Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Третьякова Светлана Олеговна

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспекте предлагается комплекс упражнений  активизирующего массажа,  предназначеный для нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры при гипотонусе. Целью занятия является закрепление правильного произношения звука [с] в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 компенсирующего вида Петродворцового района

                                         Санкт – Петербурга.

Конспект  индивидуального логопедического  занятия   для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией,  с применением технологии  логопедического (лицевого) массажа.

                           Тема: « Автоматизация звука  [с]».

                                                                               Подготовил : учитель-логопед

        Третьякова С. О.

                                    Санкт – Петербург

                                                  2016

Конспект  индивидуального логопедического  занятия   для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией,  с применением технологии  логопедического (лицевого) массажа.

Тема: Автоматизация звука [с]

Цель: Закрепление произношения звука  [с] в словах.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

1. Формирование правильного произношения звука [с] в  словах.

2. Автоматизация звукопроизношения на уровне   слов.

3. Формирование умения дифференцировать звуки [с]- [ш] на уровне слов с различной слоговой структурой.

Коррекционно - развивающие:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Формирование нормативного мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

3. Развитие фонематического слуха.

Коррекционно - воспитательные:

1. Формирование умения взаимодействовать со взрослым.

Технология:  Здоровьесберегающие технологии. Логопедический массаж (лицевой).

Оборудование: 3 коробочки, камешки (каштаны), крупные бусины, шпатель, зондозаменитель, игра  «Листочек и цветочек», ламинированный лист картона ( «Волшебный экран»), водные маркеры,    игра «Лабиринт» из пособия Комаровой Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях», компьютер, для демонстрации картинок.

Ход занятия:      1. Организационный момент.

- Сегодня мы с тобой поиграем со звуком, который называется «песенка водички», т.е. со звуком [с]. Давай подготовимся к встрече  звука.

        

                            2. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры ( проводится комплекс упражнений активизирующего массажа при гипотонусе в сочетании с артикуляционной гимнастикой для мышц губ) )

Данный комплекс упражнений  предназначен  для различных зон лица с использованием  основных приемов.

Поглаживание

Растирание

Разминание

Вибрация

Массаж лба:

Поглаживание

1.«Барашек»

Поглаживание лба в направлении от середины к вискам выполняется указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук.

Идут барашки по дорожке                                        

На голове барашков рожки.                                      

Рога крутые, так и знай -                                  

 Барашков ты не задирай.

Растирание

1.«Пила»

Растирание ребром указательных пальцев поочерёдно или одновременно зигзагообразными движениями от центра лица к периферии 4-6 раз.

Раскалилась до бела

Острозубая пила.

Бревна все перепилила,

После отдохнуть решила

2. «Пружинки»

Растирание спиралевидными движениями от середины к вискам осуществляется вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак 4-6 раз.

Мы пружинки – завитушки

Кучерявые подружки.

Мы по кожице танцуем,

Мышцы личика балуем.

После растирания проводится поглаживание.

Разминание

 «Дождь»

Пальчиковый «душ» по направлению от середины лба к вискам. Постукивания осуществляется подушечками пальцев обеих рук 8 – 10 раз.

Барабанит дождь по крыше,

То погромче, то потише .

Не пойду я к другу Роме.

Посижу сегодня дома

Заключительное поглаживание лба волнообразными движениями по направлению от середины к вискам выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук.

Массаж щёк:

Поглаживание

«Ветерок»

Поглаживание щёк пальцами обеих рук в направлении от носа к ушам, 6-8 раз.

Ветер, ветер, ветерочек

Прилетай скорей, дружочек.

Тучки с неба прогони,

Солнце к деткам позови.

Растирание

«Арена»

Растирание щек  по кругу, от носа по скуловой кости к ушам и обратно к носу, осуществляется вторыми фалангами указательных, средних, и безымянных пальцев, 4-6 раз.

По круглой арене,

Кивая  друг  другу,

Лошадки- малышки

Скачут по кругу.

После растирания проводится поглаживание

Разминание

 «Утята»

Пощипывание осуществляется по кругу указательными, средними и большими пальцами обеих рук, 6-8 раз.

- Утята, утята. Куда вы спешите?

- Спешим искупаться скорее в корыте.

- Зачем же в корыте, ведь рядом река?

 - Река для  утят пока глубока.

После разминания  проводится поглаживание.

Вибрация

«Душ» (прерывистая вибрация)

Поколачивание    тыльной стороной ладони  обеих рук от носа к ушам.

Душ прохладный принимаем,

О болезнях забываем.

Душ, как дождик, только дома.

Нет ни молнии, ни грома.

Заключительное поглаживание щёк волнообразными движениями по направлению от носа к ушам выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук.

Массаж губ:

Поглаживание

«Спокойной ночи»

Поглаживание губ от середины к углам осуществляется указательными пальцами обеих рук.

Спокойной ночи. Спать пора.

Засыпает детвора.

Глазки закрывайте,

В гости сон встречайте.

Включаются упражнения артикуляционной гимнастики для мышц губ.

1. «Улыбка» – «Трубочка».

2. «Трубочка» - «Оскал».

3. «Зайчик».

4. «Обида».

5. «Ухмылка».

6. «Кролик жуёт траву».

 «Клоуны»

Движение указательными пальцами  в направлении от середины верхней  губы к углам рта, а затем от середины нижней  губы к углам рта вверх, 4-6 раз

Клоуны играют,

Клоуны танцуют.

Клоуны на личике узоры мне рисую.

«Прищепки»

Захват большим и указательным пальцем одной руки верхней губы, другой – нижней. Вытянуть губы вперёд с одновременным смещением в противоположные стороны, 8 -10раз.

Прищепки с бельем управляются ловко.

Легко удержать им белье на веревке.

Прищепки имеют особый кураж,

Устроят они пустомелям « массаж».

Заключительное поглаживание губ  по направлению от центра губ к углам рта.  

Массаж подбородка:

Поглаживание

Поглаживание подбородка от центра к ушам осуществляется тыльной стороной ладони.

Растирание

«Штрихи»

Растирание от середины к периферии осуществляется подушечками указательных пальцев штрихообразными движениями.

На лице штрихи рисую,

Как полоски на песке.

Пальцами лицо штрихую,

Чтобы не сидеть в тоске.

«Змейка»

Растирание подбородка в направлении от центра к ушам волнообразными движениями подушечек пальцев  обеих рук.

Змейка движется волной,

По тропинке полевой.

На песке ее следы

Разглядим, и я, и ты.

После растирания проводится поглаживание

Разминание

«Улитка»

Большой палец помещён в область подъязычной мышцы, остальные пальцы – на подбородке. Совершать разминающие движения.

Улитка медленно ползет

На спинке домик свой несет.

И хоть улитке нелегко,

Домой идти недалеко.

Заключительное поглаживание подбородка  по направлению от центра  периферии.

Массаж языка:

  1. Поглаживание продольных мышц языка в направлении от корня к кончику языка.
  2. Ритмичное надавливание на язык, в направлении от корня к кончику языка с целью укрепления продольных и поперечных мышц языка.
  3. Спиралевидное растирание по боковым краям языка с целью укрепления мышц языка и увеличения его подвижности.
  4. Поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от корня к кончику языка с целью укрепления поперечных мышц языка.
  5. Поглаживание языка по направлению от корня к кончику.

      Динамическая пауза.

1,2,3,4 (приседания)

Ноги вместе, руки шире.

Потянулись к небесам,

А затем вернулись к Вам.

1,2,3,4 (маршировка)

Руки вместе, ноги шире

Распилили все дрова (имитация пилки дров),

Дело сделано (руки на пояс). Ура! (руки вверх).

3. Автоматизация звука [с]  в чистоговорках и словах.

Давай поиграем в игру «Эхо». Я произнесу чистоговорку , а ты повторишь.

Са-са-са - Соня идет в сад,                

Са-са-са - в саду оса,                        

Со-со-со - оса пьет сок,                    

Су-су-су - Соня видит осу,              

Сы-сы-сы - у осы усы,                      

Сы-сы-сы - в саду нет осы.            

4. Игра «Лабиринт» из пособия Комаровой Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»

(  Слова со звуком  [с]   в начале слова.).

5. Развитие навыков фонематического анализа.

Проводится игра «Волшебный экран». Ребенку предлагается  прослушать слова .  Если  в предложенных словах: сад, кот, коса, лиса, волна,  рост, голос, нос, кино ребенок услышит звук    [с] , то на волшебном экране он должен нарисовать любой знак (круг, фигуру, крестик)  

   6. Развитие слухо- произносительной  дифференциации звуков [с]-[ш]

Перед ребенком стоят 3  коробочки,  две пустые, а в третьей лежат крупные бусины и камешки.

Игра «Золушка».

-Посмотри на картинки и назови их. Если в слове прячется песенка водички, звук  [с], то положи камешек  в  коробочку        с водичкой, а если

в слове прячется песенка змеи, звук [ш], то положи бусинку в коробочку со змейкой.

Картинки: самолёт, шапка, мышь, стул, шары, оса, автобус, камыш, колесо.

8. Итог занятия.

- Давай вспомним, какой звук был у нас в гостях.

-Как мы играли с этим звуком?

- Что понравилось?

- Что не очень понравилось?

  Молодец.

                       Использованная литература

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами – М.: Издательство Лада 2008
  2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет – М.: Творческий центр Сфера 2005
  3. Крупенчук О. И. Методическое пособие для слушателей курсов. Массаж логопедический зондовый и классический – С-Пб.: Издательство «Литера» 2013
  4. Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»
  5. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений – С-Пб.: Издательство «Каро» 2013

http://www.boltun-spb.ru

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80&lr=98546


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, с применением ИКТ

Данный материал является конспектом подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние заготовки". Этот  материал является...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]».

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]». В занятии используются «сопряженные» упражнения, которые повышают эффекти...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Конспект индивидуального логопедического занятиядля детей старшего дошкольного возраста с ОНРпо автоматизации звука [ш] в словах и предложениях на тему:«Поездка в гости»с использованием ИК...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) по лексической теме «Птицы»

Конспект занятия направлен на обогащение словаря существительными, обозначающими названия птиц; закрепление умения составлять предложения по вопросам: кто? что делает? что?; обучение узнавать и называ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии

Конспект индивидуального логопедического  занятия  с  ребенком  среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР  III уровня, стертая форма дизартрии...

Конспект группового логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста с ОНР по теме «Мебель»

Конспект группового логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Мебель»...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Зима», автоматизация звука «Ш».

Цели:Коррекционно – образовательные цели:Закреплять правильное произношение звука [ш] в слогах, словах.Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствовать...