Проектный метод как средство формирования гражданской идентичности в период дошкольного детства
статья
Формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки для укрепления российской государственности осознаётся основной миссией образования в современном обществе и закладывает основу для определения образовательной парадигмы ⅩⅩⅠ века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектный метод | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный метод как средство формирования гражданской идентичности в период дошкольного детства
Формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки для укрепления российской государственности осознаётся основной миссией образования в современном обществе и закладывает основу для определения образовательной парадигмы ⅩⅩⅠ века. Кризис гражданской идентичности, рост неопределённости ценностных ориентаций подрастающих поколений определяют проблему формирования гражданской идентичности как ключевую задачу образования в социокультурной модернизации России, и способствует реализации роли образования как важнейшего социального института. В современной системе образования РФ дошкольное образование представлено как важнейшая составляющая единой государственной системы непрерывного образования, а дошкольное детство как уникальный период становления основ личности, формирования социально значимых качеств. Стандарт дошкольного образования выступает в качестве гарантий государства в вопросах поддержки семьи и гарантий общества, которое хочет, чтобы в российском государстве росли дети культуры, достоинства, носители ценностных установок современного мира. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Но как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо применять такие методы, которые не казались бы ребёнку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, именно он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. В период с 2013-2016 г.г. нами был разработан и успешно реализован художественно-творческий проект в единстве развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Ведущей педагогической идеей данного опыта является разработка системы работы на основе ФГОС ДО по созданию условий для знакомства дошкольников с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с целью развития духовного, нравственного, эстетического воспитания у детей, в условиях дошкольного учреждения, с учетом особенностей развития конкретного детского коллектива, развивающей предметно-пространственной среды. Это обусловило актуальность нашего проекта.
Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, знакомство с культурой русского народа.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- познакомить детей с малыми формами фольклора: патешками, песнями, загадками, сказками;
- познакомить детей с культурой, бытом, традициями и окружающей природой;
- познакомить с русскими народными играми;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей;
- привлечь родителей к созданию мини-музея.
В ходе реализации проекта, совместно с родителями, был создан мини-музей: «Русская горница», в которой были восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской избы. Необходимо отметить, что экспонаты нашего музея только подлинные: это прялка, угольный утюг, чугунки, тканые дорожки и многое другое. Здесь мы знакомили дошкольников с бытом и основными занятиями русских людей, историей мужской и женской одежды, русскими народными сказками: «Золотое веретено» «Лисичка со скалочкой», закличками «Весна нарядись, красная покажись», преданиями «Дело мастера боится», «На героя и слава бежит». Вместе с родителями проводили русские народные праздники: «Пасха», «Масленица», конкурсы: «Народные игрушки своими руками», проводили чаепития «Русский самовар и чаепитие на Руси» и др. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Также были созданы психологические условия, чтобы сформировать у детей чувство собственной безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми их творческих начинаний. Были использованы игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности. Результаты педагогических наблюдений показали, что систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты, обогатились представления дошкольников о характерных особенностях народных промыслов, у детей сформировано художественно-образное мышление, развита эмоционально-эстетическая сфера. Успех, в работе достигнут при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, подкреплялись в условиях семьи. Разработанная система взаимодействия способствовала созданию благоприятных условий для повышения педагогической грамотности родителей, вовлечения их в жизнь группы и детского сада на основе совместного планирования и участия в творческих мероприятиях, своим примером воспитывая у детей чувство уверенности в собственных силах, принося ощущение радости от совместного дела, что, в свою очередь, сплачивает семьи, укрепляет наше сотрудничество.
Таким образом, высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять психолого-педагогическое взаимодействие с ребёнком и решать задачи его развития, воспитания, обучения и формирования основ гражданской идентичности. Психолого-педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения по формированию гражданской идентичности, должна быть направлена на освоение общекультурного наследия России, на знание культурных традиций, достижений родного села, города, области, края и страны в целом с опорой на познавательные возможности детей дошкольного возраста.
Литература
Статья в журнале
Гордеева, В.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников/ В.В. Гордеева// Детский сад от А до Я.-М. – 2003. - № 4. – С. 10-14.
Книга
Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ М.Д. Маханева.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство- Пресс»,2002.-3с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности дошкольников
В материале содержится интерпретация понятия гражданской идентичности, ее уровни, модель....
Консультация для воспитателей на тему: условия,методы и средства формирования доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.
доброжелательность...
Проектный метод, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.В.Сухомлинский....
Мастер – класс на тему «Формирование коммуникативной компетенции в период дошкольного детства»
Мастер – класс на тему «Формирование коммуникативной компетенции в период дошкольного детства» ...
МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
12.12.22 Презентация "Формирование гражданской идентичности у дошкольников"
Презентация "Формирование гражданской идентичности у дошкольников"...
Тема: Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста.
Представлена комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искат...