Конспект индивидуального логопедического занятия
план-конспект занятия (младшая группа)

Башкатова Людмила Владимировна

Конспект индивидуального логопедического занятия на запуск речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ДС № 24 г. Будённовска

Тема занятия: «Фруктовое путешествие»

Конспект индивидуального занятия для обучающегося МДОУ ДС №24 г. Буденновска /средний возраст/ с заключением ТПМПК г. Буденновска: Уровень актуального развития значительно ниже нормативно-возрастных показателей, ОНР-1 уровень речевого развития, сенсомоторная алалия

 Выполнил:

 учитель-логопед Башкатова Людмила Владимировна

Буденновск, 2021г.

Пояснительная записка:

Метод сенсорно-интегративной логопедической работы разработан логопедом М.И.Лынской для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Опыт работы автора и других специалистов по этому методу позволяет рекомендовать его для использования в работе с детьми, имеющими разные формы безречия (алалию, задержку речевого развития, системные нарушения речи у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, интеллекта)

Одним из основных постулатов этого метода является активное подключение обоняния в каждое занятие. С 1,5 и до 5 лет функции развития и общения ребенка контролирует в большей мере лимбическая система, так же известно, что в стволе головного мозга находятся центры обоняния и вкуса, которые имеют «обширные ассоциативные способности» и стимулируют эмоции. Таким образом, можно проследить физиологическую зависимость обоняния и мотивации к речи, речевой активности. 

Для детей с эпи- активность этот метод исключен! Компоненты, вызывающие аллергию у детей на занятии, не используются!

Тема: «Фруктовое путешествие»

Цель: Расширение и активизация словаря.

Задачи: Хромотерапия, развитие зрительного, вкусового и обонятельного восприятия, активизация слов, доступных по слоговой структуре, развитие операции классификации, закрепление названий цветов и названий фруктов в пассивном словаре

Оборудование: Мягкая игрушка Еж. Фруктовый сенсорный поднос (деревянный, круглый); цветные ведерки (зеленое, желтое, оранжевое, фиолетовое); блюдо с нарезанными кусочками фруктами (банан, апельсин, киви, слива, апельсин, инжир, мандарин); ритмический круг и набор фруктов из полимерной глины (лимоны и киви); шипы-балансиры (6штук).

Предварительная работа: Рассматривание картин фруктов, экскурсия на рынок, приготовление с воспитателем фруктового салата.

Речевой материал: авторские карточки-стихи «Фрукты» (Разработал учитель-логопед Башкатова Л.В.)

Используемые технологии (методы): метод сенсорно-интегративной логотерапии (МАР- метод) Автор Лынская Марианна Ильинична.

План занятия:

  1. Орг. момент
  2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
  3. Дид. упражнение «Цветные ведерки» (Операция классификации)
  4. «Ритмический круг» (работа над слоговой структурой слова)
  5. Авторские карточки стихи «Фрукты» (развитие понимания речи)
  6. «Шипы-балансиры» (мозжечковая стимуляция)
  7. Итог занятия.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Организационный момент:

        

Логопед прячет в кабинете мягкую игрушку Ежа. А затем вместе с ребенком находят его.

Логопед – Саша, посмотри, кто тут спрятался? Да это Еж! Он пришел к нам из леса, и приглашает нас к себе в гости! Пойдем? (ответ ребенка -Да!)

Ребенок и логопед отправляются в путешествие.

На столе стоит сенсорный поднос, на котором рядами разложены фруктовые слайсы- киви, апельсина, лимона, яблока; пробки для бутылок из натуральных материалов; палочки корицы.

Логопед: Давай посмотрим, что здесь?

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика (упражнения данного комплекса направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата без использования зеркала, с опорой на базовые виды чувствительности, с соблюдением гигиенических требований)

Логопед – Посмотри, это палочка корицы. Давай разотрем ее между ладоней и понюхаем (Ребенок вдыхает аромат). А теперь попробуй удержать эту палочку губами и не уронить ее!

Упр.1 – Удержание палочки корицы губами

Упр.2- Удержание палочки корицы языком у верхней губы.

Упр.3- Сплёвывание с губ пробки для бутылки (развитие воздушной струи)  

Упр. 4 – Облизываем фруктовые слайсы (по выбору ребенка), движения языка снизу – вверх

Упр.5 – Облизываем фруктовые слайсы, движения языка – из стороны в сторону.

Логопед хвалит ребенка при выполнении упражнений.

Логопед – Какой ты умница!  Отправляемся дальше?

Логопед и ребенок перемещаются на ковер, где находятся 2 подноса с одинаковым набором предметов (пара маракасов, пара деревянных ложек)

Логопед – Давай поиграем! Смотри как я делаю! А теперь ты!

  1. Дидактическое упражнение на развитие слухового внимания (ребенок учится различать неречевые звуки с порой на зрительный анализатор)

Логопед- Молодец! Как здорово у тебя получается!

  1. Дидактическое упражнение «Цветные ведерки» (операция классификации)

Логопед с ребенком перемещаются к столу, где находятся цветные ведерки (зеленое, оранжевое, фиолетовое, желтое) и блюдо с нарезанными кусочками фруктами (фрукты смешаны между собой)

Логопед – Посмотри, как все смешалось! Давай наведем с тобой порядок и разложим фрукты в ведерки! Банан – сюда (логопед берет кусочек банана и кладет его в желтое ведерко), киви – сюда (кладет в зеленое ведерко) и т.д. (По аналогии ребенок сам кладет в нужное ведерко кусочки сливы, апельсина, инжира, мандарина)

Логопед – Как замечательно у тебя получилось! Идем дальше!

  1. Упражнение «Ритмический круг» (развитие ритма, межполушарных связей, чередование 2 предметов).

Логопед – Саша, посмотри, что это? Это фрукты. Это – ли-мон! Повтори! (Ребенок повторяет), а это ки-ви, повтори! (ответ ребенка). Смотри как я делаю! (Логопед выкладывает на круге 4 компонента и потом предлагает ребенку продолжить ряд.) Обязательно хвалит ребенка за выполненное задание.

Логопед –  Идем дальше?

Ответ ребенка – Да!

  1.  Упражнение на развитие понимания речи по авторским карточкам-стихам «Фрукты»

Логопед –Саша, послушай!

(Логопед читает стихотворение и в соответствии с текстом кладет перед ребенком карточку с рисунком)

Фрукты любят все на свете                        карточка 1

Любят взрослые и дети                                карточка 2

Киви, манго, апельсин,                                карточка 3

Груша, персик, мандарин.                        карточка 4

А теперь попробуй ты! (Логопед читает текст стихотворения, а ребенок находит нужную карточку).

Логопед – Саша, какой ты умница! Выполнил все задания! Пожалуй, нам пора домой. А вот и тропинка! Идем?

  1. Ходьба по шипам-балансирам (Мозжечковая стимуляция, развитие координации и чувства равновесия)

Логопед: Топ- топ, а теперь ты!

Ребенок – Топ-топ!

  1.  Итог занятия.

Логопед – Саша, тебе понравилось наше путешествие? (ответ ребенка). Еж приготовил для тебя угощение (Еж угощает ребенка фруктами). Давай попрощаемся с Ежом. Пока! Повтори! (Ответ ребенка)

Список используемой литературы:

  1. «Преодолении алалии и задержки речевого развития у детей» М.Лынская
  2. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий» М.Лынская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: -         автоматизация звука [л] в слогах и словах-...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...