Программа детско – родительского клуба «Мы вместе»
рабочая программа (средняя группа)
Программа детско – родительского клуба
«Мы вместе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko-rodit_klub_my_vmeste_sr_gr1.docx | 52.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 90 «Айболит»
Программа детско – родительского клуба
«Мы вместе»
группы общеразвивающей направленности 4-5лет
Составители: Абсалямова Р.Р.
Содержание
Паспорт программы | |
Пояснительная записка | |
1. | Основная деятельность детско - родительского клуба |
2. | Модель организации работы детско - родительского клуба |
3. | Формы организации заседаний детско - родительского клуба |
4. | Этапы реализации программы |
5. | Содержание программы |
5.1 | Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) |
6. | Заключение |
7. | Литература |
8 | Приложение |
Паспорт программы.
Наименование программы. | Программа детско - родительского клуба «Мы вместе». |
Основания для разработки программы. |
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
земельных ресурсов администрации города от 08.08.2014г. №1269/36-п. Приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города № 982/36-п от 31.03.2017г. утверждены изменения. |
Заказчики программы. | Родители |
Организация исполнитель программы. | МАДОУ города Нижневартовска ДС № 90 № «Айболит». |
Целевая группа. | Родители (законные представители ) воспитанников. |
Составители программы | Абсалямова Р.Р. , воспитатель первой квалификационной категории. |
Цель программы. | Установление сотруднических взаимоотношений между семьей и педагогами дошкольного образовательного учреждения в плане единых подходов воспитания детей. |
Задачи программы. | - оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка; |
| |
Ожидаемые результаты. |
|
Срок реализации программы. | 1 год |
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.
Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи изменяется и позиция детского сада в работе с семьей.
На современном этапе требуются иные взаимоотношения семьи и ОУ, которые должны определяться сотрудничеством и доверительностью.
Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Именно поэтому наше образовательное учреждение отдало предпочтение этой форме работы. Клуб позволяет сделать общение с родителями более целенаправленным, а, следовательно, эффективным.
Родительский клуб строится на принципах:
Целенаправленность педагогического проекта – Программы родительского клуба «Мы вместе» на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка. Привлечение родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
Индивидуальный подход - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
Вариативность содержания форм и методов образования родителей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;
Сознательность, активность и дозированность – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации; Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;
Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями;
Доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Актуальность детско - родительского клуба.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется всестороннее развитие личности. В то же время
— это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых –родителей, педагогов.
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных
человечеством за всю историю своего существования. Современная наука единодушна в признании приоритета семейного воспитания. Мир и хорошие взаимоотношения в семье – наиболее живительная почва для развития личности ребёнка. Однако доказано, что семейное воспитание не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности современного ребёнка. Эффективность возрастает, если оно дополняется системой дошкольных учреждений, при условии сотрудничества и взаимодействия. Становление любых межличностных отношений проходит этап взаимного познания партнерами друг друга. В процессе взаимопонимания происходит постепенное приближение к потребностям и трудностям друг друга. Чем доступнее, понятнее друг для друга становятся педагог и родители, тем меньше настороженности, напряженности в их отношениях, связанных в первую очередь, с ощущением неизвестности, незнакомости. Эмоциональное переживание в период общения, как момент сопереживания внутреннему миру другого и открытия самого себя через общение – вот путь к которому мы пришли в работе с родителями.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы детско - родительского клуба «Мы вместе».
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя консультации, беседы с родителями, просмотр мультимедийных презентаций, практические занятия.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности.
Взаимоотношения родителей и педагогов должны строиться на основе просвещения родителей, которое можно осуществлять через детско - родительские клубы.
Детско - родительские клубы – это объединения по интересам, понимание одной проблемы. Неформальная обстановка клуба, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, практические занятия, интерактивные игры – всё это делает работу клуба полезной и необходимой.
- Основная деятельность детско - родительского клуба
Основными направлениями деятельности детско - родительского клуба являются:
Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);
Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);
Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).
- Модель организации работы родительского клуба
Родительский клуб организован на базе МАДОУ города Нижневартовска ДС № 90 «Айболит» группа общеразвивающей направленности 4-5
Основные мероприятия проводятся 1 раз в месяц.
- Формы организации заседаний детско - родительского клуба
- совместные занятия родителей и детей;
- мини-беседы, лекции;
- моделирование проблемных ситуаций;
- презентация информационных буклетов;
- дидактические игры; игры и упражнения;
- беседы;
- художественно-творческая деятельность;
- круглые столы;
- консультации;
- анкетирование;
- проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, тренингов.
- дискуссии
- Этапы реализации программы
- этап – подготовительный – сентябрь.
Цель - определение цели, задач и форм работы родительского клуба.
- этап – основной – октябрь – апрель.
Цель - реализация программы родительского клуба «Мы вместе»
- этап – заключительный – май.
Цель – подведение итогов работы родительского клуба
- Содержание программы.
- Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями)
№ | Мероприятие | Ответственный | Сроки исполнения |
1. | -Анкетирование родителей: «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей». Приложение №1
-Участие в осенней ярмарке.
«Закаливание детей в семье». Приложение №2 | Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Сентябрь |
2. | - Акция «Сделаем мир чище». Сбор макулатуры, батареек, пластика. Памятки для родителей: «Игры для развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет». Приложение №3 «Упражнения для профилактики плоскостопия». Приложение №4 | Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Октябрь |
3. |
Создание положительных эмоциональных переживаний детей и родителей. Приложение №5
Приложение №6 | Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Ноябрь |
4. |
| Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Декабрь |
5. |
Приложение №8 | Воспитатели группы. | Январь |
6. | Акция «Сладкая посылку солдату»: участие в сборе посылок для военнослужащих. Совместное написание письма солдату. - Буклет «ТРИЗ в детском саду и дома». Приложение №9 | Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Февраль |
7. | Провести вместе родителями мини – акцию «Огород на окне». В этой акции родители и дети выбирают семена и растения для посадки, а потом вместе с детьми осуществляют посадку семян. Буклет «Витаминная семейка». Приложение №10 - Консультация для родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией» Приложение №11 | Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Март |
8. |
Зарождение новой традиции ДОУ – День родительского самоуправления. Приложение №12
| Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Апрель |
9. | - День добрых дел Благоустройство детской площадки. Круглый стол- Рассмотрение результатов реализации программы. Определение перспектив деятельности детско - родительского клуба «Мы вместе». | Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Май |
Заключение.
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности ребёнка трудно переоценить.
Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Именно такой подход предполагают федеральные государственные требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ними «участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги». Педагоги должны оказывать методическую и консультативную помощь родителям воспитанников по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе можно считать организацию клубной деятельности. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности.
Детско - родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.
Показателем результативности реализации программы можно считать востребованность предлагаемой деятельности, наличие динамики развития коллектива клуба, включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность, применение полученных знаний и опыта вне занятий клуба, улучшение детско-родительских отношений, повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения.
Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском
саду и семье, разный в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.
При реализации тем программы детско - родительского клуба широко применяется технология творческого проектирования, которая позволяет осуществлять партнерство педагогов, детей, родителей. Воспитатели ДОУ при реализации программы используют личностно – ориентированные технологии: темы программы и ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.
Список использованной литературы.
- Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.- Пб.: Каро, 2005.
- Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.; Просвещение,2015.
- Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство
детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина — М., 2001.- 125с
- Калинина Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. //Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011г.
- Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. — М.: АРКТИ,2004.
Приложение №1
Анкетирование родителей «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»
1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка? | |
- здоровье и физическое развитие | |
- развитие нравственных качеств | |
- развитие умственных способностей | |
- развитие художественных способностей | |
-раннее обучение ребенка чтению, письму | |
- другое (что именно) | |
2. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада? | |
- информационную | |
- диагностическую | |
-консультативную | |
-другую помощь (какую именно) | |
3. В каких формах Вы хотели получать информацию от педагогов и специалистов детского сада? | |
- родительские собрания | |
- групповые дискуссии | |
- тематические консультации | |
- семинары-практикумы | |
- индивидуальные беседы и консультации | |
-информационные листки, газеты, буклеты, книги, сайт МАДОУ | |
- тематические выставки, папки | |
- дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные | |
- посещение педагогами семьи | |
Другое (что именно) | |
4.Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей? | |
- о целях и задачах дошкольного образования | |
- о воспитательно-образовательных программах | |
- о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях |
-о дополнительных услугах | |
-об одежде ребенка | |
- о питании | |
-о гигиенических процедурах | |
-о психофизиологических особенностях ребенка | |
-об успехах ребенка | |
-об общении с ребенком | |
-об организации жизни ребенка в семье | |
-об организации досуга ребенка, семейных праздников | |
- о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи | |
- другое (что именно) | |
5. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в детском саду: | |
- советник (помощь воспитателю в определении интересов, увлечений ребенка, предпочтительных для него воспитательных приемах) | |
- гид (участие в организации экскурсий и походов) | |
-наставник (организация занятий с детьми определенным видом деятельности: обучение их танцами, музыке, театрализации, другое) | |
- групповой помощник (присутствие родителя в группе и включение его в разные виды взаимодействия с детьми) | |
- помощник в разработке теоретических аспектов развития детей | |
- не имеют времени для участия в организации педагогического процесса в детском саду | |
- другое (что именно) | |
6. Как Вы считаете, наш детский сад | |
- пользуется авторитетом в городе | |
- не пользуется авторитетом | |
- о нем вообще не говорят | |
- затрудняюсь ответить | |
7. Ваш ребенок ходит в детский сад | |
- с удовольствием | |
-через силу |
- чаще с удовольствием | |
- редко с желанием | |
8. Устраивает ли Вас работа педагогов в группе? | |
- устраивает полностью | |
-устраивает частично (укажите причину) | |
- не устраивает совсем (укажите причину) | |
9. Как Вы считаете? Дети в нашем детском саду | |
-получают интересные знания и навыки культурного поведения | |
- получают, но недостаточно | |
- не получают ничего нового | |
- получают вредную информацию | |
- затрудняюсь ответить | |
10. Ваша осведомленность о работе детского сада: | |
- полная | |
- частичная | |
- вообще не имеете информации | |
11. Информацию о детском саде Вы получаете: | |
- из наглядной агитации и сайта детского сада | |
- со слов других родителей | |
- от воспитателя | |
- на собраниях | |
- от заведующего | |
- не получаете | |
12. Как часто Вы заходите на сайт МАДОУ? | |
- каждый день | |
- раз в неделю | |
- редко | |
- никогда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейная игровая программа на участке детского сада "Давайте вместе поиграем"
Игровая программа послужит хорошим подспорьем для проведения Дня семьи. Конкурсы расчитаны на детей разных возрастных групп. роли персонажей могут исполнять и родители. они также могут проводить и отд...
Программа детско-родительского клуба "Вместе мы сила""
Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой формы р...
Программа детско-родительского клуба выходного дня "Все вместе за здоровье".
Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правил...
Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»
Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...
Программа «Детский сад, родитель, я – вместе дружная семья»
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Настоящая програм...
Рабочая комплексная развивающая программа детско - родительского клуба в группе раннего возраста «Вместе с мамой»
Данная комплексная развивающая программа «Вместе с мамой» направлена на создание психолого–педагогических условий для всестороннего развития ребенка раннего возраста.Цель:...
Программа детско-родительского клуба « Вместе весело шагать» в средней группе.
К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Время требует включения родителей в развивающее педагогическое п...