Технология психологического сопровождения групп компенсирующей направленности.
методическая разработка на тему
К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.
Часто у детей этой группы наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Основной принцип организации работы с детьми логопедических групп — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
Технология психологического сопровождения групп компенсирующей направленности.
Подготовили:
Педагог-психолог: Макарова М.А.
МБДОУ д/с №7
Семинар-практикум
Технология психологического сопровождения групп компенсирующей направленности.
Разминка «Утреннее приветствие»
Все встают в круг, поднимают руки вверх и говорим: «С добрым утром, солнце, мы тебе рады. Мы проснулись и вот мы здесь!». Участники медленно опускают руки, а затем обращаясь к соседу справа со словами: «И Таня здесь…» берут друг друга за руки. Когда круг сомкнулся произносят слова: «Все здесь!» и вот у нас образовался дружный круг коллег.
Основная часть
А сейчас мы хотели бы, чтобы вы написали на листочках вопросы для обсуждения, которые вас интересуют по этой теме.2-3 мин..
Спасибо.
Теория
К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.
Часто у детей этой группы наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Основной принцип организации работы с детьми логопедических групп — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.
Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии коррекции речи и внеречевых психических процессов и функций.
Деятельность психолога в данной модели направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное же влияние на речевое
развитие оказывает семья (родители ребенка).
Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Они в первую очередь направлены на оказанные своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи.
Непосредственными задачами работы педагога-психолога с детьми логопедической группы являются:
Задачи работы педагога-психолога
•Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
• Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки. •Совершенствование мелкой моторики.
• Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
• Развитие зрительно-моторной координации (ребусы, лабиринты, игра «Клоуны устали»)
• Развитие произвольности навыков самоконтроля, волевых качеств.
• Активизация отработанной лексики.
• Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
• Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
• Повышение педагогической культуры родителей и педагогов.
(распечатать и раздать всем по 3 кленовых листочка: выбрать наиболее часто
решаемые из них).
Упражнение на решение одной из задач ( н.р. снятие тревожности, развитие тонкой моторики и тд.) Обмена опытом решения той или иной задачи.
Теория.Сейчас мы прояснили задачи, а так как мы ранее говорили о том, что логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний у педагога-психолога так же обозначились свой алгоритм деятельности и функциональные обязанности в логопедических группах.
Алгоритм сопровождения педагогом - психологом логопедических групп Диагностика
Получение запроса / плановая диагностика. Подбор психодиагностических
программ. Планирование и проведение психодиагностических мероприятий.
Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: —
информирование по итогам диагностической работы; — предоставление
психолого-педагогических рекомендаций; — применение рекомендаций логопеда в собственной деятельности; — разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе
Коррекционно-развивающая работа с детьми
Постановка задач коррекционно-развивающей работы. Разработка программы
работы. Планирование работы, организация условий для ее проведения.
Реализация программ. Проведение мониторинга эффективности проделанной
работы. Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы.
Планирование дальнейшей работы
Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов
Постановка задач работы. Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию. Прием родителей по их запросу.
Проведение консультаций, тренингов. Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ (по необходимости). Оформление информационных
выставок
Проведение психолого-медико-педагогического консилиума (совместная работас логопедом) Постановка задач и разработка сценария консилиума.
Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов. Участие в консилиуме. Реализация решений консилиума.
Организационная работа
Комплектование подгрупп детей. Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом. Изучение логопедического, медицинского обследования. Осуществление необходимой диспетчерской работы
Упражнение с вопросами участников
Для выполнения следующего упражнения необходимо поделиться на подгруппы. Сейчас вам в подгруппах необходимо будет разработать систему работы по данному направлению деятельности, опираясь на алгоритм.
- медицинское сопровождение (диспетчерская работа)
- совместная работа с логопедом
- работа ПМПк
- работа с родителями
Спасибо, сейчас все мы обменялись опытом и получили новый опыт работы по данной проблеме.
Упражнение на расслабление
«Аквариум»
Теория
Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей. При планировании занятий необходимо учитывать:
- Недельную динамику работоспособности: понедельник – адаптация; вторник, среда – наиболее устойчивый и высокий уровень работоспособности; с четверга – спад работоспособности;
- Дневную динамику работоспособности; высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с 8 до 11); снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от 16 до 18 часов (при правильном отдыхе) и вновь ее значительное падение;
- Фаза работоспособности детей на занятии: включение, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности;
- Продолжительность активного внимания детей, которое зависит от возраста: 3-4 года – 10 минут; 4-5 лет -15 минут, 6-7 – 25 минут.
Для профилактики утомления и сохранения работоспособности у детей на занятиях необходимо:
- Создать эмоциональный настой, поддерживать интерес; учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные – дезорганизующим; поддерживать такой уровень эмоционального напряжения, при котором деятельность детей эффективна;
- Использовать различные игровые ситуации, художественное слово, элементы театрализации, музыкальное сопровождение;
- Включать элементы психогимнастики, упражнения для релаксации;
- Вводить игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики, координации речи с движением; самомассаж( с использование массажеров) ; упражнения для развития физиологического дыхания; артикуляционные упражнения;
- Упражнения для развития параметров внимания, памяти, воображения.
Теория.
Работа с детьми в логопедических группах носит как подгрупповой, так и индивидуальный характер.
При составлении индивидуального плана работы необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, анамнез, результаты диагностического исследования, психоневрологический статус. Сейчас мы с вами проработаем это
Упражнение с анамнезом, (на 3 подгруппы) Раздать памятки по
медикаментозным терминам
Раздать результаты комплексного обследования ребенка. Сейчас вы внимательно изучите его и разработаете план индивидуального психологического сопровождения данного ребенка.
Рефлексия
Алгоритм сопровождения и функциональные обязанности педагога – психолога в работе с детьми логопедических групп
Диагностика
Получение запроса / плановая диагностика. Подбор психодиагностических
программ. Планирование и проведение психодиагностических мероприятий.
Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: —
информирование по итогам диагностической работы; — предоставление
психолого-педагогических рекомендаций; — применение рекомендаций логопеда в собственной деятельности; — разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе.
Коррекционно-развивающая работа с детьми
Постановка задач коррекционно-развивающей работы. Разработка программы
работы. Планирование работы, организация условий для ее проведения.
Реализация программ. Проведение мониторинга эффективности проделанной
работы. Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы. Планирование дальнейшей работы
Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов
Постановка задач работы. Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию. Прием родителей по их запросу.
Проведение консультаций, тренингов. Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ (по необходимости).
Оформление информационных выставок.
Проведение психолого-медико-педагогического консилиума (совместная работа с логопедом)
Постановка задач и разработка сценария консилиума.
Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов. Участие в консилиуме. Реализация решений консилиума.
Организационная работа
Комплектование подгрупп детей. Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом. Изучение логопедического, медицинского обследования. Осуществление необходимой диспетчерской работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность по ФЭМП ( с применением игровых технологий) в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «МАТЕМАТИКА»
Применение игровых технологий позволяет повысить у детей познавательный интерес к ООД и снять психофизическое напряжение....
КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности с использованием здоровесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «На птичьем дворе»
Уточнить и систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека. Закреплять у детей знания через ...
"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С УЧЁТОМ ФГОС"
Здоровье сберегающие технологии, используемые в группе компенсирующей направленности....
Организация времени для детей с расстройствами аутистического спектра с помощью бережливых технологий в старшей группе компенсирующей направленности
В ДОУ действует группа для детей с РАС. Основной целью работы с этой категорией детей, является повышение их качества жизни – это значит, чтобы ребенок стал более самосто...
Конспект индивидуальной коррекционно- развивающей деятельности с использованием иформационно – компьютерных технологий с воспитанникомстаршей группы компенсирующей направленности. Тема: «Автоматизация звука «Ш», Прогулка со Смешариками»
Автор: учитель-логопед - Коломиец Марина НиколаевнаВозраст воспитанников:старшая группа компенсирующей направленности (ТНР)Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР III уровняЦель:...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие»
знакомство детей со звуком и буквой "С"...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по развитию фонетико-фонематической системы языка по теме "Звуки Б, БЬ. Буква Б"
Данный конспект представлен в рамках систематической логопедической работы с воспитанниками коррекционной группы....