Технологическая карта организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми
план-конспект занятия (старшая группа)

Анкудинова Елена Владимировна

Тема: «Любите и берегите природу»

Возрастная группа: от 5   до 6 лет

Форма НОД:

Форма организации: Групповая

Тип образовательной деятельности: Тематическое  занятие

Технология: Игровая

Методы воспитания и обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, демонстрация. Методы эмоционального стимулирования:  поощрение, использование игр и игровых форм организации обучения. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы организации взаимодействия детей и накопления социального опыта: создание ситуаций совместных переживаний. Метод развития психических функций, творческих способностей, личностных  качеств  детей: постановка проблемы или создание проблемной ситуации.

Учебно-методический комплект: Примерная программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы.

Средства: Русские народные костюмы, видеопроектор, ноутбук, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые), фоновая русская народная музыка,  ширма, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologiya.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми

Разработчик: Е. В. Анкудинова

ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 52» АГО

Тема: «Любите и берегите природу»

Возрастная группа: от 5   до 6 лет

Форма НОД:

Форма организации: Групповая

Тип образовательной деятельности: Тематическое  занятие

Технология: Игровая

Методы воспитания и обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, демонстрация. Методы эмоционального стимулирования:  поощрение, использование игр и игровых форм организации обучения. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы организации взаимодействия детей и накопления социального опыта: создание ситуаций совместных переживаний. Метод развития психических функций, творческих способностей, личностных  качеств  детей: постановка проблемы или создание проблемной ситуации.

Учебно-методический комплект: Примерная программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы.

Средства: Русские народные костюмы, видеопроектор, ноутбук, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые), фоновая русская народная музыка,  ширма, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»

Раздаточный материал:

Белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки, конфеты.

Цель:  Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры.

Развивать умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.

Продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из природного и других материалов, прочно соединяя части.

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов.

Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Закреплять умение сравнивать предметы. Формировать элементарные представления об истории человечества, образом жизни людей разных времен .

Развивать умение поддерживать беседу

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, ооняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов.

1. Обобщать представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём).

2. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких – либо живых организмов в составе сообществ изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

3. Закрепить с детьми правила поведения на природе.

4. Воспитывать экологическое сознание, желание оберегать природу.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных, птицах, насекомых, с изображением лесов, водоёмов, лугов, луговых цветов; чтение книг познавательного цикла по экологии; отгадывание загадок экологического направления.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Момент привлечения внимания

Дети играют с игрушками, желательно изготовленными из разного материала (железная машинка, резиновый зайчик, бумажный петух…)

Звучит русская народная песня и воспитатель выходит из-за ширмы в  русском народном костюме.

-Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!  (Низко кланяется)

Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница.

Посмотрите на мой наряд.  (Кружится)

Нравиться?

-А сейчас носят такие наряды?

-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.

Задает вопросы, привлекая внимание детей.

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.

Опора на имеющийся опыт

- Ой, а что это у вас в руках?

-Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны?  Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.

-Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)

-А из какого материала сделана машинка?

(Машинка сделана из пластмассы)

-Значит машинка какая?

 (Машинка пластмассовая)

(Спросить 4-5ребенка)

 -Где же делают  такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике)

-А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.

Волосы льняные, В них ленточки цветные

С лоскутков её скрутила В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна. Догадайтесь, кто она?  (Кукла)

(Показывает тряпичную куклу)

-Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.  

Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.

 Моя кукла называется Берегиня.

 Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?  

Тогда, я хочу пригласить вас к себе в гости и показать вам мою мастерскую.

Но, чтобы попасть в мою мастерскую  мы отправимся за волшебную занавесь.

(Дети проходят за ширму и переодеваются в русские народные костюмы)

-Какие вы все красивые, как же вам идут эти наряды! В путь!

(Звучит русская народная музыка, все проходят в уголок русской избы, а затем в мастерскую)

Инициирует общее обсуждение,

вводит элемент новизны, рассказывает и обсуждает с детьми.

Рассказывают,

объясняют.

Составляет рассказы о предмете.

Получение новых знаний

Знакомство с  мастерской.

-Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!

Вот моё жилище, а попросту изба.  А это моя мастерская, здесь я делаю своих кукол.

Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол.

А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»

(Открыть сундук)

-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?

А вы знаете, что куклы бывают разные .(Показать кукол)

С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла.  Я вам сейчас  все о них расскажу и покажу.

Вы проходите за мной, и кукол берите с собой.

Усадим кукол на почетное место и будем с ними знакомиться.

-Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.

Пусть наши глазки все видят.

Ушки все слышат.

Голова запоминает,

а ротик ей не мешает.

 Рассказ воспитателя.  (просмотр презентации)

          «Народные тряпичные куклы»

    (история кукол, виды кукол)

А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?

-Сегодня мы с вами сделаем куклу  «Утешницу».

Посмотрите, какая она нарядная и яркая.

А знаете, почему её называют Утешницей?

С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.

Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.

Прежде чем приступить к изготовлению куклы   мы немного разомнем наши ручки и ножки.

 Игра – песня

Игра «У Маланьи, у старушки»

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

предоставляет достаточно времени для изучения, ознакомления, наблюдения. Вовлекает в совместную деятельность. Использует наглядные и информационные средства.

Слушают, сосредотачивают внимание, учувствуют в групповых действиях

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей )

Прослеживание темы

  Продуктивная деятельность.

Теперь я приглашаю вас в мастерскую.

Проходите и садитесь за стол.

-Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться,  играя с куколкой. И все у нас получится.

1.Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белый ситец. Какой формы лоскуток? (Квадрат)

Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.

2.Далее складываем квадрат углом, зажимаем пальцами «в пучок» и  начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка». Получилась головка у куколки!

3.Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).

Кладем перед собой ткань лицевой стороной вниз и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой.  Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.

4. У вас две ленточки одного цвета. Скажите, чем отличаются ленточки? (Одна ленточка длинная, а другая короткая). Возьмите короткую ленточку.  Завяжите ленточку на голову куколке .

5. Осталось  повязать косыночку на голову Утешницы. Какой формы косынка?

(Треугольник).    

Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим.  Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.

Наша куколка готова! Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? (Нет конфет)

7.Загляните под салфетку, что там лежит? (Конфеты)

Привяжите конфеты к ленточке.

-Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.

Показывает последовательность действий.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Выполняют задания в соответствии с установленными требованиями.

Осваивают последовательность действий.

Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Анализ (самоконтроль)

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

-А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях? А что вам понравилось больше всего?

-О каких куклах вы сегодня узнали?

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание. (Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу)

Выражает искреннее восхищение. Активизирует обсуждение.

Делятся впечатлениями.

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей " Порхающие цветы "

Тема: «Порхающие цветы»Возрастная группа: средняя группа (от 4 лет)Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельностьТехнология: экологического образования детей дошкольного возрастаФорма орган...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей. Квест-игра «Осень. Осенние признаки»

Цель: создание условий для формирования у детей систематических знаний по экологии в игровой форме.Задачи:- Продолжать воспитывать у детей интерес, любовь и бережное отношение к природе.- Продолж...

Технологическая карта организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей «Весенняя песочница»

Возрастная группа: средний возраст (4-5)Форма проведения НОД: познавательно-исследовательская деятельностьТехнология: здоровьесберегающаяФорма организации: подгрупповая...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми «Мячик для Танюши»

Цель НОД – создание условий для развития социальной ситуации в процессе продуктивной деятельности...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми «Путешествие Капельки»

Цель – создание условий для развития опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми «Фликеры- наши друзья!»

Технология сотрудничества (развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в организованно-образовательной деятельности); игровая технология (игровая организация деятельности с использова...