«Экспериментальная деятельность – один из факторов речевого развития»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение здравоохранения
«Полысаевский дом ребенка «Родничок»
СЕМИНАР
«Экспериментальная деятельность – один из факторов речевого развития»
Выполнил: Пушкина Е.А.,
воспитатель 2 мл. группы
Полысаевский ГО
2021
Детское экспериментирование -
одни из форм организации детской
деятельности с одной стороны
и один из видов познавательной
деятельности с другой
(Н.Н. Поддъяков).
Детство пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность. Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. Малышей интересует все новое, не изведанное. Известно, что уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь ребенок начинает проявлять «интерес» к окружающему миру, Это начальная ориентировочная активность, которая является физиологической основой полноценного развития ребенка. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Поэтому очень важно пробудить интерес к окружающему миру. Формировать умение делать открытия и удивляться им.
Исследовательская поисковая активность естественное состояние ребенка. Стремление к исследованию предметов порождает исследовательское поведение и создает условие для того чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Элементарное экспериментирование доступно детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуютт песок, камешки, предметы, плещутся в воде, знакомятся с плавающими и тонущими предметами. Изучаемые предметы дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменению, выделять в них новые свойства и отношения. Знания о том или ином предмете, явлении, ребенок должен получать не как голый факт, а как результат приобретенной в процессе поисков и размышлений. Л.С. Выготский неоднократно говорил о том, что своими корнями экспериментирование уходит манипулирование предметами. Через опытноэкспериментальнуо деятельность детей развивается познавательный интерес к окружающему миру, ребенок учится наблюдать, сравнивать, формировать основы
логического мышления.
Решается целый ряд задач:
- укрепляется физическое и психическое здоровье малышей;
- обеспечивается эмоциональное благополучие;
- расширяется кругозор детей;
- создается атмосфера радости и удовольствия;
- развивается активный словарь детей за счет слов обозначающие сенсорные признаки:
- формирование коммуникативных навыков у детей.
Экспериментирование с детьми раннего возраста проводится совместно с воспитателем. Непосредственный контакт с предметами и материалами помогают познать их свойства, качества. возможности. развивает любознательность. желание узнать больше, приобщают ребенка к миру природы.
С детьми раннего возраста можно проводить игры с песком, водой, бумагой. Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития малышей, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды.
Экспериментирование с водой
- Вода теплая – холодная – активизировать словарь ребенка, вода бесцветная, прозрачная, воспитывать у детей аккуратность при работе с водой.
- Окрашивание воды – используем разноцветную гуашь.
- «Дождик».
Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду.
- «Разноцветные кораблики».
Ребенку предлагается пускать в воду «разноцветные кораблики». В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете. Так одному ребенку можно предложить поиграть синими корабликами. другому с красными.
- Бросаем камешки в воду.
Взрослый предлагает ребенку бросать камешки в воду. Ребенок берет камешки по одному, двумя, тремя пальцами и бросает их в воду.
Экспериментирование с песком
I «Здравствуй песок»
Педагог просит по разному «поздороваться с песком», т.е., разными способами дотронуться до песка, поочередно, пальцами одной, потом второй руки, затем, всеми пальцами одновременно.
2. Угадай, что спрятано в песке (используются мелкие предметы).
3. Песочный дождик
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка на ладонь взрослого. на свою ладонь,
Конспекты занятий с детьми раннего возраста
Дидактическая игра «Рыбки»
Цель: развивать познавательнуо активность детей, научиться пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды, активизировать словарь, вызвать у детей радость.
Ход занятия: (подводя ребенка к бассейну): Посмотри, Егор, как плавают в водичке рыбки, уточки. Потрогай водичку (ребенок ладошкой трогает водичку, по желанию). Возьму сачок и поймаю рыбку. Вот так! Я поймала желтуо рыбку. А Егор какую рыбку хочет поймать? (ребенок ловит сачком рыбку) Какого цвета рыбку поймалр Красная рыбка.
Воспитатель: Посмотри, Егорушка. мало воды у рыбок, давай дольем водички (воспитатель показывает, как из леечки льется вода, передает лейку ребенку, малыш наливает воду). Забирай рыбку, которую ты поймал, иди поиграй с ней.
Дидактическая игра «Тонет — не тонет»
Цель: развивать познавательную активность делей'„ ввести понятия «тонет — не тонет», вызвать чувство радости, формировать коммуникативные навыки детей, расширять активный и пассивный словарь у детей.
Ход занятия: Ребята посмотрите, это кораблик! (показывает кораблик) Посмотрите он плавает. Вот лежат игрушки, они тоже очень хотят поплавать, но они не знают, могут они плавать или нет, поэтому бояться прыгать в воду. Давайте поможем игрушкам? Будем опускать по одной игрушке в воду, и. если она не сможет плавать и начнет тонуть, будем вылавливать ее сачком (показывает) или черпаком (показывает). (Дети проверяют. какие игрушки плавают, какие тонут. Берут игрушки, опускают в воду, смотрят, что происходит, воспитатель называет материал, из которого сделана игрушка. Например: пластмассовый шарик плавает, железная машина тонет). Возьмем игрушки, которые не могут плавать и тонул, и поиграем с ними. (Воспитатель вылавливает игрушки, которые плавают, оставляет один кораблик).
Дидактическая игра «Чудесным мешочек»
Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Ход занятия: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики. кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.
Дидактическая игра «Бумага»
Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги .
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая ( можно сдуть с ладони. мнётся, рвётся, шуршит, не тони в воде).
- Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звхлом. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик. для рисования и т. д.) и продемонстрировать. что можно делать с каждым из её видов.
Дидактическая игра «Переливалочки»
Цель: Познакомить со свойствами воды: жидкая, может течь, может быть теплой, холодной. Развивать тактильные ощущения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста...
«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей об ообенностях детской экспериментальной деятельности...
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Здесь отражены задачи; направления; структура детского экспериментирования; материалы и оборудование, необходимое для детского экспериментирования; методические приемы, используемые для организации де...
Доклад на семинар «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Детский ум очень пытлив и любознателен. Приходит время, когда в день нам приходится слышать "100 тысяч почему": почему небо синее, почему солнце светит, почему снег идет и т.д. И очень часто мы – взро...
Программа кружка По экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» (познавательно-речевое развитие) старшая группа «Солнышко»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти зн...
Обобщение опыта "Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников"
https://cloud.mail.ru/public/Mgqi/smCCusZL...