ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
статья (подготовительная группа)
Дошкольники старшего возраста имеют такие свойства ума, как: умение мыслить, синтез и умение давать оценку (анализ). Предложенная детям картина, на которой изображен дом, а рядом с ним строитель с различными инструментами. Педагог предлагает обозначить те признаки, которые характерны для профессии строитель. Это является элементарным анализом, он необходим для того чтобы провести более полный анализ, рассмотреть причинные связи и зависимые между ними признаки, выявленные путем простого перечисления, тех свойств, которые характерны для этой профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Ребята старшего возраста имеют такие свойства ума, как: умение мыслить, синтез и умение давать оценку (анализ). Предложенная детям картина, на которой изображен дом, а рядом с ним строитель с различными инструментами. Педагог предлагает обозначить те признаки, которые характерны для профессии строитель. Это является элементарным анализом, он необходим для того чтобы провести более полный анализ, рассмотреть причинные связи и зависимые между ними признаки, выявленные путем простого перечисления, тех свойств, которые характерны для этой профессии. Благодаря проведенному разбору, ребенок начинает понимать всю сущность, значимость взаимосвязей и отношения между ними. Если разбирать данную картину, более подробно, педагог самостоятельно предлагает подумать, какое функциональное значение выполняет тот или иной инструмент, так же задавая наводящие вопросы, педагог заставляет ребят более подробно углубиться в рассмотрение данного вопроса. Отвечая на поставленные вопросы, ребята осуществляют некий анализ и проникаются всей сутью данной проблемы, а именно, ищут, чем связаны те или иные предметы, делают свои собственные выводы. Использование заданий на сравнение, позволяет детям определять те или иные свойства характерные, определенным явлениям и свойствам, например, сравнить человека и животного (найти общие признаки и отличия); можно рассматривать все, что окружает ребенка: еда, эмоции, бытовые ситуации и т. п.
«Сравнивая», ребенок учится фантазировать, мыслить, делать какие-то
умозаключения, которые осмысленно позволяют оценивать себя и окружающих его людей, события и явления общественного мира.
Воспитатель, используя данный методический прием, должен так же разграничить для детей какое сравнение он будет использовать - сходство или
контраст. Изучив методику, мы можем, сказать, что сравнение по контрасту дается ребятам проще, чем сравнение по подобию, например, дети быстро дают ответ на вопрос: «Почему жираф больше мышки?», попросить детей найти, что-то одинаковое между ними, застанет их врасплох.
Если ребенок освоил прием сравнения, то ему без труда удастся выполнять
такие упражнения на группировку и классификацию. Для этих упражнений
характерно: проводить анализ, уметь обобщать, выделять главное, если ребенок освоит все это, он без труда будет понимать материал и проявлять к
нему интерес. Необходимо в данном случае прибегнуть к принципам «от
простого к сложному», например, «Разложить картинки на группы - одна
группа, что принадлежит повару, а другая, что принадлежит врачу». С таким родом заданий легко справятся дети 4-5 лет. Усложнять задания,
необходимо увеличением числа объектов для группировки и числа объектов для классификации. К примеру, ребятам можно предложить различные
вещи или их изображение на картинке: шарфик, варежки, кепка, велик,
фломастеры. Условия выполнения задания: необходимо отобрать вещи,
которыми воспользуется девочка зимой, мальчик - летом. Объясни свой
выбор. Из всех предложенных вещей, выбери те, которые необходимы для
игры, чтобы быть здоровыми, объясни свой выбор. Рассмотрев более подробно два этих вида приемов: классификация и группировка, мы сделали
вывод, о том, что познавательной активности, способствует использование
приема - классификация. При определенных условиях данный прием делает задачу более понятной и близкой для осознания ребенка. Проявить самостоятельность, элементы творчества, фантазию - содействуют такие виды
заданий, как моделирование и конструирование. Деятельность, которая
предполагает моделирование, в своей сути необходима для осознания и
ознакомления детей с ценностями социального мира. Например, предложить детям составить планкарту своей улицы, как прокладывается его путь
до детского сада, предложить также схематично изобразить план группы и
т.д. С помощью данной методики воспитанники обучаются располагать
предметы в пространстве, так же это позволяет им уже конкретно рассказывать где, что находится, сопоставлять предметы, и также учатся ее объяснять. В данном случае, можно предложить выполнить такую работу
«Маршрут экскурсии».
Для моделирования и конструирования, так же идеально подойдет конструктор, кубики, игрушки типа «предметы - заменители». Предложенные
методы развивают мышление, фантазию и готовят ребенка к ознакомлению окружающего мира. Познавательная активность, в данных методах
повышается благодаря словесному объяснению, применение своих знаний
на практике, а также повышается игровая мотивация. Приведем пример, в
начале учебного года дети вместе с педагогом заняты обустройством группы, т.е. необходимо составить план, где что будет располагаться в игровых
зонах (уголках). Для начала, дети вместе с воспитателем делают модель из
мелкого строительного материала, размещают предметы и при этом объясняют, почему тот или иной предмет должен, находится в той или иной
зоне. Познавательная деятельность проявляется у детей через вопросы:
как? почему? зачем? и т.д. Все вопросы можно разделить: по тематике,
глубине, мотивам, по ним можно говорить о предпочтениях и интересах
детей. Возникает мысль, что ребят не нужно специально обучать задаванию вопросов, они и без того любознательны. Но, как правило, дети не задают вопросов педагогу на самом занятии. Известен такой факт, что вопросы задает сам педагог, а дети только отвечают на них. Такой стереотип сложился в последние годы. Во многих случаях воспитатель не получает обратной связи, он не дает возможности детям погрузится в активную мыслительную деятельность, его цель выдать материал, а если ребенок пытается высказать свою точку зрения это расценивается как нарушение дисциплины, и вместо того, чтобы помочь ребенку, понять всю суть изучаемого, он получает замечания. Ребенок в данном случае рассматривается как исполнитель, той или иной работы, а не активный участник мыслительной деятельности. В данном случае, ребенок боится высказываться, т.к. нарушение дисциплины, плохо сказывается на развитии у него интереса и любознательности.
Из всего сказанного, можно сделать вывод, о том, что вопросы должен
уметь задавать как ребенок, так и воспитатель. Педагог должен продумывать, как и какие вопросы, он ставит детям на занятии или в беседе,
например, при обсуждении прочитанного рассказа, просмотренного мультфильма, при наблюдении за каким-то явлением или предметом. При обсуждении материала, можно заметить, следующую тенденцию: вопросы
носят не продуктивный характер, а репродуктивный. Педагог чаще всего
просит пересказать, только что услышанный материал, а не предлагает ребенку рассуждать, раздумывать, предлагать свои варианты. Отсюда возникает проблема: а есть ли смысл задавать простые вопросы, так как ответы
слишком банальны и просты. Если, например, воспитанникам старшей
группы предложить рассмотреть картину, на которой изображены домашние животные: кошка с котятами. Как обычно будет формулироваться вопрос - традиционно «Кто изображен на картине?», данная формулировка
характерна для воспитанников младшего дошкольного возраста, но не как
не уместна для старших воспитанников, им необходимо формулировать
проблемные, причинные вопросы. Например, «Почему котята бегают, а
взрослая кошка сидит?» или «Как можно одним словом назвать эту картину?». Задача педагога научится самому верно и правильно формулировать
свои вопросы, если он освоит данную технику, ему будет проще понять,
как научить формулировать вопросы детей, что бы те в свою очередь
смогли научиться их задавать взрослому. Любознательность ребенка стимулируется очень просто, конкретным вопросом: «Вы бы хотели еще что -нибудь узнать о Полярной звезде? Тогда вы задаете мне интересующие вас
вопросы, а я попытаюсь вам дать на них ответы». Есть практика, давать
положительную оценку хорошо и четко сформулированным вопросам. Так
же можно использовать оставшееся время на занятии, для практики задавания интересующих их вопросов. Систематически используя данную работу, педагог вырабатывает у воспитанников привычку, к такой работе.
Главным образом, педагог должен правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, а если возникают затруднения, предложить вместе поискать ответы. Можно так же практиковать такую деятельность, в которой
дети будут искать ответы на свои вопросы дома, вместе с родителями, а затем на занятии представлять ответ. Самостоятельный поиск детей ответов
на интересующие вопросы - это главная задача воспитателя приучить. Это
нужно для того чтобы ребенок был готов к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования мышления ребенка в дошкольном возрасте.
значение мышления в жизни дошкольника очень велико, так как оно способствует развитию речи, памяти, восприятию, вниманию. Далее мышление будет занимать ведущую позицию, так как будет перерабатывать ин...

Особенности формирования общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностного, необходимо постоянно стимулировать их активность. С этой целью учителям-дефектологам и воспитателям следует поощрять лю­...

Тема: «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста»
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Для психологии представляет...

Особенности формирования навыков взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Умственная отсталость – это общая интеллектуальная недостаточность, которая появляется в период развития ребенка и характеризуется понижением способности ориентироваться в жизни. У таких деток в целом...

Особенности формирования здорового образа в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формир...

Методическая разработка ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
в Данном материале указаны, кааие особенности мышления у дошкольников с нарушениям речи. Как это у чмтывать в работе с детьми с диагнозом ТНР (ОНР) Приведены примеры игр и упражнений с такими детьми....
Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста
Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста...