«Знакомство с подземным царством»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тема «Знакомство с подземным царством».Программное содержание.;Дать детям представление о почве как компоненте природы, продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных жителей: дождевого червя, крота; показать их приспособленность к почвенной среде. Соблюдение правил поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_1.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                             МБДОУ «Детский сад №16» г. Канаш

                                   План-конспект

      непосредственно-образовательной деятельности

    «Познание. Формирование целостной картины мира»

                              Старшая группа

    тема: «Знакомство с подземным царством»

                                                                                      Подготовила:

                                                                                                    Федорова Ольга Михайловна                  

                                                                                                    1 квалификационная категория

Тема «Знакомство с подземным царством»

Программное содержание.

 Дать детям представление о почве как компоненте природы, продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных жителей: дождевого червя, крота; показать их приспособленность к почвенной среде. Соблюдение правил поведения в природе.

Материал и оборудование:

рисунки крота, дождевого червя; срез земли; мешочек с землёй. Банки: глина, песок, камни; листы бумаги. Конверт с письмом. Корона. Дидактическая игра «Собери картинку»

Литература:

 сказки « Дюймовочка»(Г-Х Андерсен)  Детская энциклопедия. Все обо всём. « Безопасность» - учебное пособие по ОБЖ. Презентация «Подземные жители»

Предшествующая работа.

Чтение сказки «Дюймовочка» (Г Х Андерсен). Рассказ «Слепые землекопы»;  рассматривание картин  «Кроты»; просмотр презентации «Подземные жители »  проведение дидактических игр «Этажи леса», «Составь картинку», «Цепочка взаимосвязи». Беседы о кроте, наблюдение за дождевыми червями. Цикл наблюдений за почвой и её свойствами. Загадывание загадок.

Ход : ( дети сидят полугругом )

Воспитатель: Природа великая волшебница. В ней так всё устроено. Что ничего зря не пропадает. Вы все знаете, что  осенью опадает листва. А как вы думаете, куда она потом исчезает?

Дети: сначала на землю, а потом всё перемешивается с землёй.

Воспитатель: Дело в том, что все опавшие листья, сухие ветки и даже пни, как по волшебству превращаются ……во что?

Дети: В почву.  Она становиться богатой. В ней появляется «еда» для растений.( показ слайдов)

 Воспитатель: К нам в гости я пригласила хозяина «Подземного царства» -подземного царя. Он очень любит рассказывать о своих владениях. (стук в дверь)

Появляется царь в темных очках (обращаем внимание на то, что под землёй темно)

Царь: Ох, как у вас светло. У меня в царстве темно и прохладно. Здравствуйте. Посмотрите, что я вам принес. Это мешочек с волшебной землёй.  А вы знаете, как она называется? (показ слайда)

Дети: почвой.  

Царь: Да почва очень важный элемент в жизни растений. А как вы думаете, для чего она нужна растениям? (показ слайда)

Дети: чтобы росли цветы, а деревья выделяли кислород

Царь: Молодцы. Посмотрите, а это что? ( показ слайда)

Дети: Это срез земли.

Царь: Моя почва похожа на слоёный пирог. Какие части вы видите и знаете?  (показ разреза земли)

Дети: верхний темный и питательный - это почва, затем песок, камни и глина.  В верхнем слое больше «еды» для растений, а чем глубже, тем меньше.                        

 Царь: Правильно. У вас на столах есть листы бумаги. Я вам положу немного почвы из волшебного мешочка. Скажите, что вы видите?-

Дети: комочки, корешки.                  

  Царь: а если потрогать землю, какая она?-

Дети: теплая, сухая, мягкая.

Царь: А теперь попробуйте нарисовать комочками на листе бумаги. Рисунки получаются?

Дети:  Рисунки чёрного и коричневого цвета.(дети вытирают руки влажными салфетками)

Царь: но кроме почвы в моём царстве ещё живут подземные жители. Перед вами на столах лежат разрезные картинки. Если вы правильно их соберёте, то узнаете, кто это?

(проводится игра «Собери картинку».)

Дети: это крот, червяк, жук, мышь.

Царь: Молодцы. А сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки «Большое чудо» (чтение и показ рисунка –слайда дождевого червяка) Дождевой червяк хотел прийти к вам в гости, но он очень боится людей  и  прислал вам письмо. (чтение письма)                      

 Как вы думаете, хорошо видит червяк?

Дети: Нет, под землёй нет света, ему зрение не нужно. А если его долго держать на солнце, то он погибнет.

Царь: Правильно. У меня есть ещё один житель и вот про него загадка.

У него блестящая шкурка, он плохо видит и за него мышь хотела выдать замуж Дюймовочку.(Показ слайда-крота)

Дети: это крот.

Царь: Давайте вспомним, что о нем говорила мышь.

Дети: У него большой дом под землёй; он носит чудесную шубу; он слепой и не видит; у него много комнат.

Царь: А теперь подумайте и скажите: «Почему крот был слепым и не любил солнце?

Дети: он подземный житель и ему не нужно зрение.

Царь: А почему крот был толстым?

Дети: У него толстый жир, он согревает крота под землёй.

Царь: Почему крот ждал, когда наступит осень и земля снова станет рыхлой и мягкой.

Дети: Ему легче копать землю. Роет он землю передними лапами. Когда земля мешает, он протыкает землю носом поверхность земли и выбрасывает её, образуя кучи. Эти кучи называют – кротовник. (показ слайда).

 Крота можно гладить в любом направлении; у него хороший нюх  и он  хорошо слышит.

Царь: А чем он питается?

Дети: Жуками, червяками, а на него охотятся вороны, куницы, лисы, хорьки и ежи.

Царь: Но мы забыли ещё одного врага?

Дети: Это человек. Он шьёт из шкуры крота шубы.

Царь: Но кротам тоже нужны шубы самим. А ещё я бы хотел узнать ,какие условия нужны для жизни под землёй этим жителям. У вас на столах лежат карточки с условными обозначениями. Это: солнце, воздух, вода, темнота, свет, земля. Миша выйди и выбери, как ты думаешь сам, что им нужно (ребёнок выбирает карточки -  дети проверяют). Молодцы, вы хорошо справились .Теперь вы познакомились с моим подземным царством и подземными жителями .А мне пора уходить. А волшебную землю положите в свои горшки с цветами. До свидания.

Воспитатель: Дети давайте последуем совету подземного царя и будем беречь нашу природу.  

( В конце можно просмотреть фрагмент из мультфильма «Дюймовочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"

Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...

«Знакомство с подземным царством»

«Знакомство с подземным царством»...

«Знакомство с подземным царством»

                                                      ...

Занятие на улице по окружающему миру "Знакомство с Подземным царством"

Знакомство детей с почвой , ее особенностями, значением жизни растений и почвенными обитателями....

Конспект открытого занятия «Знакомство с Подземным царством» в подготовительной группе

Конспект открытого занятия «Знакомство с Подземным царством» в подготовительной группе....

Конспект занятия по экологии в старшей логопедической группе «Знакомство с подземным царством»

Воспитатель: Иванкина Н.П. (высшая квалификационная категория) Рязань 2023...

Конспект занятия по экологии "Знакомство с подземным царством"

Конспект занятия по экологии "Знакомство с подземным царством"...