Статья "Из опыта работы с одаренными детьми"
статья на тему

Кривошеева Юлия Владимировна

Статья содержит описание опыта работы с одаренными детьми, рассматривая  вид одаренности - "педагогическую одаренность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с одаренными детьми

Автор: музыкальный руководитель                                                                  МОУ Красносельской СШ дошкольная ступень образования       Кривошеева Юлия Владимировна

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается, и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Главная задача работы с детьми с признаками одаренности – поддержать умную, способную, неординарную личность, имеющую свой взгляд на мир.

На протяжении долгого времени,  как музыкальный руководитель, я веду работу с одаренными детьми. При проведении этой работы были и успехи, и неудачи. Поэтому, проблема организации работы с музыкально-одаренными детьми для меня актуальна и значима. Очень важно не только вовремя заметить музыкально-одаренного ребенка, но и создать условия и всемерно способствовать развитию его способностей не только через индивидуальную работу с ним, но и через работу с семьей.

Проведя диагностику музыкальных способностей детей, рекомендую обратить внимание родителей на природный дар их ребенка для возможного углубления работы в данном направлении в специализированном музыкальном учреждении.

В своей педагогической практике, для выявления музыкально-одаренных детей, использую технологию педагогического наблюдения, отслеживаю динамику развития ребенка, так как талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни".

Очень важно, чтобы одаренный ребенок был сразу же замечен, оценен, востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, усваивают дополнительный материал. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. В течение учебного года реализуются различные мероприятия, к участию в которых привлекаются дети дошкольного возраста, что в свою очередь, способствует раскрытию и развитию личностного потенциала способных и одаренных детей.

Для страны необходимо здоровое и одаренное поколение. Поколение, умеющее восстановить утраченное богатство, возродить лучшее. Но часто детсады работают на ослабленных детей: это дети с ЗПР, логопедические группы и т. д. Но мировые проблемы создают не одаренные дети и спокойные люди, а бесталантливые, беспокойные. Яркие, одаренные, очень способные, обаятельные, веселые дети вырастут в таких же ярких взрослых, и вот тогда можно быть уверенным в том, что войны прекратятся.

Неодаренных детей – в житейском, просто общечеловеческом смысле – нет. У каждого ребенка своя «изюминка». Ее просто надо найти. Но как?

Целью моей работы для решения данной проблемы является создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально-одаренных дошкольников.

Задачами на данном этапе будут являться:

1. Выявление детей с выраженной музыкальностью.

2. Организация кружковой и индивидуальной работы с детьми с выраженной музыкальностью.

3. Организация просветительской работы с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Можно сказать, что музыкальность объединяет в себе комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности.

Широкое распространение получило положение о решающей роли музыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Признание человека способным или неспособным всецело зависит от наличия или отсутствия этих качеств.

Диагностика музыкальных способностей, проводимая два раза в год в нашем детском саду, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка.

Как уже было отмечено выше, для выявления музыкально одаренных детей используется технология педагогического наблюдения: 

Выраженное стремление к музыкальной деятельности:

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано.

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене.

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.

Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. Инициативность – безынициативность;

2. Креативность, эвристичность – репродуктивность;

3. Образность, эмоциональность – рациональность, понятийность;

4. Спонтанность - аккуратизм;

5. Воля, упорство - мягкотелость, нерешительность.

Характер общения и поведения на музыкальных занятиях:

1. Заинтересованность; 2. Инициативность; 3. Активность; 4. Творческость.

Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики):

    1. Высокий. 2. Средний. 3. Низкий.

Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики):

  1. Высокий. 2. Средний. 3. Низкий.

Для детей с высоким уровнем развития музыкальности совместно с воспитателями организовала музыкально – театральную студию «Сказка». Инициатива в создании студии была поддержана родителями воспитанников, которые проявили живой интерес к этому виду искусства.

Цель – формирование эстетической культуры старшего дошкольника посредством театрализованной деятельности.

Основные задачи:

      1. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организации выступлений старших групп перед младшими и пр.).

  1. Развить сферу чувств дошкольников.
  2. Активизировать мыслительные процессы, познавательный интерес.
  3. Способствовать овладению детьми навыками общения и коллективного творчества.
  4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, учить моделировать навыки социального поведения в заданных условиях.
  5. Развить у дошкольников музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
  6. Сформировать основы певческой и общей музыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).
  7. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
  8. Создать непринужденную обстановку, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено.

Работа музыкально-театральной студии направлена на развитие у детей, творческих способностей, исполнительского мастерства, вокальных данных. Совместное творчество детей, педагогов и родителей проявляется в организации и проведении театральных постановок спектаклей.

Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие – один из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы с одаренными детьми в образовательной области "Художественное творчество".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5308404","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]        [[{"type":"media","view_mode":...

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Из опыта работы с одаренными детьми

Из опыта работы с одаренными детьми...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Описание опыта работы с одаренными детьми

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сегодня разработана и действует президентская программа "Де...

Из опыта работы: "Работа с одаренными детьми на занятиях по ИЗО деятельности"

Работа с одаренными детьми на занятиях по ИЗО деятельности...