Муниципальное Методическое Объединение «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник и материалов» Опытно экспериментальная деятельность «Кто как видит»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Опытно экспериментальная
деятельность
«Кто как видит»
в старшей группе общеразвивающей направленности
В рамках ММО воспитателей старших групп. Тема «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник и материалов» Я хочу показать вам использование техники, а именно как можно показать детям «Мир глазами животных». В рамках использования в нашем ДОУ программы «Я познаю себя», наши дети знакомятся со строением своего организма. Эта программа позволяет формировать знания и представления о человеке, основные правила здоровья формирование и здоровье сбережения, начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая подготовительной к школе группе. Программа построена с учётом психологических педагогических особенностей и образовательных потребностей воспитанников на основе комплексно-тематического подхода с учётом интеграции образовательных областей
Я считаю, что именно познавательная активность главный помощник воспитателя в работе.
Цель: познакомить детей с тем, как видят разные животные.
Задачи:
1) путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные;
2) проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни;
3) учиться устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Материалы и оборудование.
У каждого ребенка:
- очки из непрозрачной бумаги с маленькими отверстиями для глаз (диаметр отверстия 1,5 мм), очки из непрозрачной бумаги с большими отверстиями для глаз (диаметр отверстия 12— 15 мм), очки из матовой бумаги или кальки, очки из прозрачного целлофана или полиэтилена, зеркало;
- прозрачная баночка с водой, в которой находится несколько мелких предметов; один из тех же предметов, лежащий без воды, несколько капель молока в стакане, палочка для размешивания воды.
У педагога:
- комнатное растение; «удочка» с «мухой» (нить тончайшая, «муха» маленькая, почти незаметная, но достаточно тяжелая, чтобы хорошо летала); любая черно-белая фотография;
- фотографии животных, на которых хорошо видны глаза: большие (лемур, сова или др.), маленькие (насекомое или др.), закрытые непрозрачными веками , закрытые прозрачными веками (змея), расположенные по бокам головы (заяц, кролик или птица), расположенные во фронтальной плоскости (кошка или сова), закрытые наглазниками (лошадь); фотографии рыбы и лягушки.
Методы: игра, рассказ, беседа, показ, экспериментирование, самостоятельная деятельность детей.
Организация: дети сидят за столами, обстановка раскованная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno_eksperimentalnaya.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «РАДУГА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Опытно экспериментальная
деятельность
«Кто как видит»
Воспитатель:
Мельниченко Надежда Васильевна,
Первая квалификационная категория
Ступино - 2022
Опытно экспериментальная
деятельность
«Кто как видит»
в старшей группе общеразвивающей направленности
В рамках ММО воспитателей старших групп. Тема «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник и материалов» Я хочу показать вам использование техники, а именно как можно показать детям «Мир глазами животных». В рамках использования в нашем ДОУ программы «Я познаю себя», наши дети знакомятся со строением своего организма. Эта программа позволяет формировать знания и представления о человеке, основные правила здоровья формирование и здоровье сбережения, начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая подготовительной к школе группе. Программа построена с учётом психологических педагогических особенностей и образовательных потребностей воспитанников на основе комплексно-тематического подхода с учётом интеграции образовательных областей
Я считаю, что именно познавательная активность главный помощник воспитателя в работе.
Цель: познакомить детей с тем, как видят разные животные.
Задачи:
1) путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные;
2) проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни;
3) учиться устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Материалы и оборудование.
У каждого ребенка:
- очки из непрозрачной бумаги с маленькими отверстиями для глаз (диаметр отверстия 1,5 мм), очки из непрозрачной бумаги с большими отверстиями для глаз (диаметр отверстия 12— 15 мм), очки из матовой бумаги или кальки, очки из прозрачного целлофана или полиэтилена, зеркало;
- прозрачная баночка с водой, в которой находится несколько мелких предметов; один из тех же предметов, лежащий без воды, несколько капель молока в стакане, палочка для размешивания воды.
У педагога:
- комнатное растение; «удочка» с «мухой» (нить тончайшая, «муха» маленькая, почти незаметная, но достаточно тяжелая, чтобы хорошо летала); любая черно-белая фотография;
- фотографии животных, на которых хорошо видны глаза: большие (лемур, сова или др.), маленькие (насекомое или др.), закрытые непрозрачными веками , закрытые прозрачными веками (змея), расположенные по бокам головы (заяц, кролик или птица), расположенные во фронтальной плоскости (кошка или сова), закрытые наглазниками (лошадь); фотографии рыбы и лягушки.
