Использование электронных ресурсов и дистанционных технологий в работе учителей-логопедов
материал

Елисеева Наталья Сергеевна

Каким же образом в условиях дистанционного образования осуществляется полноценная коррекционно-развивающая работа логопеда?

В связи с переходом на дистанционный режим нам не обойтись без участия родителей. И здесь я хочу остановиться на тонкостях дистанционного формата. Как это работает?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mmo_26_avgusta_2020g.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование электронных ресурсов и дистанционных технологий в работе учителей-логопедов

В период перехода на дистанционное обучение логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. И, конечно же, компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия, как дополнительные инновационные элементы, а в условиях дистанционного обучения — как основные.

Каким же образом в условиях дистанционного образования осуществляется полноценная коррекционно-развивающая работа логопеда?

В связи с переходом на дистанционный режим нам не обойтись без участия родителей. И здесь я хочу остановиться на тонкостях дистанционного формата. Как это работает?

Во-первых, мы можем передавать и отрабатывать только базовые навыки. Во-вторых, требуется очень непродолжительное участие родителя. Требуется очень точная инструкция для родителя как это делать. Требуется очень простое действие ребенка при выполнении. Ну и наконец, я должна работать и с мотивацией ребенка и с мотивацией родителя каждый день. Родителю нужна дополнительная инструкция как работать с мотивацией ребенка. И я, конечно же, не требовала отчет, а превращала  отчет в игру. При этом отчет я начинаю превращать в игру далеко не с первых позиций взаимодействия.

Какие каналы коммуникации с родителями я использую, когда речь идет об onlain? Информировать родителей можно через мессенджеры.

Я использовала Viber и придерживалась следующих правил информирования:

  1. Модератор группы – педагог.
  2. Переписка технически запрещена. В группах есть такая тенденция, когда один что-то написал и посыпались сообщения. Чтобы этого не было в настройках технически запретить переписку участников группы.
  3. Информирование всегда в одно время. Выбрать удобное время (утром или вечером, когда родители пришли с работы и выгрузить материал). А если у родителей будут вопросы, то можно, например, на один час (заранее обговорить это с родителями) открыть переписку.

Следующий инструмент, с которым я работаю – это инструмент простого сайта, куда я размещаю всю информацию. Я создала сайт в конструкторе Google. Доступ к этому сайту открыт не для всех, а только для тех, у кого есть ссылка на сайт. Он содержит всего лишь 4 раздела: текстовые инструкции для родителей, видеоматериалы для детей, форму обратной связи и форму фиксации наших успехов.

В раздел видео я загружаю короткие видеоролики для детей. Это могут быть готовые видеоролики из youtu.be или снятые мною видеоролики. (Например, комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на мелкую моторику, игры, физминутки  и др.). На ресурсе videopuppet  можно озвучить презентацию не своим голосом и сделать из этого видео. Под каждым видеороликом я ставлю дату проведения этого занятия, чтобы родителям легче было ориентироваться на странице и не искать подолгу нужное видео.

На странице инструкции я вставляю тексты для родителей (задания, упражнения, сказки, ссылки на игры и другое), которые сначала создаю в гугл документах.

На страницу обратная связь я загружаю гугл формы, в которых создаю опросы, тесты, анкеты, такие формы, где родители могут задать мне вопрос.

На страницу успехи я загрузила  онлайн доску Падлет, на которую родителям очень удобно вставить фотографию, видео или просто 1-2 предложения о том, что у ребенка получилось. То есть, на этой странице родители делятся успехами своих детей.

Используя Интернет-ресурсы, мы имеем огромную возможность создания дидактического материала и игровых пособий.

Например, в конструкторе wordwall я создавала дидактические игры. Этот конструктор позволяет из одного контента затем создать целый ряд игр. Например, игра сортировка групп «Времена года». Дети должны мышкой перетаскивать картинки к соответствующему времени года. Этот сервис дидактических игр интересен тем, что я могу просмотреть результаты каждого ребенка. На основе одного набора картинок можно составить и другие игры, т.е. это будет игра «Времена года», но в разных вариантах (воздушный шар, викторина, коробочка, тест).

Также игры можно создавать в Microsoft PowerPoint. На основе шаблонов игр «Сортировщик», «Подбери картинку к слову», «Убери лишнее» и др. я создавала игры на разные темы. Все игры анимированные, с издаваемыми звуками при правильном и неправильном действии.

Как построить занятие?

  1. Видео для ребенка (максимум 3 минуты)
  2. Текстовая инструкция для родителя (ЧТО конкретно и ЗАЧЕМ это делать) Например, включите ребенку видео и пусть он повторяет за логопедом. Эти упражнения подготовят мышцы артикуляционного аппарата к постановке звука Ш.
  3. Мотивация (дайте награду)

Дистанционное обучение, конечно, несколько меняет обычный характер работы логопеда и имеет свои плюсы и минусы. 

Положительными я считаю следующие моменты:

1. Практика показала, что использование ИКТ и Интернет-ресурсов доступно и эффективно;

2. Интенсивное сотрудничество с родителями воспитанников, которые являются неотъемлемой частью каждого логопедического занятия;

3. Работа в этом режиме стала более эффективна при сотрудничестве с психологом, которая помогала наладить контакт с родителями, получать обратную связь, учитывать психо-физиологические особенности ребенка.

Основным минусом в логопедической работе при дистанционном обучении является удалённость контакта, дистанция с ребенком (ведь в работе логопеда важен как раз прямой и непосредственно личный, часто тактильный, контакт с ребёнком, например, при постановке звуков). Ну и эта проблема, я считаю, решаема, если обмениваться опытом среди коллег.

В целом, положительных моментов в логопедической работе в условиях дистанционного образования много. И я, уважаемые коллеги, поделилась тем, что действительно работает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Современные электронные технологии в работе учителя-логопеда

Изрекать могут многие — понимают не все (Григорий Богослов)Концепция модернизации российского образования гласит: «Главная задача российской образовательной политики – обеспечение со...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...

«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»

laquo;Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»...