Подземное царство
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель. Сформировать у детей представления о жизни обитателей Подземного царства (почвы), об их роли в сохранении экологического равновесия в природе. Показать, что в почве есть воздух; что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Подвести детей к пониманию основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде. Предварительная работа. Чтение литературных произведений о животных; проведение опытов по выявлению свойств воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podzemntsarstvo.docx | 7.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подземное царство
Цель.
Сформировать у детей представления о жизни обитателей Подземного царства (почвы), об их роли в сохранении экологического равновесия в природе. Показать, что в почве есть воздух; что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.
Подвести детей к пониманию основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Предварительная работа.
Чтение литературных произведений о животных; проведение опытов по выявлению свойств воздуха.
Ход занятия
Воспитатель.
Ребята, вас сейчас ждёт интересное занятие. (На доске крепится кроссворд). Вы любите решать кроссворды? (Ответы детей). Вот и замечательно! 1-й вопрос. Шишка. Гриб. Лесной орех. Кто запасливее всех? Из окна летят скорлупки, А в окне – хозяйка в шубке. (Белка)
2-й вопрос. Это животное приходится родственником белки, собирает орехи в защечные мешки. (Бурундук)
3-й вопрос. Лишь вечер на лес напускает дремоту Выходит из логова он на охоту. Опаснее нету врага у зверей, Увидев его, все бегут поскорей. (Волк)
4-й вопрос. Зверь такой на свете есть: Он немытого не ест, Всё в реке ополоснёт, А зовётся он … (Енот)
Ребята, вы заметили про кого были все эти вопросы-загадки? (Про диких животных). Ну что же, если вы правильно ответили, то по вертикали получите слово – название ещё одного животного, самого знаменитого землероя. (Крот).
Используя карточки-подсказки, расскажите, что вы знаете о нем.
2 Составление описательного рассказа о кроте с использованием опорных картинок («домик» – где животное живёт; «тарелка» - чем питается; «шуба» - какой у него мех и т. д.).
Воспитатель.
Ребята, вы хорошо описали крота, я лишь немного добавлю к вашему рассказу. Кроты встречаются практически везде: в саду и огороде, в парке и на футбольном поле. Им нужны лишь насекомые – их любимое лакомство и рыхлая земля. Кроты предпочитают одиночество и большую часть времени находятся под землёй. На поверхность земли они выходят лишь в период брачных игр, да ещё изредка тёмными ночами в поисках пищи. Верным признаком того, что поблизости живёт крот, служат кротовины (горки земли). Это он выталкивает лишнюю землю из своих ходов. Кроме крота в Подземном царстве (так можно назвать почву как среду обитания) живут и другие его обитатели. В сырой земле прячутся жабы и ящерицы; они обитают в верхнем слое почвы. (Предложить для рассматривания плоскостную модель Подземного царства).
Некоторые насекомые, например майский жук, начинают свою жизнь в почве, поскольку откладывают в ней свои яйца. Гусеницы некоторых видов бабочек (бабочки-совки) образуют куколку в почве. Роют ходы, продвигаясь в почве в поисках пищи, землеройка и крот. Огромное количество червей живёт в земле. Некоторые из них уже оказались в специальных подземных кладовках у кротов и землероек. Многие из обитателей Подземного царства столь малы, что плохо видны невооружённым глазом. Это микроорганизмы – самые маленькие живые организмы. Они состоят только из одной клетки.
Животные и насекомые, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они улучшают плодородие почвы. Почва не может обходиться без живых существ, а живые существа не могут обходиться без почвы. Она необходима для них, как среда существования. Вот замечательное подтверждение того, что всё в природе взаимосвязано. Говоря о взаимосвязях в природе надо сказать, что крота по традиции ошибочно считают «вредителем». «Роет землю старый крот, разоряет огород», - так о нем говорят в народе. Но, во-первых, крот не вредит растениям, это насекомоядное животное. Во-вторых, (и это главное), с позиций экологии (науки о защите природы) в природе нет «вредных» и «полезных». Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крот: питаясь насекомыми, живущими в почве, он не позволяет им размножиться сверх меры и уничтожить растения. Если ваши родители считают, что кроту не место на вашем огороде, то надо постараться его поймать и выпустить где-нибудь в стороне от огорода.
Ребята, теперь вы знаете о существовании Подземного царства с его многочисленными обитателями. Скажите, а чем дышат жильцы этого царства? Как и все животные – воздухом. А как вы думаете, есть ли в почве воздух? А давайте мы с вами сейчас это проверим.
Опыт 1
Я опускаю в банку с водой комочек земли, а вы понаблюдайте и скажите, что появляется в воде. (Пузырьки воздуха). Откуда появился воздух в воде? (Из почвы). А теперь проведите опыт самостоятельно, чтобы вы смогли хорошо рассмотреть этот процесс.
Опыт 2
Ребята, а сейчас рассмотрите почву, которая у вас в розетках: как она выглядит (плотная или рыхлая). Обратите внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» - там и «прячется» воздух. Это почва с участка, где редко ходят люди. А это земля с тропинки. Что вы можете о ней сказать? (Сравнить с первым образцом). Так вот, на тропинках, дорогах земля под тяжестью наших тел сжимается, «пустых мест» между комочками земли становится меньше, они прижимаются друг к другу, а воздух «уходит». Для него не остаётся места.
Вопросы к детям.
1. Подумайте и скажите: где воздуха в почве больше – в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека?
2. В лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают?
3. Что произойдёт с подземными жителями, если люди в парке, в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
Воспитатель. Чем больше мест будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас, особенно в местах массового отдыха людей.
Физминутка. ЖУК
1.К нам жук влетел,
2. Вот он вправо полетел, Зажужжал и запел: Каждый вправо посмотрел. «Ж-ж-ж».
3.Вот и влево полетел,
4. Жук на нас хочет сесть, каждый влево посмотрел. Не дадим ему присесть.
5.Жук наш приземлился,
6.Жук, вот правая ладошка, Зажужжал и закружился. Посиди на ней немножко.
7.Жук, вот левая ладошка,
8.Жук вверх полетел Посиди и тут немножко. И на потолок присел.
9.На носочки мы привстали,
10.Хлопнем дружно: хлоп-хлоп-хлоп Но жука мы не достали. Чтобы улететь он смог.
Опыт 3
Ребята, рассмотрите воду в обеих баночках. Чем она отличается? (Ответы детей). Да, действительно, в одной баночке чистая вода, а в другой – грязная, 4 которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, или просто выплёскиваем на землю. Ребята, полейте почву в одной ёмкости чистой водой, а в другой – грязной. Что произошло? (Ответы детей). В первой ёмкости почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри.
Вопросы к детям.
1. Если бы вы были на месте дождевого червя или крота, то какую почву выбрали бы для своего дома?
2. Чтобы вы почувствовали, если бы вам пришлось жить в грязной земле?
3. Чтобы вы подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём попросили бы их?
4. Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?
Вывод: в жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождём, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и «мёртвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берётся «мёртвая вода»? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей и т.д. Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Гуляя в парке желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать всё вокруг: ведь мы там гости, а в гостях ведут себя, не разрушая дом хозяина. Ну а по большому счёту, нужно беречь всю окружающую нас природу. Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг! Всё, что нужно год от года Нам даёт сама природа. И поэтому все мы Жить не можем без воды, Без растений и животных, Без красивых гор высоких, Без лесов, полей и рек Жить не может человек! Так давайте сбережём Наш земной природный дом!
Итог занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"
Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...
Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"
В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой....
«Знакомство с подземным царством»
«Знакомство с подземным царством»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Область "Познание". Путешествие в Подземное царство.
Знакомство с подземным миром, его обитателями прходило на экологической трапе. Этим путешествие хотелось рассказать и показать детям красоту этого мира. Прививать детям любовь и ответственность за мир...
«В подземном царстве».
Экспериментирование и опыты для детей всегда интересно. А тут еще и необычно....
НОД по изодеятельгости: "Путешествие в подземное царство"(подготовительная группа)
Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Главный герой Лесной гном, который летом ходит по лесу и следит за порядком, а зимой в подземелье отдыха...
«Знакомство с подземным царством»
Тема «Знакомство с подземным царством».Программное содержание.;Дать детям представление о почве как компоненте природы, продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных жителей: дож...