Методы: игра, рассказ, беседа, показ, экспериментирование, самостоятельная деятельность детей.
Организация: дети сидят за столами, обстановка раскованная.
Ход занятия
Вступление.
- Ребята, вы видите, что я вам показываю? (Педагог демонстрирует любой предмет.) Вот интересно: если бы на вашем месте сидела кошка, она тоже увидела бы этот предмет? (Ответы.) А если бы это была лягушка? (Беседа проводится быстро). Педагог выслушивает любые предположения, но никак их не комментирует. Все необходимые знания дети получат путем эксперимента.) А птица? А змея?
- Представьте себе, что они видят не так, как мы. Сегодня мы познакомимся с тем, как видят разные животные. Что нам для этого нужно.
Повторение сведений о строении глаза
(если дети уже рассматривали глаз, блок проходит очень быстро, если не рассматривали, воспроизводится материал этого блока).
— Где расположены глаза? (Ответы.)
— Рядом или по бокам головы? (Ответы.) Как попадает свет внутрь глаза? (Ответы.)
- Кто помнит, как называется это отверстие? (Ответы.)
- Зачем нужны веки? (Ответы.)
- Зачем нужны ресницы? (Ответы.)
- Не сможете ли вы догадаться, какое животное имеет самые длинные и пушистые ресницы? (Пауза для раздумья.)
- Подскажу: оно живет в пустыне, где много песка, который во время ветра попадает в глаза и может их повредить. (Пауза для раздумья. Если дети не догадаются, педагог подсказывает: это верблюд.)
Одинаково ли видят оба глаза.
— При помощи глаз мы видим окружающие нас предметы, их цвет, размер, форму. Попробуйте закрыть глаза. Что вы видите? (Ответы.)
— Вы видите только впереди себя или сзади тоже? (Ответы.)
— Даю вам такое задание. Смотрите на растение, которое стоит на столе.
— Вы его видите? (Ответы.) А другие предметы? (Ответы.)
- Проверим, одинаково ли видят два глаза. Закройте правый глаз, а левым посмотрите направо и налево. Только не поворачивайте голову. Запомните, что вы видите. (Дети выполняют. Педагог дает достаточно времени, чтобы все смогли осознать увиденное.)
- Теперь смотрите вокруг двумя глазами. Сначала направо, потом налево. Сравните, когда видно больше? (Ответы.)
— Значит, два глаза видят больше, чем один?
Как видит собака.
— У собак — своя особенность. Как считают многие ученые, собаки не различают цветов, и все видят только черным, белым или серым. Весь мир им представляется таким, как эта фотография. (Педагог демонстрирует любую черно-белую фотографию.)
- Давайте представим себя исследователями.
- Берем в руки кусочек черно белого снимка и смотрим через него на фотографию. Фотография становится черно белая. Вот так наш мир видят собаки. (Дети выполняют. Педагог дает достаточно времени, чтобы все смогли осознать увиденное.)
Как видит кошка.
- Интересное зрение у кошки и у всех ее родственников — тигров, львов, леопардов. Они-хорошо видят ночью. Зачем? (Верный ответ: охотятся по ночам.)
- А почему она видит ночью? Для этого у всех «кошачьих» в глазах есть специальное приспособление — особая зеркальная воронка. Свет отражается от ее стенок, поэтому глаз дополнительно освещается. Это позволяет ей улавливать даже самый слабый свет.
- Возьмите в руки воронку из фольги. Внимательно рассмотрите ее. Поверните ее широким концом к окну и приблизьте к ладони. Подвигайте под разными углами. (Дети выполняют.) Что увидели? (Все дети должны увидеть, что на ладони появился отсвет.)
- Видите, как глаз кошки отражает свет? Иногда в темноте глаза у кошки светятся. Кто понял, почему? (Ответы.) Проверьте это сами дома на своих любимицах.
- И еще одно интересное свойство есть у кошек: их глаза почти не двигаются. Возьмите зеркало, посмотрите на свои глаза и проверьте, двигаются ли они? Подвигайте головой. (То же наблюдение можно сделать и на детях: вызванному ребенку предлагают посмотреть на окно, доску, шкаф, не поворачивая головы. Остальные дети наблюдают, как движутся его глаза.)
