Технология психологического сопровождения групп компенсирующей направленности.
методическая разработка на тему

Макарова Марина Александровна

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной  сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.

Часто у детей этой группы наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической снижена вербальная память, страдает продуктивность  запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Основной принцип организации работы с детьми логопедических групп — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возмож­ность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Технология психологического сопровождения групп компенсирующей направленности.

Подготовили:

Педагог-психолог:  Макарова М.А.

МБДОУ  д/с №7

Семинар-практикум

Технология психологического сопровождения групп компенсирующей направленности.

Разминка «Утреннее приветствие»

Все встают в круг, поднимают руки вверх и говорим: «С добрым утром, солнце, мы тебе рады. Мы проснулись и вот мы здесь!». Участники медленно опускают руки, а затем обращаясь к соседу справа со словами: «И Таня здесь…» берут друг друга за руки. Когда круг сомкнулся произносят слова: «Все здесь!» и вот у нас образовался дружный круг коллег.

Основная часть

А сейчас мы хотели бы, чтобы вы написали на листочках вопросы для обсуждения, которые вас интересуют по этой теме.2-3 мин..

Спасибо.

Теория

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной  сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.

Часто у детей этой группы наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической снижена вербальная память, страдает продуктивность  запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Основной принцип организации работы с детьми логопедических групп — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.

Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии коррекции речи и внеречевых психических процессов и функций.

Деятельность психолога в данной модели направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное же влияние на речевое

 развитие оказывает семья (родители ребенка).

Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Они в первую очередь направлены на оказанные своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи.

Непосредственными задачами работы педагога-психолога с детьми логопедической группы являются:

Задачи работы педагога-психолога

•Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

• Развитие памяти, внимания,  мышления,  пространственной ориентировки.                    •Совершенствование мелкой моторики.

• Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

• Развитие зрительно-моторной координации (ребусы, лабиринты, игра «Клоуны устали»)

• Развитие произвольности навыков самоконтроля, волевых качеств.

• Активизация отработанной лексики.

• Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические     занятия.

• Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

• Повышение педагогической культуры родителей и педагогов.

 (распечатать и раздать всем по 3 кленовых листочка: выбрать наиболее часто

решаемые из них).

Упражнение на решение одной из задач ( н.р. снятие тревожности, развитие тонкой моторики и тд.) Обмена опытом решения той или иной задачи.

Теория.Сейчас мы прояснили задачи, а так как мы ранее говорили о том, что логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний у педагога-психолога так же обозначились свой алгоритм деятельности и функциональные обязанности в логопедических группах. 

Алгоритм сопровождения педагогом - психологом логопедических групп Диагностика

Получение запроса / плановая диагностика. Подбор психодиагностических

программ. Планирование и проведение психодиагностических мероприятий.

Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: —

информирование по итогам диагностической работы; — предоставление

психолого-педагогических рекомендаций; — применение рекомендаций логопеда в собственной деятельности; — разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе

Коррекционно-развивающая работа с детьми

Постановка задач коррекционно-развивающей работы. Разработка программы

работы. Планирование работы, организация условий для ее проведения.

Реализация программ. Проведение мониторинга эффективности проделанной

работы. Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы.

Планирование дальнейшей работы

Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов

Постановка задач работы. Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию. Прием родителей по их запросу.

Проведение консультаций, тренингов. Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ (по необходимости). Оформление информационных

выставок

Проведение психолого-медико-педагогического консилиума (совместная работас логопедом) Постановка задач и разработка сценария консилиума.

Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов. Участие в консилиуме. Реализация решений консилиума.

Организационная работа

Комплектование подгрупп детей. Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом. Изучение логопедического, медицинского обследования. Осуществление необходимой диспетчерской работы

Упражнение с вопросами участников

Для выполнения следующего упражнения необходимо поделиться на подгруппы. Сейчас вам в подгруппах необходимо будет разработать систему работы по данному направлению деятельности, опираясь на алгоритм.

         - медицинское сопровождение (диспетчерская работа)

- совместная работа с логопедом

- работа ПМПк

- работа с родителями

Спасибо, сейчас все мы обменялись опытом и получили новый опыт работы по данной проблеме.

Упражнение на расслабление

«Аквариум»

Теория

Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей. При планировании занятий необходимо учитывать:

  • Недельную динамику работоспособности: понедельник – адаптация; вторник, среда – наиболее устойчивый и высокий уровень работоспособности; с четверга – спад работоспособности;
  • Дневную динамику работоспособности; высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с 8 до 11); снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от 16 до 18 часов (при правильном отдыхе) и вновь ее значительное падение;
  • Фаза работоспособности детей на занятии: включение, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности;
  • Продолжительность активного внимания детей, которое зависит от возраста: 3-4 года – 10 минут; 4-5 лет -15 минут, 6-7 – 25 минут.

Для профилактики утомления и сохранения работоспособности у детей на занятиях необходимо:

  • Создать эмоциональный настой, поддерживать интерес;  учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные – дезорганизующим; поддерживать такой уровень эмоционального напряжения, при котором деятельность детей эффективна;
  • Использовать различные игровые ситуации, художественное слово, элементы театрализации, музыкальное сопровождение;
  • Включать элементы психогимнастики, упражнения  для релаксации;
  • Вводить игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики, координации речи с движением; самомассаж( с использование массажеров) ; упражнения для развития физиологического дыхания; артикуляционные упражнения;
  • Упражнения для развития параметров внимания, памяти, воображения.

Теория.

 Работа с детьми в логопедических группах  носит как подгрупповой, так и индивидуальный  характер.

При составлении индивидуального плана работы необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, анамнез, результаты диагностического исследования, психоневрологический статус. Сейчас мы с вами проработаем это

 Упражнение с анамнезом, (на 3 подгруппы) Раздать памятки по

медикаментозным терминам

Раздать результаты комплексного обследования ребенка. Сейчас вы внимательно изучите его и разработаете план индивидуального психологического сопровождения данного ребенка.

Рефлексия

 Алгоритм сопровождения и функциональные обязанности педагога – психолога в работе с детьми логопедических групп

Диагностика

Получение запроса / плановая диагностика. Подбор психодиагностических

программ. Планирование и проведение психодиагностических мероприятий.

Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: —

информирование по итогам диагностической работы; — предоставление

психолого-педагогических рекомендаций; — применение рекомендаций логопеда в собственной деятельности; — разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе.

Коррекционно-развивающая работа с детьми

Постановка задач коррекционно-развивающей работы. Разработка программы

работы. Планирование работы, организация условий для ее проведения.

Реализация программ. Проведение мониторинга эффективности проделанной

работы. Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы. Планирование дальнейшей работы

Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов

Постановка задач работы. Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию. Прием родителей по их запросу.

Проведение консультаций, тренингов. Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ (по необходимости).

Оформление информационных выставок.

Проведение психолого-медико-педагогического консилиума (совместная работа с логопедом)

Постановка задач и разработка сценария консилиума.

Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов. Участие в консилиуме. Реализация решений консилиума.

 Организационная работа

Комплектование подгрупп детей. Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом. Изучение логопедического, медицинского обследования. Осуществление необходимой диспетчерской работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по ФЭМП ( с применением игровых технологий) в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «МАТЕМАТИКА»

Применение  игровых технологий позволяет повысить у детей познавательный интерес  к  ООД и снять психофизическое напряжение....

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности с использованием здоровесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «На птичьем дворе»

Уточнить и систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека. Закреплять у детей знания через ...

"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С УЧЁТОМ ФГОС"

Здоровье сберегающие технологии, используемые в группе компенсирующей направленности....

Организация времени для детей с расстройствами аутистического спектра с помощью бережливых технологий в старшей группе компенсирующей направленности

В  ДОУ действует группа для детей с РАС. Основной целью работы с этой    категорией детей, является повышение их качества жизни – это значит, чтобы ребенок стал более самосто...

Конспект индивидуальной коррекционно- развивающей деятельности с использованием иформационно – компьютерных технологий с воспитанникомстаршей группы компенсирующей направленности. Тема: «Автоматизация звука «Ш», Прогулка со Смешариками»

Автор: учитель-логопед -  Коломиец Марина НиколаевнаВозраст воспитанников:старшая группа компенсирующей направленности  (ТНР)Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР III уровняЦель:...