Перспективное планирование по образовательной области «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
материал
Духовно-нравственное воспитание «Социокультурные истоки»
Реализуется в совместной деятельности воспитателя с детьми, интегрируется в непосредственно-образовательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_istoki_avtosohranennyy.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №68 «Ромашка»
Перспективное планирование по образовательной области «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
Нижневартовск
Духовно-нравственное воспитание «Социокультурные истоки»
Реализуется в совместной деятельности воспитателя с детьми, интегрируется в непосредственно-образовательную деятельность.
Перспективное планирование по образовательной области «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в группе общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)
№ | Период | Тема занятия | Задачи | Методические приемы | Интеграция образовательных областей | Взаимодействие с семьей |
1 | Сентябрь | Любимое имя | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем. | Игровое упражнение «Назови свое имя». Работа в круге: чтение потешек с именами детей Хороводная игра «Ходит Ваня» или «Именины» Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?» | Труд. Добрые дела для близких людей и любимых игрушек (лепка угощений, сбор листьев для друга Ванюши, подруги Машеньки»). «Физическая культура» Русские народные хороводные игры: «Ходит Ваня», «Именины». | Занятие с родителями на тему: «Имя моего ребёнка» Семейное чтение 1 части «Любимое имя» книги 1 «Доброе слово» |
2 | Октябрь | Доброе слово | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово». Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. | Работа в круге. Беседа с детьми о добром слове на основе задания к русской народной сказке «Теремок» Пересказ рассказа «Жила-была Маша» Чтение детьми наизусть стихотворения «Я люблю, когда при встрече…». Сюжетно – дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя» на основе задания (стр.22)Ресурсный круг «Доброе Слово» | «Социализация» Игровая деятельность. Словесная игра «Доброе слово сказать». Сюжетно – ролевая игра «Семья» (употребление добрых слов и выражений). | Занятие с родителями на тему «Доброе слово» Семейное чтение 2 части «Доброе слово» книги 1 |
3 | Ноябрь | Ласковая песня | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня». Развитие умения слушать друг друга. | Беседа с детьми о колыбельных песнях в ходе сюжетно – дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать». Пение колыбельной Г. Ладонщикова «Кукольная колыбельная». Ресурсный круг «Колыбельная песня» с использованием колыбельных песен. | «Познание» Мультимедийные презентации «Колыбельная», «Мама». Рассматривание иллюстраций: «Дитя в колыбели», «Мать и дитя». | Семейное чтение 3 части «Ласковая песня» книги 1 |
4 | Декабрь | Праздничн ая песня | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Песня». Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. Приобщение к традиции празднования Рождества. | Работа в круге. Беседа с детьми о празднике на основе стихотворения «Рождество», рассказа К. Лукашевич «Елка» и личного опыта. Ресурсный круг «Рождественская елка». | Совместная трудовая деятельность взрослого с ребёнком по подготовке группы к празднику Нового года и Рождества. «Физическая культура» Подвижные игры вокруг рождественской елки: «Жмурки с колокольчиком», «Заморожу» и др. | Семейное чтение 4 части «Праздничная песня» книги 1 |
5 | Январь | Любимый образ | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ». Формирование способности понимать чувства других людей. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. | Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Моя мама» на основе стихотворений, пословицы и личного опыта детей. Игра «Помощники». Ресурсный круг «Мамочка моя». | «Музыка» Пение: «Пирожки» муз. Филиппенко, «Мамины помощники» Слушание: «Бабушка моя» муз. Гомоновой, «Мамочке любимой» муз. Гомоновой; «Выглянуло солнышко» муз. Чичкова, сл. Ибряева Муз. движения: «Мамины помощники», «Танец с платочками» (для мамы), «Пляска с цветами» муз. Гомовой, игра «Кошка и котята», муз. М.Раухвергера. | Занятие с родителями на тему «Любимый образ» Семейное чтение 1 части «Любимый образ» книги 2 «Добрый мир» |
6 | Февраль | Образ света | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». Развитие умения выражать свои добрые чувства. Развитие эмоциональной сферы ребенка. | Работа в круге. Беседа с детьми о солнышке на основе потешек, русской народной песни «Солнышко» и личного опыта детей. Игра «Солнышко и дождик» и «Есть у солнышка дружок». Ресурсный круг «Позови солнышко» с использованием потешек о солнышке. | Ручной труд. Аппликация «Солнышко» для оформления группы. Физическая культура Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Солнышко утром рано встало»,«Солнышко, появись». | Занятие с родителями на тему «Добрый мир» Семейное чтение 2 части «Образ света» книги 2 |
7 | Март | Добрый мир | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». Развитие мотивации на общение со взрослым. | Работа в круге. Беседа с детьми на основе задания к сказке К. Д. Ушинского «Золотое яичко», стихотворения Е. Королевой «Наш дом» и рассказа Э. | «Социализация» Игровая деятельность. Имитационная игра «Вышла курочка гулять», «Помощники», | Семейное чтение 3 части «Добрый мир» книги 2 |
Михайленко «Самый лучший в мире дом». Игра «Вышла курочка гулять». Ресурсный круг «Добрый мир» | Хороводная игра «Солнышкино платьице». Сюжетно – ролевая игра «Наш дом» (с отображением ролевого взаимодействия всех членов семьи). | |||||
8 | Апрель | Добрая книга | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Книга». Воспитание интереса, любви, бережного отношения книге. Развитие умения слышать друг друга. | Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Чему учит добрая книга» на основе русской народной сказки «Репка», потешек, рассказа Л. Нечаева «Самый вкусный пирожок», стихотворений А. Плещеева и Я. Егорова и личного опыта детей. Хороводная игра «Репка». Ресурсный круг «Добрая книга» | «Познание» Беседа с детьми «Чему учит добрая книга». Рассматривание образов- иллюстраций в добрых книгах. Выставка «Наши добрые книги | Занятие с родителями на тему «Добрая книга» Семейное чтение 1 части «Добрая книга» книги 3 |
9 | Май | Любимая книга | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Книга». Развитие взаимодействия детей и взрослых.Создание позитивного настроя на общение в группе. | Работа в круге. Беседа с детьми и родителями «О любимых книгах». Хороводная игра «На лугу». Игры-драматизации по русским народным сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь».Ресурсный круг «Моя любимая книга». | Ручной труд. Подклейка любимых книг. «Физическая культура» Подвижная игра с элементами театрализации по мотивам русской народной сказки «Теремок». | Семейное чтение 2 части «Любимая книга» книги 3 |
Перспективное планирование по образовательной области «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
в группе общеразвивающей направленности для детей 5 – го года жизни
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)
№ | Период | Тема занятия | Задачи | Методические приемы | Интеграция образовательных областей | Взаимодействие с семьей |
1 | Сентябрь | Дружная семья | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья». Формирование у детей и родителей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком. | Беседа с детьми на тему «Дружная семья» на основе русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» (стр. 5-9), рассказов Л. Корсунской «Семья» (стр. 11), Э. Шима «Брат и младшая сестра (стр. 18)», Е. Пермяка «Первая рыбка» (стр. 16), стихотворений (стр. 12-13), потешек (14), пословиц (стр.3) и личного опыта детей. Русская народная игра «У дедушки Трифона» (стр. 15). Работа в паре «Дружная семья» (стр. 19-20). | «Познание» Беседа с детьми «Наша дружная семья». Фотовыставка «Моя семья». «Социализация» Игровая деятельность. Пальчиковая игра «Семья», русская народная игра «У дедушки Трифона». Сюжетно – ролевая игра «Наша дружная семья». | Занятие с родителями на тему «Дружная семья» Семейное чтение 1 части книги 1 «Дружная семья» |
2 | Октябрь | Домашнее тепло | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Семья». Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. Развитие умения слушать друг друга. | Пальчиковая игра «Семья» (стр. 14). Беседа с детьми на тему «Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге с использованием поэтических текстов» (стр. 24-25), пословиц (стр. 3) и личного опыта детей. Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» (стр. 25). Ресурсный круг «Домашнее тепло». | Ручной труд Изготовление коллажа из засушенных листьев для оформления интерьера дома. «Физическая культура» Подвижные игры: «Семья», «Кто живет у нас в квартире». | Занятие с родителями на тему «В добрый путь» Семейное чтение 2 части «Домашнее тепло» книги 1 |
3 | Ноябрь | Дороги добра | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы». Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. | Беседа с детьми на тему «Какую дорогу можно назвать доброй?» на основе русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» (стр. 5-7), потешек (стр. 8), рассказа К. Лукашевич «Добрая девочка» (стр. 10), пословиц (стр. 4) и личного опыта детей. Игра «Огород» (стр. 9) Хороводная игра «Ой, вставала я ранешенька» (стр. 12) Работа в паре «Дороги добра» (стр. 13-14) | «Музыка» Пение: «Еду, еду к бабке, к деду», «Мы на луг ходили» муз. Филиппенко Слушание: «Петушок» лат. Нар. Песня, «Заболел наш петушок» муз. Витлина, «Когда мои друзья со мной» муз. В. Шаинского, «Дорогою добра» (диск «Любимые песни»). Старокадомского, игровая «Огород» муз. В. Витлина, сл. А. Пассовой. | Семейное чтение 1 части «Дороги добра» книги 2 «В добрый путь» |
4 | Декабрь | Сказочный лес | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. Развитие эмоциональной сферы 5ребенка. | Беседа с детьми на тему «Сказочный лес» на основе русских народных сказок «Петушок – золотой гребешок» (стр. 18-21), «Снегурошка и лиса» (стр. 25), пословиц (стр.16). Хороводная игра «Хоровод в лесу» (стр17). Работа в паре «Сказочный лес» (стр. 26-27). | «Познание» Оформление странички народного календаря (месяц «Стужало»). Рассматривание иллюстраций с изображением леса в разные времена года И. И.Шишкина, И.И.Левитана, И.Э.Грабаря, Сурикова и др. отечественных классиков. | Семейное чтение 2 части «Сказочный лес» книги 2 |
5 | Январь | Добрая забота | П6ервоначальное знакомство с со7циокультурной категорией «Труд земной». Восп9итание у детей доброго отношения к животным. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. | Беседа с детьми на тему «Как мы заботимся о животных?» на основе рассказа Л. Нечаева «Как покататься на лошадке» (стр. 5-8), пословиц (стр. 4), русской народной песни «Буренушка» (стр. 12) и личного опыта детей. Хороводная игра «Кто пасется на лугу?» (стр. 9). Работа в паре «Добрая забота» (стр. 13-14). | «Социализация» Игровая деятельность. Настольные игры: «Чьи детки», «На бабушкином дворе», «Угадай, чей домик», «Кто где живёт» и др. Театрализованная игра по мотивам рассказа Л.Нечаева «Как покататься на лошадке?» Режиссёрская игра «Сельский двор». | Занятие с родителями на тему «Добрая забота» Семейное чтение 1 части книги 3 «Добрая забота» |
6 | Февраль | Праведный труд | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной». Воспитание у детей уважения к труду. Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с детьми. | Беседа на тему «Труд человека кормит» на основе рассказов О. Абрамовой «Семейный праздник» (стр. 17-20), П. Засодимского «Откуда взялся хлеб» (стр. 24-25), стихотворений Т. Шорыгиной «Жатва» (стр.25) и В. Глущенко «Грядка» (стр.21). Русская народная игра «Кто с нами?» (стр. 22-23). Ресурсный круг «Чему доброму научили вас взрослые?». | Ручной труд. Создание макета «Бабушкин двор» Труд в природе. «Позаботимся о деревьях». Прикрыть корни деревьев снегом. «Физическая культура» Подвижные игры: «Помощники», «Строим дом» - массаж рук, «По воду» - ритмическая игра, «Пирожки» - пальчиковая игра | Семейное чтение 2 части «Праведный труд» книги 3 |
7 | Март | Любимая сказка | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». Воспитание у детей интереса и любви к сказке. Развитие умения работать в паре. | Викторина «Узнай сказку» (стр. 10) и «Отгадайте сказочного героя» (стр. 12). Дидактического игра с кубиками «Собери картинку из любимой сказки». Ресурсный круг «Моя любимая сказка». | Игровая деятельность. Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка». Словесная игра «Узнайте сказку» (стр. 10 книга №4). Театрализованные игры по мотивам любимых детских сказок. | Занятие с родителями на тему «Благодарное слово» Семейное чтение
«Благодарное слово» |
8 | Апрель | Благодарное слово | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». Развитие взаимодействия детей и взрослых. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким. | Беседа с детьми на тему «Благодарное слово» на основе текстов произведений Н.К. Абрамцевой «Правдивая история о садовнике» (стр.15 – 19), Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?» (стр. 20), пословиц (стр. 14). Выполнение творческого задания на стр. 22. Инсценировка рассказа Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?» (стр. 20). Ресурсный круг «Благодарное слово». | «Познание» Беседа с детьми о важности благодарного слова в жизни человека. «Социализация» Игровая деятельность. Театрализованная игра по мотивам произведения Е.Фролова «Кто вырастил яблочко?». Сюжетно – ролевая игра «Семья» (с использованием детьми слов благодарности). | Семейное чтение 2 части «Благодарное слово» книги 4 |
9 | Май | Светлый праздник | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. | Чтения детям фрагмента произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» («Троица») Беседа на основе рассказов К.Д. Ушинского «Березка» (стр. 27), «Сказки про березоньку» (стр. 30), стихотворения «Я березка кудрявая» (стр. 28). Русский народный хоровод «Во поле береза стояла» (стр.29). Чтение отрывка из « Слова к родителям» (стр.24). | «Музыка». Пение: «Во поле березка стояла» р.н.песня Слушание: «Ах, ты береза» р.н. песня Раухвергера, «Земелюшка – чернозем» р.н.песня. Слушание колокольного праздничного звона. Муз. Движения: «Мы вокруг березки» муз. Попатенко. | Занятие с родителями на тему «Светлый праздник» Семейное чтение
«Светлый праздник» книги 4 |
Перспективное планирование по образовательной области «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
в группе общеразвивающей направленности для детей 6 - го года жизни
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)
№ | Периоды | Тема занятия | Задачи | Методические приемы | Интеграция образовательных областей | Взаимодействие с семьей |
1 | Сентябрь | Верность родной земле | Первоначальное освоение духовно- нравственной категории «Вера». Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию. Развитие мотивации на общение в группе Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. | Беседа на основе прочитанных былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» и пословиц. Выполнение задания «Что может пригодиться в бою богатырю?». Ресурсный круг «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?». | Познание Беседа с детьми: «Богатыри - первые защитники земли русской». Выставка иллюстраций «Богатырская застава». Мультимедийные презентации: «Моя Россия», Гимн России». «Социализация» Игровая деятельность. Конструктивно – строительные игры «Богатырская застава». Режиссёрские игры с наборами солдатиков «Защитники Отечества». | Занятие с родителями на тему «Верность родной земле» Семейное чтение 1 части книги 1 «Верность родной земле» |
2 | Октябрь | Верность родной земле | Дальнейшее освоение духовно- нравственной категории «Вера». Развитие представления о верности родной земле. | Рассматривание картин В.М. Васнецова «Три богатыря». Речевая игра «О каком богатыре говорится в былинах?». Беседа о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алена Попович» и пословиц. Работа в паре «Защитник Отечества». | Ручной труд. Изготовление игрушек из природного и бросового материала (образ медведя). «Физическая культура» Подвижные игры: «Пожарные на учении», «Будем в армии служить», «Взятие крепости». | Семейное чтение 2 части книги 1 «Верность родной земле» |
3 | Ноябрь | Радость послушания | Дальнейшее освоение духовно- нравственной категории «Вера». Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. Развитие адекватной самооценки. | Беседа о послушании на основе сказок «Гуси – лебеди», «Аленький цветочек», «Царевна – лягушка», пословиц. Работа в микрогруппах с родителями «Радость послушания» | «Музыка» Пение: «Песенка друзей» муз. Г. Черчик Слушание: «Доброта» муз. Гомоновой, «Мы дружные ребята» муз. Разоренова. Муз. движения: «Если добрый ты» муз. Савельева. | Занятие с родителями на тему «Радость послушания» Семейное чтение 2 книги «Радость послушания» |
4 | Декабрь | Светлая надежда | Освоение духовно-нравственной категории «Надежда». Развитие умения слушать друг друга. Развитие целостного восприятия. | Беседа о празднике Рождества на основе произведений И.С. Шмелева «Лето Господне», Е. Ивановой «Предание о первой Рождественской елке», Ф,М. Достоевского «Божий дар», пословиц. Хоровод «Елочка». Ресурсный круг «Рождественское чудо». | Чтение худ. лит. Отечественная классическая литература. Рассказ И.С.Шмелев «Рождество», Е.Ивановская «Предание о первой рождественской елке», Ф.М.Достоевский «Божий дар». Рекомендуемая литература для дополнительного чтения. Отечественная классическая литература. К.Лукашевич «Под Рождество», В.Бенедиктов «Елка», А.Плещеев «Зимний вечер». Страница альбома «Рождественское чудо». | Занятие с родителями на тему «Светлая Надежда» Семейное чтение 1 части книги 3 «Светлая Надежда» |
5 | Январь | Доброе согласие | Дальнейшее освоение духовно- нравственной категории «Надежда». Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться. Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию. | Беседа о согласии на основе произведения И.С. Шмелева «Лето Господне», рассказа А. Нечаева «Саночки», пословиц. Игры «У дедушки Трифона», «У бабушки Ларисы». Работа в паре «Построим дом». | «Музыка» Пение: «Настоящий друг» муз. Савельева . Слушание: кукольный спектакль «Друзья познаются в беде (на кассете) Муз. движения: Танец по кругу «Улыбка» муз. В. Шаинского. | Семейное чтение 2 части «Доброе согласие» книги 3 |
6 | Февраль | Добрые друзья | Первоначальное освоение духовно- нравственной категории «Любовь». Развитие умения проявлять доброе отношение друг другу. Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению. | Беседа о дружбе на основе русских народных сказок «Сивка-Бурка», «Зимовье зверей», пословиц. Игры «Дом дружбы. Ресурсный круг «Кого можно назвать настоящим другом?» Выполнение творческого задания. | «Познание» Беседа с детьми о добрых друзьях. «Социализация» Игровая деятельность. Театрализованные игры по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей». Игры «Зеркало в парах», «Найди пару» (по одному общему признаку). | Занятие с родителями на тему «Добрые друзья» Семейное чтение 1 части книги 4 «Добрые друзья» |
7 | Март | Добрые дела | Дальнейшее освоение духовно- нравственной категории «Любовь». Формирование потребности в социальном соответствии. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Формирование мотивации на совершение добрых поступков. | Беседа о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П.Ершова «Конек-горбунок», пословиц. Русская народная игра «Кто с нами?». Работа в паре «Добрые дела». | Ручной труд. Хозяйственно – бытовой труд по подготовке группы к празднику, доброе дело для мамы. «Физическая культура» Русские народные игры: «Гуси и волк», «Муравьи», «Петух, цыплята и коршун», «Мастера». | Семейное чтение 2 части «Добрые дела» книги 4 |
8 | Апрель | Мудрое слово | Первоначальное освоение духовно- нравственной категории «Мудрость». Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга. Формировать потребности в социальном соответствии. Развитие эмоциональной сферы ребенка. | Беседа о мудрости и мудрых людях на основе русских народных сказок «Никита Кожемяка», «Белая уточка». Речевая игра «Мудрые слова». Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрым?». Выполнение творческого задания. | «Познание» Беседа с детьми «Где живёт мудрое слово?» «Социализация» Игровая деятельность. Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок «Никита Кожемяка» и «Белая уточка». | Занятие с родителями на тему «Мудрое слово» Семейное чтение 1 части книги 5 «Мудрое слово» |
9 | Май | Мудрые люди | Дальнейшее освоение духовно- нравственной категории «Мудрость». Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам. Формировать потребности в социальном соответствии. | Беседа на тему «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе народных сказок «Пастушья дудочка», «Названный отец», пословиц и личного опыта детей. Работа в микрогруппах: бабушки и дедушки дают мудрый наказ своим детям и внукам. Любимые игры детства бабушек и дедушек. Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами» Выполнение задания «Мудрый наказ». | «Музыка» Пение: «Хорошо рядом с мамой» муз. Филиппенко, «Вот какая бабушка» муз. Тиличеевой, «Мой папа» муз. Мурычевой Слушание: «Заболела бабушка» муз. Мурычева, «Дедушка» муз. Бордюг | Семейное чтение 2 части «Мудрые люди» книги 5 |
Перспективное планирование по образовательной области «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
в группе общеразвивающей направленности для детей 7 - го года жизни
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)
№ | Периоды | Тема занятия | Задачи | Методические приемы | Интеграция образовательных областей | Взаимодействие с семьей |
1 | Сентябрь | Сказочное слово | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Слова». Развитие общения в паре. Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка. | 1.Беседа о том, чему учат сказка, на основе русской народной сказки «Царевна-лягушка», сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. 2.Выполнения задания (стр. 27). 3.Игра–драматизация «Путешествие по сказкам». 4.Работа в паре «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок». | «Познание» Беседа с детьми о значении сказочного слова, о том, чему учат русские сказки. «Социализация» Игровая деятельность. Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Царевна - лягушка». | Занятие с родителями на тему «Сказочное слово в семье» Семейное чтение книги 1 «Сказочное слово» |
2 | Октябрь | Напутственное слово | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции Слова». Развитие умения общаться в паре. Приобщение к традиции напутственного слова. | Беседа «Напутственное слово в жизни человека» на основе сказки К.Д. Ушинского «Ветер и солнце, русской народной сказки «Василиса Прекрасная, пословиц и личного опыта детей. Выполнение задания. Игра «Доброе слово сказать – посошок в руку дать». Работа в паре «Напутственное слово». Рисунок к сказке «Василиса Прекрасная». | Ручной труд. Изготовление открытки «Напутственные слова». «Физическая культура» Подвижные игры: «Волшебный напиток (по Кудрявцеву и Егорову). | Занятие с родителями На тему «Напутственное слово в семье» Семейное чтение 1 части книги 2 «Напутственное слово» |
3 | Ноябрь | Жизненный путь | Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Слова». Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. | Беседа «Жизненный путь» на основе русской народной сказки «Перышко Финиста Ясна-сокола», притчи «Старик и яблоня», пословиц. Выполнение задания «Этапы жизненного пути». Игра «Угадай, кем я хочу стать». Ресурсный круг «Жизненный путь». | Чтение худ. литературы. Русский фольклор. Сказка. «Перышко Финиста Ясна-сокола», рассказ «Старик и яблоня». Страница альбома «Кем я хочу стать?». | Семейное чтение 2 части «Жизненный путь» книги 2 |
4 | Декабрь | Светлый образ | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Образа». Приобщение к отечественной традиции восприятия Образа. Создание позитивного настроя на общение в группе. | Беседа о Преподобном Сергии Радонежском на основе использования изображений Свято- Троицкой Сергиевой Лавры, аудиозаписей колокольных звонов, произведения И.С. Шмелева «Богомолье». Ресурсный круг «Жизненный путь Преподобного Сергия Радонежского» | «Музыка» Слушание: звуки ручья, леса (кассета) Муз. движения: Игра с медведем – муз. подвижная игра. | Занятие с родителями на тему «Светлый образ» Семейное чтение 1 части книги 3 «Светлый образ» |
5 | Январь | Чудотворный образ | Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Образа». Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Приобщение к отечественной святыне. | Беседа о чудотворном образе по рассказу «Куликовская битва», фрагменту из «Жития Преподобного Сергия Радонежского». Художественно продуктивная деятельность по выбору детей «Храмы Святой Руси» (аппликация, рисование, конструирование). Работа в паре «Светлый образ».Выполнение задания. | «Социализация» Игровая деятельность. Конструктивно – строительные игры «Троице – Сергиева Лавра», «Московский Кремль». Режиссёрская игра с набором воинов святой Руси «Куликовская битва». | Семейное чтение 1 части «Чудотворный образ» книги 3 |
6 | Февраль | Мастера и рукодельницы | Первоначальное освоение с социокультурной категорией «Традиции дела». Воспитание уважения к людям труда. Развитие умения договариваться, приходить к согласию. | Беседа о мастерах и мастерстве на основе сказа П.П. Бажова «Каменный цветок», пословиц. Выполнение задания. Игра «Где мы были?». Работа в паре «Мастера и рукодельницы». Оформление страницы альбома «Русские узоры». | Ручной труд. Плетение коврика из бересты, вышивка по контуру, лепка из глины. «Физическая культура» Подвижные игры: «Плотники», «Горшки», «Ниточка, иголочка, узелок», «Короли и молодцы», «Где был Иванушка?» | Занятие с родителями на тему «Мастера и рукодельницы» Семейное чтение 1 части книги 4 «Мастера и рукодельницы» |
7 | Март | Старание и терпение | Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции дела». Развитие управленческих навыков и умение общаться в паре. Развитие единого контекста в группе. | Беседа с детьми старании и терпение на основе русских народных сказок «Морозко» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» и пословиц». Игра «Куда иголочка, туда и ниточка». Работа в паре «Старание и терпение». Творческое задание «Иллюстрация к сказке». | «Познание» Беседа с детьми о важных качествах человека – старании и терпении. «Социализация» Игровая деятельность. Театрализованные игры по мотивам русской народной сказки «Морозко». Народные и режиссёрские игры, отражающие трудовые действия людей. | Семейное чтение 2 части «Старание и терпение» книги 4 |
8 | Апрель | Семейные традиции | Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника». Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых. Развитие единого контекста в группе. | Беседа с детьми о семейных традициях на основе произведения И.С. Шмелева «Лето Господне», рассказа П.П. Бажова «Живинка в деле», рассказа О.С. Абрамовой «Семейная радость», пословиц и личного опыта детей. Весенний хоровод. Работа в паре «Семейные традиции». | «Музыка» Пение: «Пусть бегут неуклюже» муз. В. Шаинского, «Каравай» пение любимых песен о семейных делах. Слушание: музыка из цикла «Семейные вечера», «Сказка о царе Салтане» муз. Римского – Корсакова. Муз. движения: народные игры с пением «У дядюшки Трифона», «Заинька», «Пряничная доска», «Золотые ворота» | Занятие с родителями на тему «Семейные традиции» Семейное чтение 1 части книги 5 «Семейные традиции» |
9 | Май | Книга праздник души | Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника». Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. Подготовка детей к созданию Первой Книги. | Организация выставки «Книга – праздник души». Бесе6да с детьми о роли книги в жизни человека. Игра из любимой книги для развития детей. Работа в паре «Книга – праздник души». | «Познание» Беседа с детьми об истории создания книги. Книгопечатание. Преподобные Кирилл и Мефодий. «Социализация» Игровая деятельность. Народные игры «Катание яиц». Хороводные игры с пением, отражающие приход весны («Веснянка» др.) | «Семейное чтение» 2 части «Книга – праздник души» книги 5 |
10 | Май | До свидания, детский сад! Школа, здравствуй! | Осмысление и прочувствование результатов, достигнутых в ходе реализации программы. Развитие взаимодействия детей и взрослых. Развитие единого контекста воспитания и развития в дошкольной организации и школе. | Беседа о страницах Альбома «Мои Истоки». Ресурсный круг «Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми. Художественная деятельность детей «До свидания, детский сад! Здравствуй школа!». | «Ручной труд» Изготовление книжек – малышек с народными сказками в подарок детскому саду. «Физическая культура» Подвижные игры: «Узнай сказочного героя» (по типу игры «Царь – горох»), «Перелет птиц», «Ручейки и озёра» и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")
«Семейные традиции»Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» ЗадачиПрисоединение родителей к отечественным традициям.Оказание родител...
НОД по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Семья вместе – душа на месте.
Активное развивающее занятие по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» НОД по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»Семья вместе ...
«ИСТОКИ» И»ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ» СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КАТЕГОРИЯ «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» ТЕМА:«ДОМАШНЕЕ ТЕПЛО»
В процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» проводится работа с детьми по освоению социокультурной категории «Дружная семья». Дети знакомятся с социокультурной кат...
Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")
Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» Задачи1. Присоединение родителей к отечественным традициям.2....
«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Конспект занятия с детьми средней группы 4-5 лет Категория - «Труд души» Тема - «Любимая сказка»
Конспект занятия в средней группеСоциокультурная категория - «Благодарное слово»Тема - «Любимая сказка» Задачи:1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души».2.Воспиты...
План-конспект занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в группе младшего возраста (3-4 года) на тему «Любимая книга»
Первоначальное знакомство детей с социокультурной категорией "Книга"....
«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности Тема : «Сказочный лес» с детьми средней группы (4-5 лет) Социокультурная категория - «Дороги добра»
laquo;Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности Тема : «Сказочный лес...