Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у детей интерес к занятиям, превращая их в занимательную игру. С помощью подобранных и разработанных игр и упражнений происходит активизация всех речевых процессов, развивается память, мышление, воображение, фантазия детей, поддерживается эмоционально положительное состояние от совместной деятельности с другими детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции ОНР у детей 6-7 лет»
Цель:
Коррекция речевых нарушений детей через использование метода песочной терапии.
Задачи:
- Обучать правилам работы с песком, создавая у детей интерес к коррекционным занятиям, превратив их в занимательную игру;
- Сочетать игры и упражнения с песком для активизации всех речевых процессов в коррекционной работе;
- Развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.
- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
Применение в логопедических технологиях:
- обследования различных компонентов речи
- развития темпо-ритмической стороны речи
- развития дыхания
- постановки и автоматизации звуков
- развития лексико-грамматических категорий и связной речи
- развития фонематических процессов
- развития пространственных отношений
- развития мелкой моторики при подготовке руки к письму
Работа с детьми, имеющими системные нарушения речи, направлена на коррекцию речевых процессов, а так же социально-педагогическую, психологическую адаптацию для успешной подготовки к обучению в школе. При поступлении в группу, ребята зачастую не понимают инструкций, отвлекаются. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, некритичность.
Поэтому меня интересуют нетрадиционные методы в логопедической работе, направленные на комплексное развитие воспитанников. Из всех нетрадиционных методов большую привлекательность для меня имеет использование песочной терапии.
Изучение литературы показало, что использование игр с песком в традиционные занятия, даёт больший воспитательный, образовательный и коррекционный эффект, нежели стандартные формы обучения. Так как:
- существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
- более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Перенеся часть изучаемого материала на песок, традиционная методика по формированию, коррекции и развитию речевых процессов у детей с общим недоразвитием речи стала более интересной, увлекательной, продуктивной.
Предлагаю Вам рассмотреть применения игр с песком на логопедических занятиях.
Игры на развитие диафрагмального дыхания
Игры: «Выровняй дорогу», «Что под песком?», «Помоги зайцу», «Секрет»,
Игры при отработке артикуляционных упражнений
Выполняя артикуляционные упражнения, одновременно выполнять движения пальчиками в песке. Упражнения: «Лошадка», «Индюки», «Качели», «Часики», «Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Горка» и т.д..
Игры с песком включаются на этапе постановки и автоматизации звуков.
Произнося автоматизируемые звуки изолированно, в слогах, словах, одновременно производить соответствующие движения пальчиками в песке (на основе пособия «Весёлый карандаш»)
Р: круги, спиральки на песке,
С: насыпать горочку из песка,
Ш: дорожка для змейки.
Можно проговаривать поставленный звук и чертить пальчиком на песке дорожки, сочетать проговаривание звука с написанием соответствующей буквы. Аналогично может проводиться работа по автоматизации звуков в слогах, словах.
Игры при коррекции нарушений слоговой структуры слова. Ребенок оставляет на песке столько «следов», сколько слогов в заданном слове.
Подготовка к обучению грамоте
«Слова на песке».
Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие фонематического анализа.
Описание: ребенку предлагается «написать» на песке и произнести слово с автоматизируемым звуком по слогам; из ряда произносимых слов, выбрать слово с автоматизируемым звуком и записать его.
«Превращения».
Цель: профилактика и предупреждение оптической дисграфии и дислексии, формирование буквенного гнозиса, развитие зрительного восприятия и внимания.
Описание: ребёнку предлагается превратить написанную на песке букву в заданную другую. Причём буквы можно как дописывать, так и стирать ненужные элементы; узнать недописанную букву и дописать её.
«Найди букву» (вариант игры «Волшебный мешочек»).
Цель: развитие мелкой ручной моторики, тактильной чувствительности, фонематического слуха, автоматизация поставленного звука.
Описание: ребёнку предлагается с закрытыми глазами найти закопанные в песке буквы (все или определённую) или игрушки в названии которых есть заданный (автоматизируемый) звук.
«Буквы на песке».
Цель: развитие фонематического слуха, мелкой моторики.
Описание: ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков услышать заданный и написать соответствующую ему букву на песке.
Развитие фонематического слуха и восприятия
Игры : «Спрячь ручки», «Слоговые дорожки», «Два города» - под толстым слоем песка спрятаны заламинированные картинки с дифференцируемыми звуками [С-Ш]; [Р-Л] и т.д.) ребенок откапывает их и раскладывает на две группы. Можно предложить ребенку выбрать фигурки с любым заданным звуком.
Коррекция лексико-грамматических нарушений речи
-правильное употребление в речи предлогов, наречий,
-настоящее и прошедшее время глаголов ( я откапываю – я откапал, я шагаю – я прошагал, я дую – я сдул, я ищу – я нашёл..);
-использование пиктограммам: соотносить картинки с определенными понятиями (рассказ о животных);
«Фигуры на песке».
Цель: развитие пространственных представлений, зрительного внимания, изучение геометрического материала.
Описание: ребенку предлагается начертить пальчиком или предметом на песке геометрические фигуры в определённом углу (нижний правый, верхний левый и т.д.) И назвать где и какая фигура находится. Используя данный приём при закреплении образования и согласования относительных прилагательных, ребёнка просят подобрать и назвать предметы по форме, цвету, размеру.
Развитие связной речи
(при этом одновременно проводится автоматизация звуков)
Игра «Картина из загадок»
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит.
всем тепло дарит. ( солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки. (облака)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной. (радуга)
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (речка)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда. (трава)
Массаж кистей, пальчиков рук
Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики
«Песочный дождик».
Цель: регуляция мышечного напряжения, развитие мелкой ручной моторики.
Описание: ребенку предлагается пересыпать песок из своих рук в песочницу, на ладони логопеда, на свою ладонь.
«Следы на песке».
Цель: развитие мелкой ручной моторики, пространственной ориентации, тактильной чувствительности, воображения.
Описание: ребенку предлагается кулачками, ладонями или кончиками пальцев, надавливая на песок имитировать следы животных, двигаясь в разных направлениях. Задание можно усложнить, дав установку какими именно пальцами имитировать следы (это задание широко используется в процессе автоматизации и дифференциации звуков)
Подобные игры: «Выровняй дорожку», «Делаем дорожку» (закрепление понятий: узкая – широкая, длинная – короткая, прямая - кривая), «Что под песком?», «Секрет», «Веселые соревнования», «Нарисуй картинку», «Наполни песком бутылочку, чашечку»
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, развивает самооценку, учится работать в коллективе, не боится ошибаться. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
В ходе работы мне удалось:
1. Создать содержательно-насыщенную среду для реализации продуктивной, увлекательной, познавательной и творческой совместной деятельности логопеда с детьми в процессе формирования речевых процессов;
2. Апробировать имеющиеся, разработать и внедрить собственные разнообразные игры с песком для последовательной работы
3.Повысить результативность процесса обучения посредством использования игр с песком, которые способствуют не только решению коррекционных задач, но и развитию познавательно-исследовательской деятельности, игровой и творческой активности;
4.Содействовать проявлению самостоятельности и сотрудничества воспитанников во время индивидуальной и подгрупповой работы, тем самым совершенствуя навыки позитивной коммуникации.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: методический практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб., 1999.- 340с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
- Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "
Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....
Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "
Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....
Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ
Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда с родителями. В современной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями...
Из опыта работы: «Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ»
В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи.Среди детей с ОВЗ выделяют такую группу, которая по своему психофизическому ...
Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ
Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"29147047","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"140","...
Педагогический опыт работы на тему:«Использование современных логопедических технологий в практике учителя-логопеда в условиях детского сада.
Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным вид...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...