Консультация для педагогов: «Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок»
консультация (старшая группа)
Рекомендации для педагогов по работе с образовательным модулем «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок»
Воспитатель: Григоренко Кристина Александровна
В системе дошкольного обучения и воспитания игра является в качестве одного из важнейших средств обучения и развития детей. Среди разнообразия выделяют большую группу дидактических игр таких как: дары Ф. Фребеля, материалы М. Монтессори, палочки Х. Кюизенера, логические блоки З. Дьенеша, игры Б.Н. Никитина и многие другие.
Еще одними разновидностями игр являются игры-головоломки, в частности образовательный модуль «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников.
Под смарт-тренингом для дошкольников мы будем понимать метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости. Значимость логико-математических игровых материалов в образовательном процессе обусловлено вызовами современности и трендами будущего, которые говорят о том, что возрастает необходимость получения глубоких знаний в области технологий, математики и науки.
В старшем дошкольном возрасте складываются благоприятные предпосылки для использования игр-головоломок, которые проявляются в том, что в этот возрастной период у детей активно развивается мышление, формируются элементы логического мышления, в целом развиваются интеллектуальные способности.
Игры-головоломки развивают у детей познавательный интерес, любознательность, активное желание узнавать новое, неизвестное в окружающем мире; формирование положительной самооценки, уверенности в себе, в своих возможностях. Важным фактором успешного освоения образовательной программы воспитанниками является обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Для успешного обучения и поддержания интереса детей дошкольного возраста к играм-головоломкам, педагогам следует:
- иметь личный интерес к головоломкам;
- правильно подбирать игры-головоломки с учётом доступности их решения, возраста и индивидуальных возможности ребенка;
- для поддержания интереса сначала выбирать простые головоломки;
- продумать место размещения головоломок. Как правило комплект размещается в центре математики;
- ограничивать одновременный доступ к большому количеству головоломок;
- обеспечить периодическую сменяемость головоломок, стимулируя познавательную активность детей;
- учитывать желание ребенка решить головоломку, не навязывая, не заставляя и не подавляя инициативу;
- при первом знакомстве с головоломкой, рассказать о ней, объяснить, в чем она заключается и при необходимости показать пример ее решения на подобном варианте;
- при знакомстве с головоломкой, не желательно оставлять ребенка с ней наедине. Взрослый должен наблюдать за ходом решения, понять, в чем ребенок испытывает трудности и при необходимости прийти на помощь, но не раскрывая секрета головоломки и не решая за него;
- использовать такую подсказку, которая создаст у ребенка ощущение, что головоломку он решил сам. Лучшая подсказка – это наводящий вопрос. Сложные головоломки допустимо решать совместно со взрослым;
- избегать отрицательной оценки действий ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения
смарт-тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Дети могут:
- Знать разные виды головоломок: геометрические головоломки на плоскости, объемные, лабиринты, словесные;
- Овладеть способами и правилами решения головоломок;
- Использовать алгоритм при решении головоломок;
- Понимать заданную инструкцию и применять ее в решении головоломок;
- Владеть элементами логического, наглядно-образного мышления, целостного восприятия, произвольного внимания и воображением;
- Ориентироваться в пространстве, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- Проявлять познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
Показатели:
- Сформированность представлений о головоломках, развитие интереса к ним.
- Овладение способами и правилами решения головоломок, понимание инструкции.
- Развитие психических познавательных процессов (мышление, внимание, память, восприятие, воображение).
- Сформированность продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Наличие самоконтроля.
Мониторинг усвоения детьми операций логического мышления средствами игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК» и технологии смарт-тренинга для дошкольников
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год – в начале, в сентябре и в конце года.
Технология работы с таблицами включает 2 этапа:
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются уровни развития в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения программы.
Таблица. Диагностические данные
Диагностические направления | Начало года | Конец года | ||||
В | С | Н | В | С | Н | |
Сообразительность | ||||||
Логико-математическое мышление | ||||||
Конструктивное мышление | ||||||
Пространственное воображение | ||||||
зрительное внимание | ||||||
Способности к моделированию | ||||||
Итоговый показатель |
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций, а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов. Данные о результатах мониторинга заносятся в таблицу развития ребенка.
Цель: изучения полученных детьми знаний, умений и навыков средствами игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа;
- организации игровой деятельности;
- анализ работ продуктивной деятельности.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Диагностика оценивалась тремя уровнями:
- Низкий уровень развития.
- Средний уровень развития.
- Высокий уровень развития.
Низкий уровень (Н) – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
Средний уровень (С) – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
Высокий уровень (В) – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Источник: Мир головоломок. Смарт-тренинг для дошкольников. Методические рекомендации. Электронное издание. – Москва: ВОО «Воспитатели России», 2021. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (30,2Mb).-Текст:_электронный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в сенсомоторной деятельности посредством нетрадиционных техник и материалов»
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного,...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии»
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптиро...
"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством использования компьютерных дидактических игр"
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни челове...
Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок
Особенности формирования познавательной активности у детейдошкольного возраста посредством решения головоломокПроблема создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности д...
Муниципальное Методическое Объединение «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник и материалов» Опытно экспериментальная деятельность «Кто как видит»
Опытно экспериментальнаядеятельность«Кто как видит» в старшей группе общеразвивающей направленностиВ рамках ММО воспитателей старших групп. Тема «Формирование познавательной акт...
Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок.
Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок.Опираясь на опыт работы в нашей возрастной группе....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.»
1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.2. Развивать логическое и творческое мышление детей.3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставле...