Описание опыта работы с одаренными детьми
материал (средняя группа)
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся значительной познавательной активностью.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Целью моей работы является: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии с их способностями.
В процессе изучения научно-методической литературы я выяснила, что характерная особенность одаренного ребенка заключается в двойственности и противоречивости его психологического облика: как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, но при этом, значительно превосходят сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении, что зачастую приводит к развитию у одаренных детей многих серьезных социально-психологических проблем.
Выявление одаренных детей - задача достаточно трудная для педагога.
Я выявляю одаренных детей различными путями. Работу с одаренными детьми провожу с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создаю проблемные ситуации, предлагаю задачи и загадки. Самый простой и доступный способ — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.
Моя работа включала несколько направлений:
- работа непосредственно с детьми (наблюдение, отбор детей с высокими способностями; выявление их индивидуальных особенностей для обеспечения условий обучения, позволяющих максимально реализовать имеющийся потенциал на каждом возрастном этапе)
- работа с семьей (обсуждение, собеседование, анкетирование родителей и т.д.)
- работа со специалистами ДОО (обсуждение, собеседование, разработка принципов взаимодействия и т.д.).
В результате проведенного исследования я пришла к выводу: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей – в среднем не более 1% от общей численности детей в группе, их я и отнесла к категории «одаренные». Среди моих воспитанников (20 детей) незаурядные результаты демонстрируют – 3 человека (15 %)
Выявление одаренных детей я провожу уже в средней группе детского сада на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Формы моей работы:
- работа в парах, в малых группах,
- спортивные соревнования,
- конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;
- музыкальные мероприятия,
- творческие задания;
- игры.
Методы работы:
- беседы,
- наблюдения,
- тестирования,
- анкетирование.
Эти методы дают возможность выбрать подходящие виды работы с одаренными детьми.
Для выявления особенностей основных компонентов детской одарённости я использую следующие методики:
- Методика «Последовательность картинок» применяется для оценки способностей ребёнка в области логического мышления.Ребёнку для решения предлагаются три задачи (первая - вводная), в которой требуется выложить последовательность из 5 картинок с соблюдением причинно - следственных связей, изображённых на этих картинках.
- Методика Елиса Пола Торренса методика «Дорисовывание фигур» направлена на оценку способностей дошкольника в области продуктивного воображения. Ребёнку предлагается последовательно 10 карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределённой формы. Ребёнок должен дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая- нибудь картина. Предлагаю вам пройти тест по этой методике.
- Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант методики Е. Торренса) направлена на выявление познавательной активности. Детям последовательно показывают сюжетные картинки и просят их придумать вопросы, которые можно задать о том, что нарисовано на этих картинках. Методика позволяет выявить творческую инициативу, которая отражается в содержании вопросов.
В заключении я хочу сказать такие слова: «Каждый педагог должен помнить: цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, - реальны. Главное - верьте и действуйте».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы с одаренными детьми
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся значительной познавательной активностью.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Целью моей работы является: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии с их способностями.
В процессе изучения научно-методической литературы я выяснила, что характерная особенность одаренного ребенка заключается в двойственности и противоречивости его психологического облика: как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, но при этом, значительно превосходят сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении, что зачастую приводит к развитию у одаренных детей многих серьезных социально-психологических проблем.
Выявление одаренных детей - задача достаточно трудная для педагога.
Я выявляю одаренных детей различными путями. Работу с одаренными детьми провожу с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создаю проблемные ситуации, предлагаю задачи и загадки. Самый простой и доступный способ — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.
Моя работа включала несколько направлений:
- работа непосредственно с детьми (наблюдение, отбор детей с высокими способностями; выявление их индивидуальных особенностей для обеспечения условий обучения, позволяющих максимально реализовать имеющийся потенциал на каждом возрастном этапе)
- работа с семьей (обсуждение, собеседование, анкетирование родителей и т.д.)
- работа со специалистами ДОО (обсуждение, собеседование, разработка принципов взаимодействия и т.д.).
В результате проведенного исследования я пришла к выводу: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей – в среднем не более 1% от общей численности детей в группе, их я и отнесла к категории «одаренные». Среди моих воспитанников (20 детей) незаурядные результаты демонстрируют – 3 человека (15 %)
Выявление одаренных детей я провожу уже в средней группе детского сада на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Формы моей работы:
- работа в парах, в малых группах,
- спортивные соревнования,
- конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;
- музыкальные мероприятия,
- творческие задания;
- игры.
Методы работы:
- беседы,
- наблюдения,
- тестирования,
- анкетирование.
Эти методы дают возможность выбрать подходящие виды работы с одаренными детьми.
Для выявления особенностей основных компонентов детской одарённости я использую следующие методики:
- Методика «Последовательность картинок» применяется для оценки способностей ребёнка в области логического мышления.Ребёнку для решения предлагаются три задачи (первая - вводная), в которой требуется выложить последовательность из 5 картинок с соблюдением причинно - следственных связей, изображённых на этих картинках.
- Методика Елиса Пола Торренса методика «Дорисовывание фигур» направлена на оценку способностей дошкольника в области продуктивного воображения. Ребёнку предлагается последовательно 10 карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределённой формы. Ребёнок должен дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая- нибудь картина. Предлагаю вам пройти тест по этой методике.
- Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант методики Е. Торренса) направлена на выявление познавательной активности. Детям последовательно показывают сюжетные картинки и просят их придумать вопросы, которые можно задать о том, что нарисовано на этих картинках. Методика позволяет выявить творческую инициативу, которая отражается в содержании вопросов.
В заключении я хочу сказать такие слова: «Каждый педагог должен помнить: цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, - реальны. Главное - верьте и действуйте».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД помогает закрепл...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности
1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...