Из опыта работы с одаренными детьми РАС.
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Как я вижу этот мир»
Одарённость ребенка – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. (В.А. Сухомлинский)
Одаренность детей по – прежнему остается загадкой для большинства. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Мы работаем в группе с детьми с особыми образовательными потребностями.
С коллегой заметили, что в нашей группе есть обучающийся, который все свободное время проводит за столом, старательно рисуя. Мальчик прекрасно изображает окружающий его мир, причем очень ловко, не отрывая руки прорисовывает контур объектов, однако имеет место зацикленность на одной теме: например, несколько месяцев Егор изображал лишь музыкальные инструменты. Это связано с тем, что Егор - особенный ребенок, у него расстройство аутистического спектра.
РАС – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).
Углубившись в тему «Одаренности», изучив литературу и проведя беседу с родителями мы предположили наличие у Егора потенциальной одаренности, т.е. он имеет определенные возможности (потенциал) для высоких достижений в художественной деятельности, но не может их реализовать в полной мере в силу своей специфики развития.
С целью подтверждения нашего предположения мы провели диагностическую Методику «Карта одарённости» (Савенков А.И.) Методика «Карта одарённости» (изучите, могут задавать вопросы), которая показала наличие художественно-изобразительной одаренности обучающегося. На слайд ее нужно вывести
При обучении детей с РАС рисованию очень часто используется метод совместного рисовании. Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Мы заметили, что одним из главных факторов является формирование положительной эмоциональной установки. Не надо ребенку сразу задавать вопросы, требовать организованных действий, так как это формирует стойкий негативизм.
Прежде всего мы всегда наблюдали, хочет ли ребенок общаться, готов ли он к совместной деятельности. Егору сложно понять, чего от него хотят, сосредоточиться, усвоить способ действия, а затем осуществить его. Когда мы пытались его организовать, настаивали сделать что-то, он часто начинал проявлять агрессию.
Следует помнить, что с такими детьми нельзя начинать рисовать с простейших рисунков. Нужно идти от сложного к простому.
Чтобы привлечь внимание и интерес к занятиям, мы использовали разнообразные стихи, песни, считалки.
В начале нашей работы в его рисунках не было цвета, они зачастую были нарисованы черным карандашом или однотонным цветным. В рисунках Егора присутствовала стереотипность и шаблонность в изображении фигур, обилие графических штампов, статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию, отсутствовала композиция и сюжет.
Вместе с коллегой приняли решение использовать элементы арт-терапии и нетрадиционные техники рисования. Арт-терапия естественным образом подходит для детей с РАС по нескольким причинам.
Искусство предлагает детям, испытывающим затруднения в высказывании своего мнения словами, выразить себя напрямую, без слов. Часто визуальное мышление является их сильной стороной, и многие сообщают, что они «думают в картинках». Выражение чувств и идей с помощью изображений очень естественно для таких детей. Нетрадиционные техники рисования способствуют снижению отрицательных качеств личности детей с РАС, таких как агрессивность, тревожность и способствуют установлению эмоционального контакта. Кроме того, рисование различными изобразительными инструментами стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию захвата руки.
Опыт работы.
Целью нашей работы является создание условий для развития творческой одаренности Егора посредством нетрадиционных техник рисования.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
- Развивать у ребенка творческую активность, художественно – креативные способности,
- Совершенствовать умение создавать выразительные художественные образы, развивать творческие способности средствами нетрадиционных методов.
- Развивать индивидуальность ребенка с учетом его склонностей, интересов.
- Воспитывать гармонично развитую личность ребенка.
В начале нашей работы мы столкнулись с такой проблемой, как нежелание Егора использовать в своих рисунках все разнообразие цветовой гаммы.
У нас возникла необходимость создать условия для формирования у ребенка дальнейшего развития таланта в рисовании. Для этого мы использовали разные нетрадиционные техники рисования. Нами была разработана система мероприятий по внедрению нетрадиционных приемов для изобразительной деятельности:
Мы составили картотеку, в которой отмечены нетрадиционные техники согласно возрасту, подобрали материал, разработали конспекты. Поэтому в начале работы мы выбрали те виды нетрадиционного рисования, которые соответствуют возрасту.
В своей работе использовали такие формы работы как НОД, экспериментирование, беседы, индивидуальная работа, выставки рисунков, чтение художественной литературы и др.
Вместе с Егором освоили технику рисования пробками и печатками из картошки и др. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.
Продолжалась работа по обучению рисованию ладошками, пальцами. Этот метод рисования помогает ребенку почувствовать свободу творчества. В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения.
Так же были использованы формы нетрадиционного рисования: кляксография обычная, кляксография с трубочкой, рисование солью, песком, манкой, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, ватными палочками, монотипия, печать по трафарету, пластилинография, набрызг, восковые мелки – акварель.
Очень интересный прием – рисунок с сюрпризом. На лист бумаги наносится рисунок, затем аккуратно заклеивается кусочком бумаги. Ребенок просто рисует дождь, вертикальные сплошные линии, а затем педагог отклеивает кусочек бумаги и оказывается, что там, под зонтом, спряталась девочка и дождь ее не намочил!
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходило в следующих направлениях:
- От рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов (сначала просто лошадь, потом появился наездник)
- От применения сложных видов нетрадиционной техники изображения к более простым видам (сначала использовали в рисунках разнообразные печатки, затем рисовали пальчиками, ладошками и только после усвоения данных техник переходили на кляксографию и т.д) .
- От использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла (На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения).
- От применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения (Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.).
- От индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.?
На основе тематического плана программы был разработан перспективный план по внедрению нестандартных технологий изображения, подобраны конспекты занятий для ребенка.
Используя элементы изотерапии мы добились больших результатов. Рисунки ребенка стали более яркими, живыми. В рисунках появился сюжет.
Егор во время рисования эмоционально раскрепощается, улучшается эмоциональный фон.
Периодически оформляем выставки работ Егора. Изготовляем книжки из рисунков; участвуем в конкурсах на различных уровнях.
Таким образом, грамотно и профессионально подойдя к занятиям изотерапией в работе с аутичными детьми, можно достигнуть существенных, творческих результатов.
Заключение
В каждом из нас живет художник и поэт. Как говорил В.А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Главное в нашей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Самая большая для нас радость, когда мы слышим детский вопрос: «А мы еще будем так рисовать?». Значит ребенку понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы с одаренными детьми в образовательной области "Художественное творчество".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5308404","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] [[{"type":"media","view_mode":...
Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Из опыта работы с одаренными детьми
Из опыта работы с одаренными детьми...
Статья "Из опыта работы с одаренными детьми"
Статья содержит описание опыта работы с одаренными детьми, рассматривая вид одаренности - "педагогическую одаренность"....
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...
Описание опыта работы с одаренными детьми
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сегодня разработана и действует президентская программа "Де...
Из опыта работы: "Работа с одаренными детьми на занятиях по ИЗО деятельности"
Работа с одаренными детьми на занятиях по ИЗО деятельности...