Использование электронных ресурсов и дистанционных технологий в работе учителей-логопедов
материал
Каким же образом в условиях дистанционного образования осуществляется полноценная коррекционно-развивающая работа логопеда?
В связи с переходом на дистанционный режим нам не обойтись без участия родителей. И здесь я хочу остановиться на тонкостях дистанционного формата. Как это работает?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_mmo_26_avgusta_2020g.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование электронных ресурсов и дистанционных технологий в работе учителей-логопедов
В период перехода на дистанционное обучение логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. И, конечно же, компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия, как дополнительные инновационные элементы, а в условиях дистанционного обучения — как основные.
Каким же образом в условиях дистанционного образования осуществляется полноценная коррекционно-развивающая работа логопеда?
В связи с переходом на дистанционный режим нам не обойтись без участия родителей. И здесь я хочу остановиться на тонкостях дистанционного формата. Как это работает?
Во-первых, мы можем передавать и отрабатывать только базовые навыки. Во-вторых, требуется очень непродолжительное участие родителя. Требуется очень точная инструкция для родителя как это делать. Требуется очень простое действие ребенка при выполнении. Ну и наконец, я должна работать и с мотивацией ребенка и с мотивацией родителя каждый день. Родителю нужна дополнительная инструкция как работать с мотивацией ребенка. И я, конечно же, не требовала отчет, а превращала отчет в игру. При этом отчет я начинаю превращать в игру далеко не с первых позиций взаимодействия.
Какие каналы коммуникации с родителями я использую, когда речь идет об onlain? Информировать родителей можно через мессенджеры.
Я использовала Viber и придерживалась следующих правил информирования:
- Модератор группы – педагог.
- Переписка технически запрещена. В группах есть такая тенденция, когда один что-то написал и посыпались сообщения. Чтобы этого не было в настройках технически запретить переписку участников группы.
- Информирование всегда в одно время. Выбрать удобное время (утром или вечером, когда родители пришли с работы и выгрузить материал). А если у родителей будут вопросы, то можно, например, на один час (заранее обговорить это с родителями) открыть переписку.
Следующий инструмент, с которым я работаю – это инструмент простого сайта, куда я размещаю всю информацию. Я создала сайт в конструкторе Google. Доступ к этому сайту открыт не для всех, а только для тех, у кого есть ссылка на сайт. Он содержит всего лишь 4 раздела: текстовые инструкции для родителей, видеоматериалы для детей, форму обратной связи и форму фиксации наших успехов.
В раздел видео я загружаю короткие видеоролики для детей. Это могут быть готовые видеоролики из youtu.be или снятые мною видеоролики. (Например, комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на мелкую моторику, игры, физминутки и др.). На ресурсе videopuppet можно озвучить презентацию не своим голосом и сделать из этого видео. Под каждым видеороликом я ставлю дату проведения этого занятия, чтобы родителям легче было ориентироваться на странице и не искать подолгу нужное видео.
На странице инструкции я вставляю тексты для родителей (задания, упражнения, сказки, ссылки на игры и другое), которые сначала создаю в гугл документах.
На страницу обратная связь я загружаю гугл формы, в которых создаю опросы, тесты, анкеты, такие формы, где родители могут задать мне вопрос.
На страницу успехи я загрузила онлайн доску Падлет, на которую родителям очень удобно вставить фотографию, видео или просто 1-2 предложения о том, что у ребенка получилось. То есть, на этой странице родители делятся успехами своих детей.
Используя Интернет-ресурсы, мы имеем огромную возможность создания дидактического материала и игровых пособий.
Например, в конструкторе wordwall я создавала дидактические игры. Этот конструктор позволяет из одного контента затем создать целый ряд игр. Например, игра сортировка групп «Времена года». Дети должны мышкой перетаскивать картинки к соответствующему времени года. Этот сервис дидактических игр интересен тем, что я могу просмотреть результаты каждого ребенка. На основе одного набора картинок можно составить и другие игры, т.е. это будет игра «Времена года», но в разных вариантах (воздушный шар, викторина, коробочка, тест).
Также игры можно создавать в Microsoft PowerPoint. На основе шаблонов игр «Сортировщик», «Подбери картинку к слову», «Убери лишнее» и др. я создавала игры на разные темы. Все игры анимированные, с издаваемыми звуками при правильном и неправильном действии.
Как построить занятие?
- Видео для ребенка (максимум 3 минуты)
- Текстовая инструкция для родителя (ЧТО конкретно и ЗАЧЕМ это делать) Например, включите ребенку видео и пусть он повторяет за логопедом. Эти упражнения подготовят мышцы артикуляционного аппарата к постановке звука Ш.
- Мотивация (дайте награду)
Дистанционное обучение, конечно, несколько меняет обычный характер работы логопеда и имеет свои плюсы и минусы.
Положительными я считаю следующие моменты:
1. Практика показала, что использование ИКТ и Интернет-ресурсов доступно и эффективно;
2. Интенсивное сотрудничество с родителями воспитанников, которые являются неотъемлемой частью каждого логопедического занятия;
3. Работа в этом режиме стала более эффективна при сотрудничестве с психологом, которая помогала наладить контакт с родителями, получать обратную связь, учитывать психо-физиологические особенности ребенка.
Основным минусом в логопедической работе при дистанционном обучении является удалённость контакта, дистанция с ребенком (ведь в работе логопеда важен как раз прямой и непосредственно личный, часто тактильный, контакт с ребёнком, например, при постановке звуков). Ну и эта проблема, я считаю, решаема, если обмениваться опытом среди коллег.
В целом, положительных моментов в логопедической работе в условиях дистанционного образования много. И я, уважаемые коллеги, поделилась тем, что действительно работает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт "Использование комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда как средство коррекции речевых и неречевых функций у детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Использование нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками....
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...
Современные электронные технологии в работе учителя-логопеда
Изрекать могут многие — понимают не все (Григорий Богослов)Концепция модернизации российского образования гласит: «Главная задача российской образовательной политики – обеспечение со...
Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...
«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»
laquo;Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»...
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда "Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда"
Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда...