Конспект НОД в подготовительной группе с использованием Кругов Луллия на тему: «Неизведанное рядом»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием Кругов Луллия на тему: «Неизведанное рядом»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием Кругов Луллия на тему: «Неизведанное рядом»

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать формировать представления о свойствах и качествах продуктов;

- стимулировать воспитанников к проведению экспериментов, закреплять умение делать выводы.

Развивающие:

- развивать стремление воспитанников к поисковой активности;

- продолжать развивать логическое мышление, связную речь;

- способствовать развитию общения и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные:

- воспитывать  коммуникативные умения и навыки, целеустремленность.

Оборудование и материалы: письма, посылка с продуктами, круги Луллия, специальная одежда (фартуки и одноразовые шапочки), тарелка, молоко, пищевые красители, палочки для мороженого, жидкость для мытья посуды, одноразовые стаканы, окрашенная вода, растительное масло, шипучие таблетки, яйца, соль, прозрачные ёмкости, ложка, салфетки, 10 писем с опытом для детей в подарок.

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна. Давайте знакомиться! (Знакомство с детьми)

Воспитатель: Я пришла к Вам в гости не просто так, а чтобы мы  вместе с вами сегодня отправились в волшебную лабораторию!

Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это место, где проводят опыты и эксперименты.

Воспитатель: Всё верно. Ребята, посмотрите, нам пришло письмо! Кто же нам его прислал? Давайте его прочитаем!

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша и у меня есть друг Миша. Мы с Мишей очень любим разные эксперименты. Но вот незадача. У нас сейчас закончились ингредиенты для опытов, остались только продукты. И мы не знаем, какие эксперименты можно сделать из этих продуктов. Помогите нам, пожалуйста! Продукты мы отправили посылкой».

Воспитатель: Ребята, поможем Маше и Мише?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте откроем посылку. Здесь находятся различные продукты. Назовите какие:

Дети:  Молоко, растительное масло, яйцо, соль.

Воспитатель: Ребята, смотрите, а что-то ещё рядом с посылкой стоит (показывает круги Луллия). Это круги Луллия. С их помощью мы узнаем, какие опыты будем сегодня проводить и какие ингредиенты нам для этого понадобятся.

Мы с вами сейчас превратимся в настоящих научных исследователей! Какие правила поведения в лаборатории вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель:

1 правило: Специальная одежда.

          2 правило: Внимательно слушать старшего.

3 правило: Без разрешения старшего в руки ничего не брать.

         Теперь мы готовы к выполнению экспериментов!

2. Основная часть.

Но прежде чем мы начнём наши эксперименты, давайте немного разомнём наши ручки.

Пальчиковая гимнастика:

(Дети выполняют упражнения по показу воспитателя)

На двери висит замок –

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули (тянем кисти в стороны)

Покрутили (волнообразные движения)

Постучали (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились)

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте посмотрим на круги Луллия и я вам расскажу, как правильно с ними работать в лаборатории.

У нас с вами опыт № 1. Для начала устанавливаем на верхнем кругу стрелку на цифру один. Наш первый опыт называется: «Волшебная тарелка с молоком». Как вы думаете, что нам понадобится для этого опыта?

Дети: Молоко.

Воспитатель: Правильно, молоко. Теперь на среднем круге ищем картинку с изображением молока и других ингредиентов, которые нам понадобятся. Посмотрите на картинку и назовите их.

Дети: Пищевые красители (краски), палочка для мороженого, средство для мытья посуды.

Воспитатель: Правильно! А на нижнем круге мы с вами можем найти картинку с изображение опыта, который у нас должен получиться.

      Итак, ребята, в первом нашем опыте вы будете «Исследователями-наблюдателями». Пройдёмте к нашему первому лабораторному столу.                

Опыт № 1 ««Волшебная тарелка с молоком»»

(Опыт проводит воспитатель, дети наблюдают)

Воспитатель: Давайте сначала исследуем, как поведут себя молоко и пищевые красители, если их соединить вместе. Итак, перед нами стоит тарелка. В тарелку наливаем молоко, в молоко добавляем по капельке пищевых красителей. Что вы видите ребята?

Дети: Капли не тонут.

          Воспитатель: Верно, ребята.  Капельки краски не растворяются на поверхности и не тонут, потому что поверхностное натяжение молока этого им не даёт. Поверхностное натяжение - это тоненькая плёнка на поверхности жидкости.                    

         Летом вы видели паучков, которые бегают по воде? Это паучки-водомерки. Они настолько лёгкие, что могут бегать по этой тоненькой плёнке и не тонуть, как и капли наших пищевых красителей.

         Но эту плёнку мы можем изменить, сделать её тоньше. Для этого берём палочку, окунаем её в жидкость для мытья посуды и слегка прикасаемся к нашим капелькам. И мы видим, как красители начинают разбегаться, потому что плёнка стала тоньше. И водя палочкой по жидкости, мы можем создавать затейливые и красивые узоры. Ну что ребята, у нас с вами получился опыт, как на картинке наших кругов Луллия?

Дети: Да!

Воспитатель: Интересно вам было? А ещё хотите поэкспериментировать, но уже сами?

Дети: Да!

        Воспитатель: Хорошо. Давайте подойдём к Кругам Луллия и установим на верхнем кругу стрелку на цифру 2. А теперь с помощью считалочки мы узнаем, кто будет раскручивать средний  круг.

Гномик золото искал

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал: «Как же быть?!»

Выходи! Тебе крутить!

(Ребёнок, например, девочка Катя, подходит к кругам Луллия).

Воспитатель: Ребята, наш второй с вами опыт называется: «Лава-лампа». Для этого опыта нам с вами понадобится растительное масло.

Катя, найди пожалуйста на среднем кругу, картинку с изображением растительного масла и назови ингредиенты, которые нам ещё понадобятся для этого опыта.

Катя: Окрашенная вода, шипучая таблетка.

          Воспитатель: Правильно. А теперь я вам покажу на нижнем круге картинку с изображением опыта, который у нас с вами должен получиться.  Ребята, садитесь за свои лабораторные столы, и мы продолжим с вами уже все вместе экспериментировать!

Опыт № 2 «Лава-лампа»

(Опыт проводится совместно с детьми)

Воспитатель: Ребята, у вас на столе стоят 2 стакана с разными жидкостями. Один стакан наполовину наполнен растительным маслом, а другой -  окрашенной водой.  Добавьте в масло окрашенную воду из второго стакана. Что вы видите?

Дети: Масло и окрашенная вода не смешиваются.

Воспитатель: Верно, масло и вода не смешиваются, потому что имеют разную плотность. Вода намного тяжелее масла и поэтому она опустилась вниз, на дно стакана. А масло намного легче воды и поэтому оно поднялось наверх. Теперь добавим шипучую таблетку. И что мы видим? (Ответы детей)

Воспитатель: На дне стакана образовался маленький вулкан, и он будто извергает лаву. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Шипучая таблетка начала растворятся и пытаться пробиться наверх, но слой масла ей не позволяет этого сделать быстро и поэтому на дне стакана образуется небольшой вулкан с лавой.    

   Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются в слой масла и медленно опускаются. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом.  Как вы думаете, ребята, у нас с вами получился опыт, как на картинке кругов Луллия?

          Дети: Да!

Воспитатель: Продолжим дальше наши опыты?

Дети: Да!

Воспитатель:

-Воспитатель: Давайте подойдём к нашим Кругам Луллия и установим на верхнем кругу стрелку на цифру 3. А теперь с помощью считалочки мы узнаем, кто будет раскручивать средний  круг.

Гномик золото искал

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал: «Как же быть?!»

Выходи! Тебе крутить!

(Ребёнок, например, мальчик Саша подходит к кругам Луллия).

Воспитатель: Ребята, наш третий опыт называется: «Нетонущее яйцо». Саша, найди пожалуйста на среднем кругу, картинку где изображено яйцо и назови ингредиенты, которые нам ещё понадобятся для этого опыта.

Катя: Соль, вода.

          Воспитатель: Правильно. А я вам покажу на нижнем круге картинку с изображением опыта, который у нас с вами должен получиться.  

А теперь, ребята, пройдём к нашему третьему лабораторному столу. В этом опыте вы снова будете «Исследователями-наблюдателями».

Опыт № 3 «Нетонущее яйцо»

 (Опыт проводит воспитатель, дети наблюдают)

Воспитатель: Берём две ёмкости, в каждую из которых наливаем воду. В одну из ёмкостей насыпаем 3 столовые ложки соли. Размешиваем до полного растворения, чтобы была видимость «одинаковой» воды в двух банках. Аккуратно кладём яйцо в банку с пресной водой. Посмотрите, оно идёт ко дну. Вытаскиваем яйцо и кладём его в банку с солёной водой. Что происходит, ребята:

Дети: Яйцо всплывает.

Воспитатель: Да, ребята, оно чуть-чуть опустилось в воду, но тут же всплыло. Можно яйцо «принудительно» (допустим, ложкой) слегка прижать ко дну. Но оно всё равно поднимется на поверхность. Как вы думаете почему?

Дети: Соль выталкивает яйцо на поверхность.

Воспитатель: Правильно, солёная вода более тяжёлая и, соответственно, более плотная, чем пресная. Поэтому она и выталкивает наверх более лёгкие предметы. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. Чем больше соли в воде, тем она плотнее, тем труднее в ней утонуть.

          Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами славно потрудились!

А теперь я предлагаю нам немного размяться!

Физкультминутка:

(Дети выполняют упражнения по показу воспитателя).

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

3. Заключительный этап.

  Воспитатель: Ребята, вот мы и закончили наши опыты в лаборатории. Вам понравилось сегодня быть исследователями? Какой опыт вам понравился больше всего? Чтобы вы рассказали сегодня родителям?

           Воспитатель: Посмотрите, нам пришло ещё одно письмо.

«Спасибо большое вам, ребята! Теперь мы узнали, какие опыты можно провести с этими продуктами. За вашу помощь мы дарим вам конвертики с опытом, под названием «Красочный дождь», который вы сможете провести вместе с родителями дома. До новых встреч!».

(Воспитатель раздаёт конверты с опытами детям)

- А сейчас мы снимаем нашу рабочую одежду и снова станем ребятами из подготовительной группы. Всем спасибо, до новых встреч!

«Подарок от Маши и Миши»

Эксперимент «Цветной дождь в стакане»

Устроить дождь можно даже в самый солнечный день, причём не выходя из дома. Но что ещё приятнее — эта «буря» в стакане поднимет настроение всем!

Правила безопасности

  • Проводите эксперимент только под присмотром взрослых.
  • Осторожно: красители могут оставлять следы на коже и различных поверхностях.

Вам понадобится:

  • растительное масло (150 мл);
  • жидкие пищевые красители;
  • стакан;
  • стеклянная емкость;
  • вода (500 мл);
  • деревянная палочка.

Пошаговая инструкция

Налейте в стакан растительное масло и по каплям добавьте пищевые красители. Тщательно всё перемешайте деревянной палочкой. Затем перелейте масло и красители в стеклянную ёмкость с водой. Немного подождите.

Научное описание

Жидкие пищевые красители представляют собой водные растворы, поэтому цветные капли легко проходят через масляный слой. Но почему же так происходит?

Всё дело в молекулярных особенностях воды и масла, которые не дают им смешиваться. Вода состоит из полярных молекул. Другими словами, у каждой её молекулы есть положительный заряд с одной стороны и отрицательный — с другой.

Поскольку противоположные заряды притягиваются, молекулы воды тянутся друг к другу. Зато молекулы масла неполярны, а потому не притягивают молекулы воды и, как следствие, не смешиваются с ними. При взбалтывании большие капли красителя разбиваются на маленькие и словно застывают в масле, образуя эмульсию. Пищевой краситель обладает большей плотностью, чем растительное масло. Поэтому после переливания эмульсии в воду, капли красителя постепенно просачиваются к границе «масло—вода». И когда они её прорывают, начинается дождь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг решения проблемных ситуаций в конструктивно- модельной деятельности с использованием кругов Луллия на тему:" Корабли".

В ходе тренинга мы решали проблемную ситуацию опытническим путем, развивали умение строить корабль и анализировать свою постройку....

использование кругов Луллия на тему " Безопасность"

материал может быть полезени воспитателям в средней, старшей и подготовительной группе на занятиях по теме Безопасность или в свободной деятельности детей...

Конспект НОД в подготовительной группе (с использованием нетрадиционных техник рисования) тема: «Моя семья».

Программное содержание: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; развивать эмоциональную отзывчивость к родным и близким людям, творческую самостоятельность.Задачи интегра...

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Кто такие микробы»

Тема: «Кто такие микробы»Цель: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя о...

Конспект занятия в подготовительной группе "Финансовая грамотность - круги Луллия"

Конспект заняти предназначен для разфития финансовой грамотности у детей....

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием игровой технологии на тему: «Живой мотор – сердце»

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием игровой технологии на тему: «Живой мотор – сердце»Цель: помочь осознать собственную ценность и уникальность. Задачи:...