Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ-технологий на тему: «Перелетные птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе на тему:
«Перелетные птицы».
Цель: познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Образовательная область:
- познавательное развитие;
-социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие.
Задачи:
Обучающие:
-Расширить знания детей о птицах.
-Закрепить знания о перелетных птицах.
-Закрепить обобщающие понятия.
-Обучать развернутому высказыванию.
-Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Развивающие:
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Методы и приемы:
-Наглядные;
-Словесные;
- ИКТ.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.
Оборудование:
- Плакат с изображением природы, перелетных птиц.
-Мультимедийная установка;
- Презентация по теме: «Перелетные птицы»
Ход занятия:
Воспитатель читает сказку для детей К. В. Лукашевич «Осень»:
Она пришла на землю хмурая, ветреная, под зонтом.
- Кто ты? – спросили дети.
- Я – время года – осень
Я пришла с дождем. Ветром. Туманом.
Я раскрасила листья на деревьях в красные и желтые цвета. Я тороплю птичек улетать в теплые страны, потому что за мною скоро идет зима.
Но зато я увесила Ваши сады спелыми яблоками, грушами, сливами, наполнила все огороды овощами.
Созрел виноград. А сколько грибов появилось в лесах!
То-то раздолье ребятам!
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в сказке?
Дети. Про осень.
Воспитатель. Верно. Осень - золотая и сказочная пора года. Все деревья покрываются красками разных цветов от жёлтого до бурого. Дни становятся короче, ночи - длиннее. Осенью улетают в теплые края птицы. Это время сбора урожая и подготовки к зиме. Недаром в народе говорят: «Весна красна цветами, а осень снопами». И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах. О птицах, которые улетают в тёплые края.
Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают».
Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около
9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов.
Воспитатель. Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы).
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.
Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Воспитатель. Предлагаю вам поиграть в игру - загадку «Кто эта птица»?
Загадки:
- Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют?
(Жаворонок, слайд №4).
Жаворонок – это птица, немного превышающая размеры воробья, на весь мир славящаяся своим чудным пением. Ни один из многообразия звуков на планете Земля не сравнится с которым. Внешность же жаворонка неприметна и скромна. Его покровительственная окраска имеет цвет почвы, на которой он проживает. Самочки от самцов практически не отличаются. Только молодые особи выглядят чуть пестрее своих сородичей. Тело жаворонка покрыто пестрыми перьями. Грудка немного светлее, по сравнению с остальным оперением, перья на ней окантованы темноватым цветом.
- Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, всё это шутка,
Ну конечно это – ... (утка, слайд №5).
Птицы обладают крепким туловищем, которое может быть длиной более полуметра. На шее и голове у селезней растет перламутрово-изумрудное перо, гладкое по своей структуре. На шее есть кольцо белого цвета. Самок можно отличить по окрасу и размеру. Для уток редкость достигать полуметровой длины, окрас пера бурый с пестрыми вкраплениями. Благодаря такой окраске птицы прекрасно маскируются в околоводной растительности.
- По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных ...(грач, слайд №6).
Первая перелетная птица, извещает нас о наступлении весны. Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.
- Дни коротки, ночи длинны,
Мы друг друга кличем,
В октябре летим мы клином,
Жалобно курлычем (журавли, слайд №7).
Крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Оперение серого цвета, большие широкие крылья. Прилетая с юга, извещают о своем возвращении курлыканьем. Гнездо строят на болоте среди камыша и осоки. Едят червяков, жучков, лягушек.
- В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там - то тут,
Как птицу эту зовут? (Кукушка, слайд № 8).
Тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Она является гнездовым паразитом. Откладывает свои яйца в гнезда других птиц.
- Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
И щебечут под окном
Утром, вечером и днём.
И с птенцами ласковы,
И красивы ... (Ласточки, слайд №9)
Одна из самых быстрых птиц. Форма их тела идеальна для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Лапки слабые, поэтому никогда не ходят по земле. Они все время в полете. Пьют на лету. Строят гнезда из комочков глины, соединяя их слюной
- Утёнком «гадким» называли,
И со двора все прогоняли,
Но вырос наш птенец-герой,
Напомни, кто он был такой? Автор: Леонов В.А
(Лебедь, слайд №10).
Самая крупная водная птица. Оперение бывает белое, серое и черное. Длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи.
Воспитатель: Правильно вы отгадали, все эти птицы относятся к перелетным.
Физкультминутка «Перелетные птицы».
Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели и на место сели (улетают», садятся).
Воспитатель: К перелетным птицам так же относятся скворец (слайд№ 11). Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут. Самцы незначительно отличаются от самок. Если у самцов в основании клюва оперение синеватого оттенка, то у самок в том же месте наблюдаются красноватые крапинки. Соловей (слайд №12). Пение этой птицы настолько приятно человеческому слуху, что выражение «Поет, как соловей» стало крылатым. Именно так люди говорят о талантливом певце или певице. А сам виновник, соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами, которая давно уже стала певческим символом России. Вокалист вид имеет неяркий. Перья у соловья с бурым оттенком, а хвост – рыжеватый. Обитают соловьи, в основном, в Европе и в западной части Азии. Цапля (слайд №13) крупная птица, относится к отряду аистообразные, семейству цаплевые, роду цапли. Ближайшими родственниками этим птицам приходятся выпи, кваквы, а с аистами их связывает только дальнее родство. А так же аист (слайд №14). Большая птица белого цвета с большим красным клювом, длинными ногами, большими крыльями. Живет рядом с людьми, на крышах домов и других возвышенностях. Питается лягушками, змеями, крупными насекомыми, рыбами.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, покажем и назовем, части тела всех птиц
(лапы, шея, голова, клюв, хвост). Чем покрыто тело птиц? Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом, формой, размером крыльев.)
Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.
Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).
Воспитатель: Некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок - в полете им питься негде. Ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то птицы ориентируются на магнитные колебания Земли.
(слайд № 15) Дети, вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» (слайд №18), все вместе. Некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника (слайд № 16); другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию
(слайд №17). Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)
Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.
Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),
Журавль… (курлычет),
Ворона … (каркает),
Кукушка… (кукует),
Утка…(крякает),
Курица…(квохчет),
Голубь…(воркует),
Воробей…(чирикает).
Воспитатель: С давних времен люди складывали пословицы и поговорки о птицах. Вот некоторые из них:
- Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.
- Красна птица перьями, а человек – знаниями.
- Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.
- Птица радуется весне, а младенец матери.
- Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
- Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
- Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
Аист большой, а соловей….
У аиста длинная шея, а у кукушки….
У соловья серая грудка, а у ласточки…
Аист белый, а грач…
Итог занятия:
Воспитатель. Ребята, наше занятие подошло к концу. Хочу напоследок прочесть вам стихотворение Татьяны Евдошенко «Берегите птиц».
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады.
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?
(Ответы детей). Не забывайте, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».
Коррекция лексико- грамматической стороны речи на материале лексической темы: " Перелетные птицы"....
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ-технологий "Из чело состоит тело человека"!!!
ИКТ-технологии...
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ-технологий: «Путешествие в типографию»!
конспект занятия...
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в волшебную страну здоровья».
Цель: Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.Задачи: Задачи:1. Формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье.2. Формировать представления дошкольников о з...
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Кто такие микробы»
Тема: «Кто такие микробы»Цель: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя о...
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Полезные продукты»
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Полезные продукты» Цель:-Формирование у детей понятие о строении и функциях органов пищевар...
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Удивительные тайны здоровья»
Развитие познавательной активности в образовательных областях «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура»....