Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Якушко Елена Борисовна

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и презентацию к данному конспекту

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей,

 нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие»

Конспект

индивидуального логопедического занятия

с применением элементов технологий логопедического

массажа и самомассажа

(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия)

Тема: «В гости к нам пришёл котёнок…»

Якушко Елена Борисовна

учитель-логопед

Санкт-Петербург

2015 год


Фонетическая тема: Звук «Ш».

Лексическая тема: Домашние животные

Цель: подготовить мускулатуру артикуляторного аппарата к постановке звука Ш.

Задачи:

  1. Формирование правильного диафрагмального дыхания.
  2. Развитие мелкой моторики, и кинестетических ощущений.
  3. Нормализация мышечного тонуса рук под действием приемов массажа и самомассажа с применением массажных мячиков.
  4. Нормализация мышечного тонуса языка под действием массажа с применением зубных щеток.
  5. Развитие артикуляторного аппарата, при выполнении артикуляторной гимнастики для постановки звука «Ш».
  6. Постановка звука «Ш».
  7. Автоматизация звука Ш в слогах и словах
  8. Развитие фонематических представлений (отбор слов в названии, которых есть звук «Ш»)
  9. Развитие связной речи (мнемотехника).
  10. Развитие зрительной памяти.
  11. Развитие слухового внимания.
  12. Формирование доброжелательного отношения к животным.
  13. Формирование умения слушать логопеда.
  14. Формирование усидчивости на занятии.

Оборудование:

  1. Игрушка «Котёнок» с зашитым горохом внутри.
  2. Массажные мячики (2 шт) для ребенка и логопеда.
  3. Обычные гладкие мячики и миска с горохом.
  4. Зубные массажные щетки.
  5. Артикуляторная гимнастика в картинках (см. Приложение)
  6. Презентация для ребенка на экран (таблица (3х3) с картинками; картинки для составления рассказа по мнемотаблице)

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающие технологии (логомассаж и самомассаж рук)
  2. Мнемотехника.
  3. Информационные и коммуникационные технологии (презентация).

                                Ход занятия:

Организационный момент:

- Здравствуй, ….

- Мы сегодня будем очень весело и интересно играть, и к нам кто-то придет, хочешь узнать кто?

- Тогда отгадай загадку.

(развитие слухового внимания, логического мышления)

Острые ушки,

На лапах подушки,

Усы, как щетинка,

Дугою спинка.

Днём спит,

На солнышке лежит.

Ночью бродит,

На охоту ходит.

- Правильно, а вот и он. А ты хочешь с ним поиграть?

Основная часть:

  1. Формирование правильного диафрагмального дыхания

- Давай, ты сейчас покачаешь котёнка  на качелях. (Ребенка укладывают на кушетку)

- Положи котёнка на живот, а теперь сделай глубокий вдох носом, так, чтобы котёнок у тебя приподнялся.

- А теперь долго выдыхай воздух через рот, чтобы котёнок медленно опустился. (повторить 3-4 раза)

- Молодец!

  1. Развитие мелкой моторики, и кинестетических ощущений

- Котёнку, так понравилось, как ты его покачал на качелях, он тебе говорит спасибо.

- Хочешь его погладить?

- Ты можешь его погладить?

- Как ты думаешь, что он сегодня ел, что у него в животике.

- Правильно, ты угадал. Вот наш котёнок и тебе принес целую миску гороха. Он там, что-то спрятал. Давай, ты найдешь, что спрятал котёнок в миске с горохом?

- Посмотри на эти мячики внимательно, все ли они одинаковые?

- Какой мячик отличается от остальных и чем?

- Вот мы сейчас и поиграем с этим мячиком.

  1. Самомассаж рук

Игра «Ёжик»

Наш волшебный мудрый ёжик

прокатываем шарик

по левой ладони

Не нашёл в лесу дорожек.

прокатываем шарик

по правой ладони

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

катаем вертикально

между ладонями

Если будем с ним играть,

Ручки будем развивать.

катаем    горизонтально

между ладонями

Ловкими станут пальчики,

катаем между  ладоней по кругу

Руки нам готовит к школе

левая рука сверху

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь!

убираем шарик на край стола.

- Молодец.

- Наш котёнок любит играть не только с мячиком, но и с зубными щетками. Вот какие красивые щетки он тебе принес, хочешь, мы с ними поиграем?

  1. Массаж языка зубными щетками

- А хочешь, я расскажу тебе сказку

«Сказка»

Проснулся котёнок, потянулся

Тыльной стороной зубной щетки водить от середины языка к кончику

Выглянул котёнок в окошко, а там солнышко светит.

Тыльной стороной зубной щетки водить от середины языка периферии

А под окном росла елочка с пушистыми ветвями.

Водить зубной щеткой по длине языка, затем по боковым краям языка от центра к периферии.

Вдруг подул сильный ветер, и елочка наклонилась вправо, а потом влево

Водить зубной щеткой горизонтальными линиями слева на право и с права на лево

И вдруг снова подул сильный ветер, и елочка снова наклонилась вправо, а потом влево

Водить зубной щеткой горизонтальными линиями слева на право и с права на лево

Вдруг котёнок  увидел, как из печной трубы идет дым.

Зигзагообразные движения зубной щеткой по поверхности языка от корня к кончику.

Солнышко спряталось за тучку,

Спиралевидные движения по языку.

и пошел сильный дождь

Поколачивать по языку щетинками справа налево

Падают на землю крупные капли дождя.

Поколачивать по языку щетинкой слева на право.

Дождь идет, и под окном разлилась большая лужа

Водить по часовой стрелке (спиралевидные движения) тыльной стороной щеткой от середины языка к краям.

И наш котёнок  устал смотреть на дождик и пошел спать.

Поглаживание через все лицо ребенка с закрыванием глаз.

 

  1. Артикуляторная гимнастика в картинках для постановки звука Ш

-А пока наш котёнок спит, мы с тобой поиграем с нашим язычком.

(Упражнения: Улыбочка, Хоботок, Резиночка, Часики, Толстячок, Качели, накажем непослушный язычок, лопаточка, орешек, Лошадка, Грибок, Вкусное варенье, фокус, Чашечка)

  1. Постановка звука Ш

- Подуй на Чашечку.

(Произнесение звука Ш в слогах и словах)

- Повтори слоги и слова

ША-ША-ША-ША – шапка, шампунь, шарик, шарф

ШО-ШО-ШО-ШО – шепот, шорты, шорох.

ШИ-ШИ-ШИ -  шило, шина, шип.

ШУ-ШУ-ШУ – шум, шутка, шуба.

  1. Развитие фонематических представлений

- Ой, смотри наш котёнок проснулся, и он снова хочет с тобой поиграть.

(на экране появляется таблица с предметами 3 на 3: шахматы, санки, шапка, бочка, шорты, шина, шуба, кукла, стол)

- Назови предметы, которые начинаются со звука Ш.  Будь внимателен, называем слова слева направо, и сверху вниз (по мере называния предметы исчезают с экрана)

  1. Работа над развитием зрительной памяти

- Давай вспомним, какие картинки, где находились.

- Что было над куклой?

- Что находилось справа от санок?

- Что находилось под шапкой?

- Что находилось под бочкой?

- А что находилось над бочкой?

  1. Развитие связной речи (использование мнемотехники)

- А теперь давай, ты вспомнишь и расскажешь мне сказку, про котёнка, глядя на картинки.

Итог занятия.

- Молодец! Ты так хорошо играл сегодня, а тебе понравилось играть с нашим котёнком.

- До свидания!

- Здравствуйте.

- Да.

СЛАЙД №1

- Котёнок

СЛАЙД №2  

- Да.

СЛАЙД №2  

Ребенок делает вдох носом.

Ребенок медленно выдыхает через рот.

- Да.

Ребенок внимательно ощупывает Котёнка. И говорит, что там горох.

- Котёнок ел горох.

Ребенок вытаскивает из миски гладкие маленькие мячики и мячик с колючками.

-Нет.

Ребенок указывает на колючий мячик.

-У него колючки.

СЛАЙД №3

 Ребенок выполняет движения по показу логопеда сначала одной рукой, затем другой.

- Да.

СЛАЙДЕ №3

- Да.

Ребенок во время выполнения логопедического массажа щетками сидит на стуле с высокой спинкой, напротив логопеда.

СЛАЙД №4

Ребенок выполняет артикуляторную гимнастику для постановки звука Ш, с использованием наглядного пособия

Ребенок выполняет и произносит звук Ш.

Ребенок повторяет слоги и слова за логопедом.

СЛАЙД №5

- Шахматы, шапка, шорты, шина, шуба.

- над куклой были шорты.

- справа от санок находилась шапка.

-  под шапкой находилась шина.

- под бочкой находилась шуба.

- над бочкой находились шахматы.

СЛАЙД №6

Ребенок рассказывает сказку, глядя на картинки.

СЛАЙД №7

- Да.

- До свидания.


Литература:

  1. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  2. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – м: Просвещение, 1973.
  3. Коноваленко В.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
  4. Рыбина А.Ф. Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет : речевой материал, задания, упражнения / А.Ф. Рыбина. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2013.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологии логопедического массажа и самомассажа (для детей младшего школьного возраста; ОНР 3-4 уровень ) Тема: «В гости к нам пришёл котёнок …» Составитель: Якушко Е.Б. у читель-логопед

Слайд 7

МОЛОДЕЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог». Тема: "Путешествие Колобка"

Конспект  индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог» для дошкольников с ТНР в подготовительной группе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с дошкольником старшей логопедической группы на тему «Автоматизации звука [Р] в словах, в предложениях, в чистоговорках».

Цель: формировать умение произносить звук «Р» в словах. Задачи: упражнять в правильном произнесении звука «Р»;формировать умение правильно произносить звук «Р»...

Конспект индивидуального логопедического занятия, проведенного в подготовительной логопедической группе. Тема: «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях».

Цель занятия - закрепить правильное произношение звука "Р" в словах и предложениях, развивать фонематический слух. Формировать умение определять местонахождение звука "Р" в слове, ...

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с применением комплекса «Тимокко»

laquo;Тимокко»- развивающе- коррекционный комплекс с видеобиоуправлением. Комплекс выступает совместной разработкой НПФ «Амалтея» и израильских специалистов в области детс...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: «Путешествие по песочным островам»

Конспект инивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: "Путешествие по песочным островам"...