошка с котятами»
- Рассказывание сказок по последовательным картинкам
- Составление загадок-описаний
- Составление рассказов из личного опыта «Как письмо путешествовало», «Об электричке».
- Пересказ текста с элементами экспериментирования.
2.Игровая деятельность
- Словесные игры
- Пальчиковые игры
- Словесные игры.
3.Взаимодействие с семьей
- Консультация для родителей «Влияние развития связной речи на школьную готовность»
- Родительские собрания
- Индивидуальные занятия для родителей
- Индивидуальные беседы с родителями о речевом развитии ребенка.
Пересказ с элементами экспериментирования.
На втором этапе работы совместно с воспитателями проводим занятия по развитию связной речи с элементами эксприментирования. Данный вид занятий помогает детям не только понять смысл прочитанного текста на слух, но и смоделировать ту ситуацию, в которой отражается смысл произведения. Детям очень нравится практический поиск смысла произведения, а проделывают они это с помощью опытов. Таких занятий было проведено два: по рассказу Г.Циферова «Ежик» и по басне Эзопа «Догадливый осел». Работа в данном направлении будет продолжаться в разработку уже взяты рассказ Калининой «Про снежный колобок» и рассказ Л.Н.Толстого «Жучка».
Рассказы из личного опыта.
В развитии у дошкольников с ОВЗ связной речи значительной место я отвожу рассказыванию из личного опыта детей. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для рассказов нахожу в играх, прогулках,(например – целевая прогулка по улицам города, где мы с детьми рассматриваем транспорт, знакомимся с названиями улиц города), экскурсиях (например – экскурсия на почту, железнодорожный вокзал, в краеведческий музей). Рассказы из личного опыта интересны детям, они обогащают их речевую деятельность. Обучая детей рассказыванию из личного опыта, стараюсь заботиться о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, говорили выразительно, эмоционально. Учу использовать те слова и словосочетания, которые четко описывают время, место, событие, пользоваться точными названиями предметов, их частей, действий. Также большую роль играет словарная работа. Именно от нее зависят стройность речи, ее живость, отсутствие лишних пауз и заминок.
Планирование работы по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования, 2012-2013 учебный год, подготовительная группа, II этап.
Месяц | Тема | Задачи | Модель |
Сентябрь | «Занятие по итогам летнего домашнего задания» (часть занятия пересказ сказки «Два петуха») | -проверить уровень выполнения летнего домашнего задания - закрепить навык пересказа по опорным картинкам | Опорные картинки |
Октябрь | «Составление рассказа по картине «Белки осенью»» Пересказ рассказа Г.Циферова «Ежик» (с элементами экспериментирования) | - формировать эмоциональное восприятие -обогащать словарь определениями и словами-действиями -формирования навыка использования полученных ранее знаний в конкретной поисковой ситуации - формирование опыта коллективной деятельности, навыков сотрудничества - развитие навыка подробного пересказа | Схема |
Ноябрь | «Составление загадок-описаний о диких животных» Педагогический проект «Лодейное Поле-край родной» (итог занятия составление рассказа о городе) | - учить детей составлять загадки-описания - закрепить знания о диких животных -воспитывать любовь к родному городу -продолжить работу над связным высказывание | Схема Схема |
Декабрь | «Составление рассказа «Как письмо путешествовало» | -познакомить детей с работой почтового отделения -познакомить с почтовыми атрибутами - развивать логическое мышление | Серия Картинок |
Январь | «Составление рассказа «Как помочь зимой птицам» | -развитие произвольного внимания -зрительной памяти -словесно-логического мышления | Серия картинок |
Февраль | «Составление рассказа из личного опыта об электричке» | -закрепить знания детей о наземном транспорте -закрепить умение классифицировать виды транспорта -учить детей использовать жизненный опыт при составлении рассказа | Схема |
Март | Пересказ басни Эзопа догадливый осел»(с элементами экспериментирования) | закрепить знания о домашних животных -продолжить формировать навык подробного пересказа | Опорные картинки |
Апрель | Итоговое занятие «Скоро в школу» (часть занятия рассказывание сказки «Стоял домик у дороги» | - показать уровень речевого развития детей на выпуске. - показать владение детьми разными видами моделей» | Опорные картинки |
Мониторинг уровня развития связной речи детей на II этапе
Выводы: Анализируя работу по развитию связной речи с использованием методов наглядного моделирования, я пришла к выводу я пришла к выводу, что несмотря на хороший уровень развития связной детей выпуска 2012-2013 учебного года у детей остаются проблемы в развитии связной речи. Я считаю, что представленные приемы работы позволяют повысить уровень развития связной речи детей с ОВЗ . Также считаю, что моделирование является частью социализации ребенка, потому что он не только накапливает определенный речевой опыт, но и приобретает навык применения этого опыта в жизни.
Заключение:
Использование метода наглядного моделирования помогает детям преодолевать недоразвитие связной речи путем практических, целенаправленных действий; способствует прочному усвоению элементарных закономерностей языка и осуществлению переноса речевых навыков в самостоятельную речь.
Дети становятся более внимательными к собственной речи, ответам товарищей и к словесным инструкциям педагогов. Благодаря возросшей речевой активности детей, качественно развивается экспрессивная речь, резко сокращается количество «аграмматизмов».
Особенно ярко это проявляется в упражнениях, направленных на практическое усвоение навыками словоизменения и словообразования. Дети как бы «нащупывают» правильное окончание при согласовании, быстрее «чувствуют» допущенную ошибку и спешат ее исправить. Таким образом, «шлифуется» языковое чутье, помогающее в планировании и грамматическом структурировании высказываний.
Представленные методы наглядного моделирования позволяют одновременно активизировать детей с разными речевыми возможностями. Вслушиваясь в ответы более сильных товарищей, ребенок успешнее осуществляет переход из «зоны ближайшего развития развития» в «зону актуального развития».
Методика обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которым поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях. Динамичность проведения речевых игр и упражнений позволяет не злоупотреблять «сидячим» положением детей за столами, а проводить их сидя на ковре. У детей не возникает утомления, поддерживается стойкий интерес, что позволяет отмечать здоровьесберегающий характер представленного опыта работы.
Параллельно с собственно работой по формированию и совершенствованию связной речи у детей осуществляется коррекция и других высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
Данные методические материалы используются при проведении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, совместные занятия с родителями, а также в процессе домашней работы родителей с детьми.
Возможности использования методов наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению недоразвития связной речи у детей, имеющих проблемы в развитии неограниченны. Расширение диапазона использования моделей, углубление и усложнение содержания, дополнение новыми – вот перспективы их применения в дальнейшей работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."
Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....
Конспект занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе
Конспект занятия по развитию речи в средней группе....
Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием заместителей и наглядных моделей по методике В.К. Воробьевой...
Использование метода наглядного моделирования на занятиях по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР.
Из опыта работы...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Обувь.
Развитие связной речи – одна из задач, стоящих перед учителем-логопедом в системе коррекции речи детей....
Использование метода наглядного моделирования на занятиях по физической культуре
В своей работе я использую метод наглядного моделирования на занятиях. В данной статье указаны методы и приемы данной темы. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольник...