Консультация для педагогов: «Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок»
консультация (старшая группа)

Григоренко Кристина Александровна

Рекомендации для педагогов по работе с образовательным модулем «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок»

Воспитатель: Григоренко Кристина Александровна

В системе дошкольного обучения и воспитания игра является в качестве одного из важнейших средств обучения и развития детей. Среди разнообразия выделяют большую группу дидактических игр таких как: дары Ф. Фребеля, материалы М. Монтессори, палочки Х. Кюизенера, логические блоки З. Дьенеша, игры Б.Н. Никитина и многие другие.

Еще одними разновидностями игр являются игры-головоломки, в частности образовательный модуль «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников.

Под смарт-тренингом для дошкольников мы будем понимать метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости. Значимость логико-математических игровых материалов в образовательном процессе обусловлено вызовами современности и трендами будущего, которые говорят о том, что возрастает необходимость получения глубоких знаний в области технологий, математики и науки.

В старшем дошкольном возрасте складываются благоприятные предпосылки для использования игр-головоломок, которые проявляются в том, что в этот возрастной период у детей активно развивается мышление, формируются элементы логического мышления, в целом развиваются интеллектуальные способности.

Игры-головоломки развивают у детей познавательный интерес, любознательность, активное желание узнавать новое, неизвестное в окружающем мире; формирование положительной самооценки, уверенности в себе, в своих возможностях. Важным фактором успешного освоения образовательной программы воспитанниками является обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Для успешного обучения и поддержания интереса детей дошкольного возраста к играм-головоломкам, педагогам следует:

  • иметь личный интерес к головоломкам;
  • правильно подбирать игры-головоломки с учётом доступности их решения, возраста и индивидуальных возможности ребенка;
  • для поддержания интереса сначала выбирать простые головоломки;
  • продумать место размещения головоломок. Как правило комплект размещается в центре математики;
  • ограничивать одновременный доступ к большому количеству головоломок;
  • обеспечить периодическую сменяемость головоломок, стимулируя познавательную активность детей;
  • учитывать желание ребенка решить головоломку, не навязывая, не заставляя и не подавляя инициативу;
  • при первом знакомстве с головоломкой, рассказать о ней, объяснить, в чем она заключается и при необходимости показать пример ее решения на подобном варианте;
  • при знакомстве с головоломкой, не желательно оставлять ребенка с ней наедине. Взрослый должен наблюдать за ходом решения, понять, в чем ребенок испытывает трудности и при необходимости прийти на помощь, но не раскрывая секрета головоломки и не решая за него;
  • использовать такую подсказку, которая создаст у ребенка ощущение, что головоломку он решил сам. Лучшая подсказка – это наводящий вопрос. Сложные головоломки допустимо решать совместно со взрослым;
  • избегать отрицательной оценки действий ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения

смарт-тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК»

Дети могут:

  1. Знать разные виды головоломок: геометрические головоломки на плоскости, объемные, лабиринты, словесные;
  2. Овладеть способами и правилами решения головоломок;
  3. Использовать алгоритм при решении головоломок;
  4. Понимать заданную инструкцию и применять ее в решении головоломок;
  5. Владеть элементами логического, наглядно-образного мышления, целостного восприятия, произвольного внимания и воображением;
  6. Ориентироваться в пространстве, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
  7. Проявлять познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, целеустремленность.

Показатели:

  1. Сформированность представлений о головоломках, развитие интереса к ним.
  2. Овладение способами и правилами решения головоломок, понимание инструкции.
  3. Развитие психических познавательных процессов (мышление, внимание, память, восприятие, воображение).
  4. Сформированность продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  5. Наличие самоконтроля.

Мониторинг усвоения детьми операций логического мышления средствами игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК» и технологии смарт-тренинга для дошкольников

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год – в начале, в сентябре и в конце года.

Технология работы с таблицами включает 2 этапа:

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются уровни развития в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения программы.

Таблица. Диагностические данные

Диагностические

направления

Начало года

Конец года

В

С

Н

В

С

Н

Сообразительность

Логико-математическое

мышление

Конструктивное

мышление

Пространственное

воображение

зрительное внимание

Способности к

моделированию

Итоговый показатель

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций, а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов. Данные о результатах мониторинга заносятся в таблицу развития ребенка.

Цель: изучения полученных детьми знаний, умений и навыков средствами игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК»

Основные диагностические методы:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа;
  • организации игровой деятельности;
  • анализ работ продуктивной деятельности.

 Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Диагностика оценивалась тремя уровнями:

  1. Низкий уровень развития.
  2. Средний уровень развития.
  3. Высокий уровень развития.

Низкий уровень (Н) – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

Средний уровень (С) – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

Высокий уровень (В) – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Источник: Мир головоломок. Смарт-тренинг для дошкольников. Методические рекомендации. Электронное издание. – Москва: ВОО «Воспитатели России», 2021. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (30,2Mb).-Текст:_электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в сенсомоторной деятельности посредством нетрадиционных техник и материалов»

Сенсорное  воспитание  служит  основой познания мира,  первой  ступенью  которого является  чувственный  опыт. Успешность  умственного,...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии»

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптиро...

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством использования компьютерных дидактических игр"

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.   Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни челове...

Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок

Особенности формирования познавательной активности у детейдошкольного возраста посредством решения головоломокПроблема создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности д...

Муниципальное Методическое Объединение «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник и материалов» Опытно экспериментальная деятельность «Кто как видит»

Опытно экспериментальнаядеятельность«Кто как видит» в старшей группе общеразвивающей направленностиВ рамках ММО воспитателей старших групп. Тема «Формирование познавательной акт...

Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок.

Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок.Опираясь на опыт работы в нашей возрастной группе....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.»

1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.2. Развивать логическое и творческое мышление детей.3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставле...