Статья "Технология тьюторского сопровождения в группе компенсирующей направленности".
статья

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. При наличии трудностей в самообслуживании, самостоятельном передвижении, адаптации в детском коллективе ребенку предоставляется «тьютор», который реализует сопровождение не только в режимных моментах, но и на занятиях, в видовой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология тьюторского сопровождения в группе компенсирующей направленности.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. При наличии трудностей в самообслуживании, самостоятельном передвижении, адаптации в детском коллективе ребенку предоставляется «тьютор», который реализует сопровождение не только в режимных моментах, но и на занятиях, в видовой деятельности.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования

В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста.

Работа тьютора состоит в том, чтобы обеспечить ребенку помощь, поддержку и стимул, находясь рядом с ним в долгие часы пребывания в детском саду при постоянно изменяющейся ситуации общения.

В течение дня ребенок выполняет самостоятельную работу, учебную деятельность в группах, игровое и дружеское взаимодействие. В то же время некоторые виды деятельности для ребенка с ОВЗ представляют определенную сложность.

Задача тьютора - вести, стимулировать, поддерживать, служить примером, ограждать от неприятностей и служить посредником между ребенком и окружающей действительностью.

В образовательном процессе ДОО тьютор в работе с ребенком (группой детей) с ограниченными возможностями здоровья выполняет следующие функции:

- совместно с методистом и воспитателем, при участии родителей (законных представителей) ребенка участвует в составлении индивидуального образовательного плана (ИОП) и его регулярной корректировке для ребенка (детей);

- создает развивающую среду в рамках коллектива группы;

- обеспечивает соблюдение ребенком режима дня и ИОП, включающего развивающие занятия по подготовке к школе;

- взаимодействует с психологом ДОО, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, другими специалистами по вопросам эффективности своей работы и решению проблем;

- осуществляет организационную и методическую помощь воспитателю в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями в группе;

- адаптирует учебную программу на занятиях по подготовке к школе под соответствующие образовательные возможности ребенка с особыми образовательными потребностями;

- по необходимости оказывает помощь ребенку в самообслуживании (туалет, перемещение по помещениям ДОУ, питание);

- осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует их о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь;

- ведет дневник наблюдений;

- ведет коррекционно-развивающую работу с ребенком с ОВЗ.

В нашем Детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Группу посещают дети с разными нарушениями здоровья, а именно:

-дети с тяжелым нарушением речи         

-дети с интеллектуальными нарушениями

-дети с задержкой психического развития

-дети с расстройством аутистического спектра.

Главной задачей, стоящей перед тьютором при наличии в учреждении детей с РАС становится организация помощи в адаптации детей в коллективе, преодоление аффективной патологии, формирование целенаправленной деятельности. Стимулирование психологической активности, установление контакта с ребенком РАС, с перспективой дальнейшей социализации. Как правило, работа начинается с установления контакта с аутичным ребенком. На первом этапе детям предоставляется возможность самостоятельно обследовать помещение для занятий, привыкнуть к обстановке, к окружающим предметам. Так как дети имеют разную степень нарушения развития, то и длительность этого этапа работы может быть различной.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, позволяющий постепенно адаптироваться к окружающей среде, предполагающий регулярность режимных моментов каждого дня. Подобный план служит для развития более естественных и гибких способов создания определенного стереотипа привычек и правил как обязательный компонент адаптации, дает ощущение надежности и стабильности.

Детям с расстройствами аутистического спектра необходима постоянная поддержка взрослого, поэтому на втором этапе мы вовлекаем ребенка в совместную деятельность, которая способствует обогащению его эмоционального и интеллектуального опыта. Решение этой задачи требует от тьютора умения чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение и использовать это в коррекционной работе. Тьютор должен постоянно побуждать и ободрять ребенка, чтобы помочь ему перейти к более активным и сложным отношениям с миром.

В своей работе мы опираемся на метод прикладного анализа поведения, который изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека, и разработанную на его основе АВАтерапию.

АВАтерапия – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

Применяем в работе различные релаксирующие упражнения, пальчиковые игры, песочную, музыкальную терапии.

Несомненно, занимаясь с ребенком с РАС, необходимо настроиться на долгую и терпеливую работу. И главная задача тьютора для ребенка с РАС, стать ненужным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...

Технология психологического сопровождения групп компенсирующей направленности.

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоцио...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИАутизм – это ряд разных по тяжести неврологических, наследственных психических заболеваний.Особе...

Мастер-класс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (ТНР) в рамках группы компенсирующей направленности»

Цель мастер-класса:Выстраивание единой системы взаимодействия между участниками образовательных отношений ДОУ на группах компенсирующей/ комбинированной направленности для детей с ТНР.Задачи:-Актуализ...

Психологическое сопровождение детей группы компенсирующей направленности по развитию межполушарного взаимодействия и мелкой моторики

Сформированность  навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой ...

Технология тьюторского сопровождения в группе компенсирующей направленности

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьют...

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут тьюторского сопровождения воспитанника ДОО в группе компенсирующей направленности

Маршрут разрабатывается и составляется тьютором на основании рекомендаций ПМПК, ППк ДО; с учетом рекомендаций ИПРА, с учетом АОП ДО. Рекомендованная программа обучения: АОП ДО с нарушениями речи...