Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка
статья (подготовительная группа) по теме
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Особенно актуальным стало использование данных технологий в работе с детьми с ОВЗ, в группе компенсирующей направленности «Сказка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_konferentsii.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Леонтьева Е.В.
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Россия, Самарская обл., с.Алексеевка,
СП - детский сад «Солнышко»
ГБОУ СОШ с.Алексеевка
e-mail: lena.zotova2010@yandex.ru
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Особенно актуальным стало использование данных технологий в работе с детьми с ОВЗ, в группе компенсирующей направленности «Сказка».
На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, В.Г. Алямовская, С.М. Мартынов, Е.А. Екжанова, Е.А. Сагайдачная, М.Н. Кузнецова и многие другие.
Теоретически обоснованная модель здоровьесберегающей деятельности под здоровьем ребенка понимает взаимосвязь физического, психического и социального развития детей.
Оттолкнувшись от высказывания Д.Локка, можно сказать так: «Здоровый дух, здравые мысли, здоровое тело».
С учетом этой взаимосвязи планируется и осуществляется работа по здоровьесбережению и делится на три блока.
В 1 блоке планируется и осуществляется работа по укреплению физического здоровья.
Этот блок называется «Здоровячок»
Посредством этого блока формируются:
- знания правил гигиены и ухода за своим телом; наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знания о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знания о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Посредством этого блока формируется представление о себе, как отдельном человеке, умения устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе. Дети учатся находить свою тропинку к здоровью, знакомятся с профилактикой заболеваний
Средства реализации:
- Прежде всего, специально организованное обучение на физкультурных занятиях по плану инструктора по физическому воспитанию и познавательных занятиях по перспективно-тематическому плану воспитателя, в ходе реализации кружковой работы.
Примерные темы занятий.
«Вот я какой!» - формирование знаний о строении своего тела, забота о его чистоте
«Опасность подстерегает!»- знакомство с источниками опасности, разъяснение правила «нельзя».
«Научись себя охранять»- знакомство с профилактикой заболеваний, способами заботы о своем здоровье.
- Совместная деятельность педагога и детей интегрирована в различные виды деятельности.
-режимные моменты:
- целевые прогулки,
-игровая деятельность,
-рассматривание иллюстраций,
-чтение художественной литературы,
- театрализованная деятельность,
- создание игровых, проблемных ситуаций.
- использование физминуток, физпауз, дыхательной гимнастики, элементов психогимнастики, закаливающих процедур, массажа, самомассажа,
-физкультурные досуги, праздники, “дни здоровья”;
- Так же организована здоровьесберегающая, развивающая среда.
-физкультурный уголок, оснащенный как традиционным, так и нетрадиционным материалом,
- дорожки здоровья,
- материал для развития мелкой мускулатуры рук и профилактики плоскостопия,
-моделирование.
Во 2 блоке планируется и осуществляется работа по укреплению психического здоровья.
Этот блок называется «Психогимнастика»
Цель:
- Раскрытие сущности человека, помочь осознать детям свою индивидуальность, неповторимость.
- Установление связи между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием.
- Воспитание любви к жизни, чувства радости существования, чувства привязанности, нежности и любви.
- Реализация потребности в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц;
- Формирование устойчивого чувства "я", уверенности и активности, адекватной самооценки, в том числе уровня притязаний и возможностей, способности к эмпатии.
Средства реализации.
Используются как индивидуальные, так и групповые формы работы
- Ролевые игры и ролевая гимнастика, построенные на понимании необходимости ролевого развития человека для обеспечения психологического здоровья,
Здесь используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т.п.), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Ивана - царевича и т.п.), социальных и семейных ролей (учителя, мамы и т.п.), неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается.
- Пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, медведи и т.п.).
- Разыгрывание этюдов или сказок
- Использование психогимнастических игр
- Игр и заданий, направленных на развитие произвольности, воображения. Например, «Мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Творческих игр, позволяющих развивать воображение, мышление, речь ребенка.
- Использование упражнений на снятие нервного напряжения,
- Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия)
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы.
- «Моя визитная карточка»- составление образа-Я.
- Организация уголка психологической разгрузки в группе (“уединения”).
А так же обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка, создание благоприятного психологического климата в группе.
В 3 блоке планируется и осуществляется работа по укреплению социального здоровья.
Блок называется «Мы»
Цель.
- Установление, расширение и укрепление межличностных связей ребенка.
- Участие ребенка в жизни общества.
- Развитие стремления к взаимодействию со сверстниками на равных.
- Формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола, представлений о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыков личной безопасности.
- Развитие коммуникативных умений, навыков, модели социального поведения.
Помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки.
Средства реализации.
- Специально организованное обучение на занятиях по развитию социальных представлений дошкольников.
Темы: «Моя семья», «Моя группа» и т.д.
- Совместная деятельность педагога и детей интегрирована в различные виды деятельности.
Такие как:
- «Я и моя семья»- составление творческих рассказов
- Использование развивающих игр: составление «семьи» из картонных фигурок,
- устройство комнаты для семьи (моделирование).
- Чтение художественной литературы.
- Построение генеалогического древа.
- Использование воображаемых ситуаций. «Ты в автобусе, магазине…»
- «Звуки моей группы» - использование музыкальных игр.
- Тематические беседы. «Чем похожи, чем отличаемся»
- А так же освоение правил и норм жизни группы, общества путем совместного обсуждения, с помощью рисунков – символов.
- Защита взрослым чести и достоинства ребенка.
- Использование «запретов – моделей»- нельзя бить и обижать других, ломать и портить продукты деятельности людей, нельзя без разрешения брать личные вещи друг друга.
Работа с родителями предполагает взаимодействие триады:
РОДИТЕЛИ-ДЕТИ-ПЕДАГОГИ
и включает в себя различные формы:
- выставки работ,
- информационные стенды,
- памятки,
- выпуск валеологической газеты,
- разработка семейного кодекса здоровья,
- личный пример педагогов и родителей,
- индивидуальные и подгрупповые консультации,
- родительское собрание,
- день открытых дверей,
- анкетирование.
Ожидаемый результат:
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье»
- Укрепление физического, психического и социального здоровья детей.
- Овладение навыками самооздоровления.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие краткие выводы:
Здоровье — это многоаспектное интегральное понятие, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Литература
1. Гаврючина Л.В., И.М. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. М, 2007 г.
2. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Издательство «Учитель», 2008 г.
3. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. М, 2007 г.
4. КартушинаМ.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. М, 2008 г.
5. Горбатенко О.Ф., Кардальская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. Волгоград. «Учитель», 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)
Совместное планирование образовательной деятельности воспиатетеля и учителя-логопеда по разделам ОЗМ, ЭФМП, обучение грамоте, ИЗО и художественный труд в подготовительной группе....
Комплексно - тематическое планирование образовательного процесса в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет
Представлено комплексно- тематическое планирование по ФГОС для детей 6-7 лет...
Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"
Актуальность изучения темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...
Комплексное сопровождение детей с ОВЗв процессе инклюзии
Представлена презентация на тему: "Комплексное сопровождение детей с ОВЗв процессе инклюзии" для городского круглого стола....
Открытое комплексное занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности, работающей по адаптированной программе образовательного учреждения для детей имеющих тнр
Тема "Пингвины"Цель: совершенствовать навыки порядкового и количественного счета в пределах 10Образовательные задачи: закрепить прямой и обратный счёт от 1 до 10, знание цифр, ...
Рекомендации педагогам по адаптации детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности.
Рекомендации педагогам по адаптации детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности.Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, гла...
Презентация "Психологическое сопровождение детей с ЗПР в группе компенсирующей направленности"
Презентация "Психологическое сопровождение детей с ЗПР в группе компенсирующей направленности"...