«Знакомство с подземным царством»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_1.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №16» г. Канаш
План-конспект
непосредственно-образовательной деятельности
«Познание. Формирование целостной картины мира»
Старшая группа
тема: «Знакомство с подземным царством»
Подготовила:
Федорова Ольга Михайловна
1 квалификационная категория
Тема «Знакомство с подземным царством»
Программное содержание.
Дать детям представление о почве как компоненте природы, продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных жителей: дождевого червя, крота; показать их приспособленность к почвенной среде. Соблюдение правил поведения в природе.
Материал и оборудование:
рисунки крота, дождевого червя; срез земли; мешочек с землёй. Банки: глина, песок, камни; листы бумаги. Конверт с письмом. Корона. Дидактическая игра «Собери картинку»
Литература:
сказки « Дюймовочка»(Г-Х Андерсен) Детская энциклопедия. Все обо всём. « Безопасность» - учебное пособие по ОБЖ. Презентация «Подземные жители»
Предшествующая работа.
Чтение сказки «Дюймовочка» (Г Х Андерсен). Рассказ «Слепые землекопы»; рассматривание картин «Кроты»; просмотр презентации «Подземные жители » проведение дидактических игр «Этажи леса», «Составь картинку», «Цепочка взаимосвязи». Беседы о кроте, наблюдение за дождевыми червями. Цикл наблюдений за почвой и её свойствами. Загадывание загадок.
Ход : ( дети сидят полугругом )
Воспитатель: Природа великая волшебница. В ней так всё устроено. Что ничего зря не пропадает. Вы все знаете, что осенью опадает листва. А как вы думаете, куда она потом исчезает?
Дети: сначала на землю, а потом всё перемешивается с землёй.
Воспитатель: Дело в том, что все опавшие листья, сухие ветки и даже пни, как по волшебству превращаются ……во что?
Дети: В почву. Она становиться богатой. В ней появляется «еда» для растений.( показ слайдов)
Воспитатель: К нам в гости я пригласила хозяина «Подземного царства» -подземного царя. Он очень любит рассказывать о своих владениях. (стук в дверь)
Появляется царь в темных очках (обращаем внимание на то, что под землёй темно)
Царь: Ох, как у вас светло. У меня в царстве темно и прохладно. Здравствуйте. Посмотрите, что я вам принес. Это мешочек с волшебной землёй. А вы знаете, как она называется? (показ слайда)
Дети: почвой.
Царь: Да почва очень важный элемент в жизни растений. А как вы думаете, для чего она нужна растениям? (показ слайда)
Дети: чтобы росли цветы, а деревья выделяли кислород
Царь: Молодцы. Посмотрите, а это что? ( показ слайда)
Дети: Это срез земли.
Царь: Моя почва похожа на слоёный пирог. Какие части вы видите и знаете? (показ разреза земли)
Дети: верхний темный и питательный - это почва, затем песок, камни и глина. В верхнем слое больше «еды» для растений, а чем глубже, тем меньше.
Царь: Правильно. У вас на столах есть листы бумаги. Я вам положу немного почвы из волшебного мешочка. Скажите, что вы видите?-
Дети: комочки, корешки.
Царь: а если потрогать землю, какая она?-
Дети: теплая, сухая, мягкая.
Царь: А теперь попробуйте нарисовать комочками на листе бумаги. Рисунки получаются?
Дети: Рисунки чёрного и коричневого цвета.(дети вытирают руки влажными салфетками)
Царь: но кроме почвы в моём царстве ещё живут подземные жители. Перед вами на столах лежат разрезные картинки. Если вы правильно их соберёте, то узнаете, кто это?
(проводится игра «Собери картинку».)
Дети: это крот, червяк, жук, мышь.
Царь: Молодцы. А сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки «Большое чудо» (чтение и показ рисунка –слайда дождевого червяка) Дождевой червяк хотел прийти к вам в гости, но он очень боится людей и прислал вам письмо. (чтение письма)
Как вы думаете, хорошо видит червяк?
Дети: Нет, под землёй нет света, ему зрение не нужно. А если его долго держать на солнце, то он погибнет.
Царь: Правильно. У меня есть ещё один житель и вот про него загадка.
У него блестящая шкурка, он плохо видит и за него мышь хотела выдать замуж Дюймовочку.(Показ слайда-крота)
Дети: это крот.
Царь: Давайте вспомним, что о нем говорила мышь.
Дети: У него большой дом под землёй; он носит чудесную шубу; он слепой и не видит; у него много комнат.
Царь: А теперь подумайте и скажите: «Почему крот был слепым и не любил солнце?
Дети: он подземный житель и ему не нужно зрение.
Царь: А почему крот был толстым?
Дети: У него толстый жир, он согревает крота под землёй.
Царь: Почему крот ждал, когда наступит осень и земля снова станет рыхлой и мягкой.
Дети: Ему легче копать землю. Роет он землю передними лапами. Когда земля мешает, он протыкает землю носом поверхность земли и выбрасывает её, образуя кучи. Эти кучи называют – кротовник. (показ слайда).
Крота можно гладить в любом направлении; у него хороший нюх и он хорошо слышит.
Царь: А чем он питается?
Дети: Жуками, червяками, а на него охотятся вороны, куницы, лисы, хорьки и ежи.
Царь: Но мы забыли ещё одного врага?
Дети: Это человек. Он шьёт из шкуры крота шубы.
Царь: Но кротам тоже нужны шубы самим. А ещё я бы хотел узнать ,какие условия нужны для жизни под землёй этим жителям. У вас на столах лежат карточки с условными обозначениями. Это: солнце, воздух, вода, темнота, свет, земля. Миша выйди и выбери, как ты думаешь сам, что им нужно (ребёнок выбирает карточки - дети проверяют). Молодцы, вы хорошо справились .Теперь вы познакомились с моим подземным царством и подземными жителями .А мне пора уходить. А волшебную землю положите в свои горшки с цветами. До свидания.
Воспитатель: Дети давайте последуем совету подземного царя и будем беречь нашу природу.
( В конце можно просмотреть фрагмент из мультфильма «Дюймовочка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"
Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...
«Знакомство с подземным царством»
«Знакомство с подземным царством»...
Занятие на улице по окружающему миру "Знакомство с Подземным царством"
Знакомство детей с почвой , ее особенностями, значением жизни растений и почвенными обитателями....
Конспект открытого занятия «Знакомство с Подземным царством» в подготовительной группе
Конспект открытого занятия «Знакомство с Подземным царством» в подготовительной группе....
Конспект занятия по экологии в старшей логопедической группе «Знакомство с подземным царством»
Воспитатель: Иванкина Н.П. (высшая квалификационная категория) Рязань 2023...
Конспект занятия по экологии "Знакомство с подземным царством"
Конспект занятия по экологии "Знакомство с подземным царством"...