- Кошка не может двигать глазами. Если ей надо посмотреть налево или направо, она поворачивает всю голову. Понаблюдайте это ее свойство дома.
- Давайте попробуем посмотреть так, как кошка: не двигайте глазами, а чтобы увидеть другие предметы, поворачивайте голову. (Дети выполняют. Скорее всего, они не смогут не двигать глазами, но хотя бы попробуют сделать это.)
Как видят заяц и птица.
- А как же видят животные? Перед вами фотография птицы. Посмотрите, как расположены у нее глаза? Так же, как у людей? (Ответы.)
- Давайте представим, что мы птицы и что глаза у нас по бокам. Для этого вам придется повернуть голову вправо как можно сильнее. Водите глазами. Запомните, что вы видите. (Дети выполняют.) Вот столько видит птица правым глазом.
- Повернем голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрели, сколько пространства птица видит левым глазом. (Дети выполняют.)
- А теперь поставим голову прямо и посмотрим обоими глазами. Кто больше видит: человек или птица? (Ответы.)
- Сейчас я вам покажу фотографию зайца, а вы определите, как он видит: как птица или как человек. (Педагог демонстрирует фотографию. Дети определяют.)
- А сова? (Ответы.)
- У кого еще глаза расположены по бокам головы? (Ответы.)
- Зачем всем этим животным нужно, чтобы глаза располагались сбоку? (Ответы.)
Как видят лошади
- На этой фотографии видно, что во время работы лошади на глаза сбоку надевают наглазники. (Демонстрируется фотография.) Проверим, зачем это надо. Поставьте локти на стол и приставьте ладошки сбоку к глазам. Посмотрите вокруг, много ли вы видите. (Дети выполняют.)
- Кто догадается, зачем лошади наглазники? (Верный ответ: лошадь видит только то, что впереди, и идет спокойно. Если бы она видела сбоку и сзади, ей было бы трудно ориентироваться на улице.)
- Как же человек приспособился видеть сбоку и сзади, не поворачивая головы? Представьте, что вы — водитель автобуса. Смотрите вперед, а надо узнать, все ли люди зашли в автобус. Для этого на всех машинах есть боковое зеркало. Возьмите зеркало, поставьте его чуть сбоку перед собой и постарайтесь рассмотреть, что находится сзади. (Дети выполняют. Задание трудное, педагог дает достаточно времени, чтобы все дети справились с ним.)
Глаза бывают большими и маленькими.
- Посмотрите, одинаковы ли по размеру глаза у разных животных. (Педагог демонстрирует фотографии животных, имеющих большие и маленькие глаза.) Как вы думаете, какие глаза видят лучше? (Ответы.)
- Проверим. Возьмите очки с маленькими отверстиями и посмотрите через них вокруг. Запомните, что вы видите. (Дети выполняют. Педагог дает достаточно времени, чтобы каждый смог воспринять окружающее осознанно.)
- Теперь посмотрите через очки с большими отверстиям. (Дети выполняют.) Вы видите столько же, сколько через маленькие? (Ответы.)
— Какой делаем вывод? Какие глаза видят больше? (Ответы»)
Как видит лягушка.
- Рассмотрим, как видит лягушка. (Педагог демонстрирует фотографию лягушки.) Посмотрите на растение. Вы его видите? А карандаш? (Ответы.) А это? (Педагог резко взмахивает «удочкой», и «муха» быстро «пролетает» перед глазами детей.) Заметили? Повторяю еще раз.
- Так вот, лягушка не увидит ни растения, ни карандаша, но хорошо рассмотрит быстро пролетающую муху. Она не различает неподвижные предметы, но хорошо видит подвижные. Кто понял, почему? (Верный ответ: она видит насекомых, пролетающих мимо. Лягушка выбрасывает липкий язык, как бы выстреливает им, и насекомые приклеиваются. Так она добывает себе пищу. А неподвижные предметы ей видеть не надо, они ей не приносят ни вреда, ни пользы.)
Как видят рыбы.
- Рассмотрим фотографию рыбы. (Педагог демонстрирует фотографию.)
- Рыбы живут в воде. Возьмите банку с водой, поднесите близко к глазам. Рассмотрите предметы, которые в ней лежат. Хорошо видно? (Верный ответ: хорошо.)
— Хорошо различается форма? (Верный ответ: искажается.)
- Сравните предмет в банке с тем, который лежит на тарелке. Какой кажется более крупным?
- Значит, вода увеличивает предметы и немного искажает их форму. Но рыбы привыкли, и им это не мешает.
- А теперь посмотрите вдаль и друг на друга. Хорошо видно? (Верный ответ: плохо.)
- Как же видят рыбы? (Верный ответ: рыбы видят вблизи, но не вдали. Они близоруки.)
- А если рыбы живут в мутной воде? Вылейте в воду молоко и размешайте. (Дети выполняют.) Что видно теперь через воду? (Верный ответ: предметы, лежащие в банке, видны очень плохо, как тени, а окружающее не видно вообще.)
- А свет и тень рыбы различают? Проведите медленно рукой перед банкой. (Ответ: да.)
— Вот так видят рыбы.
Как видит крот.
- Рассмотрим это животное. (Педагог демонстрирует фотографию крота.) Где оно живет, кто знает? (Ответы.) ;
- Выходит ли крот на поверхность? (Верный ответ: выходит» но редко.) Крот все время находится под землей. Он постоянно роет норы и ищет свою пищу: личинок, червей.
- Помогают ли ему глаза искать пищу? (Ответы.) Нужно ли ему хорошее зрение?
- А если бы у него глаза были огромными, как у лемура, как бы на них влияла земля? (Ответы.) Присмотритесь, есть ли у крота веки? (Верный ответ: есть, но они срослись, полностью закрыв глаза.)
- Да, ребята, он плохо видит, еле-еле различает свет. Давайте узнаем, что он видит. Возьмите очки из матовой (непрозрачной) бумаги и посмотрите через них. (Дети выполняют.) Вы различаете предметы? (Нет.) А свет? (Плохо.)
- А тень? Сначала посмотрите через очки прямо перед собой (дети выполняют), а потом медленно проведите ладонью близко перед глазами. Опишите, что почувствовали. (Ответы.)
- Так и крот. Пока сидит в норе, ему темно. Когда вылезает на свет, отличает свет от тьмы, но предметов не видит.
Как видит змея.
- Теперь узнаем, как видит змея. (Педагог демонстрирует фотографию змеи.) Рассмотрите более внимательно ее фотографию. У змеи вы видите веки? (Нет.)
- Веки есть, но они срослись и полностью закрыли глаза, как у крота. Только у крота веки непрозрачные, а у змеи — прозрачные.
- Почему они срослись? (Верный ответ: змея находится близко к земле и может повредить глаза песком, камнями, пылью.)
- Почему веки прозрачные? (Верный ответ: чтобы видеть добычу, за которой охотится.)
Узнаем, как видит змея. Возьмите очки из прозрачного целлофана и приложите к глазам. Как виден окружающий мир? (Ответ: хорошо.)
Как видит хамелеон
Хамелеоны интересны не только на вид, они умеют двигать своими глазами независимо друг от друга и способны видеть на все 360 градусов.
- Давайте попробуем посмотреть, вращая голову круговыми движениями. (Дети выполняют. Педагог дает достаточно времени, чтобы все смогли осознать увиденное.)
Заключение.
— Вот как видят разные животные. Все по-разному. Как вы думаете, почему? (Верный ответ: все живут в различных условиях и по-разному приспосабливаются к ним, по-своему ищут пищу и спасаются от врагов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в сенсомоторной деятельности посредством нетрадиционных техник и материалов»
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного,...
План по самообразованию. Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности».
Актуальность темы:«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...
Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок
Особенности формирования познавательной активности у детейдошкольного возраста посредством решения головоломокПроблема создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности д...
«Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности»
ull;В рамках этой темы был разработан проект.Создание кружка по художественному творчеству с использованием нетрадиционной техники рисования «ФОНТАЗИЯ»Цель:Формирование у детей дошкольно...
Консультация для педагогов: «Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок»
Рекомендации для педагогов по работе с образовательным модулем «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников...
Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок.
Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок.Опираясь на опыт работы в нашей возрастной группе....
Муниципальное методическое объединение «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно-досуговой деятельности через музыкально – театрализованную деятельность.»
Цель: Развитие творческого потенциала детей через организацию театрализованной деятельности. Задачи: Формировать интерес к театрализованной деятельности. Познакомить с чувствами и настр...