Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

 «Семейные традиции»

Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции»

Задачи

  1. Присоединение  родителей к  отечественным  традициям.
  2. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Семейные традиции».
  3. Актуализация опыта сохранения и передачи семейных традиций.
  4. Развитие мотивации родителей к взаимодействию в группе.
  5. Развитие единого контекста в группе.

Материал: книга 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»; простой карандаш (все по количеству присутствующих).

Примерный план:

1. Работа в круге. Показ презентации «Семейные традиции». Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции», часть первая.

2.Работа с пословицами в книге «Семейные традиции».

3.Знакомство с содержанием книги «Семейные традиции»:

     - Беседа с родителями о семейных традициях на ос­нове рассказа О.С.Абрамовой «Семейная радость» (стр. 5); фрагмента  произведения  И.С.Шмелева «Лето Господне» («Благовещение»), стр.12-13;выполнения задания стр.15

4. Активное занятие. Работа в четвёрке «Семейные традиции».

5.Подведение итогов работы мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие по "Истокам"34.22 КБ

Предварительный просмотр:

                      Мастер – класс по работе с родителями

                                     

Занятие № 5

 «Семейные традиции»

Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»

Задачи

  1. Присоединение  родителей к  отечественным  традициям.
  2. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Семейные традиции».
  1. Актуализация опыта сохранения и передачи семейных традиций.
  2. Развитие мотивации родителей к взаимодействию в группе.
  1. Развитие единого контекста в группе.

Материал: книга 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»; простой карандаш (все по количеству присутствующих).

Примерный план:

1. Работа в круге. Показ презентации «Семейные традиции». Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции», часть первая.

2.Работа с пословицами в книге «Семейные традиции».

3.Знакомство с содержанием книги «Семейные традиции»:

     - Беседа с родителями о семейных традициях на основе рассказа О.С.Абрамовой «Семейная радость» (стр. 5); фрагмента  произведения  И.С.Шмелева «Лето Господне» («Благовещение»), стр.12-13;выполнения задания стр.15

4. Активное занятие. Работа в четвёрке «Семейные традиции».

5.Подведение итогов работы мастер-класса.

Конспект проведения мастер - класса

Подготовительный этап.

  • Выдать родителям на дом книгу для развития «Семейные традиции» для знакомства.
  •  Поставить перед родителями цель  -  освоение семейных традиций через знакомство с книгой «Семейные традиции».

  • Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы.
  • Принести книгу на занятие.

Основной этап

  1. Работа в круге.

        1.  Беседа с присутствующими о семейных традициях.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости и родители! Я рада приветствовать Вас на своём занятии, посвященному теме «Семейные традиции».

 Что такое семейные традиции? Даже немного подумав, трудно будет сразу  ответить  на этот вопрос. У большинства людей при упоминании словосочетания "семейные традиции" возникает ассоциация со словами «семья» и «традиции».

Давайте поразмышляем с Вами над этими понятиями.

Вопросы к родителям:

-Как вы понимаете слово семья? Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу.

Обобщение воспитателем ответов родителей.

   Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас  ждут и любят. Ведь не зря же говорят : «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».

Воспитатель: О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?»

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец.
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!

Давайте поразмышляем над вторым понятием.

-Как вы понимаете слово традиция? ( ответы родителей)

Обобщение воспитателем ответов родителей.

«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) Культура каждой семьи отражается через ее традиции.

Вводный присоединительный текст воспитателя:

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё: вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды.

Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. В каждом роду, семье - своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство.

У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей  к общим семейным традициям. (показ слайдов).Обратите внимание на слайды.

    У одних это - семейные трапезы (обеды, ужины) - замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения.

      У других -  совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе

 У третьих - семейные праздники. В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования  семейных праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага.

 А также  семейный альбом, семейная родословная. Сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. И конечно, же свадебная фотография родителей. Для ребенка свадебное фото на стене - это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию его рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы сообщат малышу о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут.

 Зарубки на дверном косяке. Время летит очень быстро. Чтобы наглядно показать малышу процесс его взросления, можно ежегодно отмечать зарубками рост ребенка на дверном косяке.

Вопрос к родителям:

В каждой семье свои традиции, а какая любимая традиция в вашей семье? ( ответы родителей)

Обобщение воспитателем ответов родителей.

Спасибо, за ваши ответы. Это замечательно, что у каждого из вас есть свои семейные традиции. Семейные традиции объединяют семью, позволяют воспитывать у детей уважительное отношение к родителям. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них есть те, кто их поддерживает и ценит.

А теперь перейдём к работе с книгой «Семейные традиции».

             

Знакомство родителей с книгой  5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции».

Воспитатель предлагает родителям прочитать текст «Слово к родителям» (стр. 4) в книге для  развития детей 6-7 лет «Семейные традиции». (текст читается каждым родителем по законченному предложению.)

Откройте, пожалуйста, книгу на странице 4.Давайте прочитаем  с вами «Слово к родителям», по законченному предложению.

Книга знакомит нас с некоторыми из  этих традиций, которые нашли своё отражение в народной мудрости – в пословицах и поговорках. Обратимся к  предложенным нам ниже пословицам.

 2.Осмысление родителями пословиц из книги  5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»; ( показ на слайдах с иллюстрациями)

- В семье мир да лад – большой клад.  

- Семья вместе, так и душа на месте. 

- Нет такого дружка как родимая матушка.

Воспитатель: Уважаемые родители, Вам было предложено  дома, вместе с детьми, поразмышлять над смыслом пословиц и к наиболее понравившейся нарисовать рисунок.  Давайте посмотрим, что у вас получилось.               (Коллективные размышления родителей по смыслу пословиц).

- Кто желает поразмышлять над смыслом первой пословицы?(второй, третьей).

Обобщение воспитателем ответов родителей.

Спасибо за ваши ответы, замечательные рисунки. Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этой мудрости. Регулярно употребляя в своей речи пословицы о семье для детей, Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении семейных ценностей. Ведь семья – одна из самых великих ценностей, которую нам надо беречь и уважать.

3.Беседа с родителями по текстам произведений книги и заданий к ним.

Работа над рассказом О.С.Абрамовой «Семейная радость» (стр. 5);

Воспитатель: Продолжаем работу с книгой. Откройте, пожалуйста, книгу на странице 5. Вы прочитали рассказ Ольги Сергеевны Абрамовой «Семейная радость.

Скажите, с какой  семейной традицией связано его содержание? (Традицией имянаречения).

Спасибо. Автор в своём произведении раскрывает нам традицию имянаречения.

Присоединительный текст воспитателя:

          В дополнении хотелось  бы сказать, что в России существовал целый ряд традиций, связанных с имянаречением.  Имя выбирали по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении.

При крещении ребенка священник выбирал в Святцах имена святых, которые записаны на этот день, и присваивал одно из имен крещеному ребенку. Позже имя ребенку стали давать сами родители.

  Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого-крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
В церковном календаре существует большое количество святых, имеющих одинаковые имена, поэтому, именины стоит выбирать по ближайшему, после дня рождения человека, дню памяти святого. А остальные дни памяти этого святого называют – малыми именинами.
Раньше именины праздновали так: в день своих именин, именинник или именинница разносили по приглашенным гостям – именинные пироги, после гости приходили к имениннику в дом, садились за стол и разламывали над головой именинника пирог с кашей. Считалось, что чем больше на его голове окажется каши, тем счастливее именинник будет в этом году.

 Воспитатель: У каждого из вас есть свое имя. С какой традицией имянаречения оно связано? Если знаете, то назовите день своих именин и как вы их отмечаете?

 Обобщение воспитателем ответов родителей.

Замечательно, что вы знаете историю своего имени, день своих именин и многие из вас их отмечают. Я надеюсь, что ваши дети продолжат эту традицию.  

Воспитатель: Наше занятие  проводится в преддверии праздника Благовещение. Поэтому книга «Семейные традиции» знакомит  вас и ваших детей  с традициями его  празднования, посредством чтения главы «Благовещение» из произведения Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне».

Присоединительный текст воспитателя:

Кратко расскажу вам о празднике Благовещения.( обратите внимание на слайды).

Благовещенье празднуется православной церковью 7 апреля. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам. От слов «благая весть» и происходит название праздника - Благовещение.

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы установлен в память явления Пресвятой Деве Марии благовестника тайн Божиих архангела Гавриила. Пресвятая Дева с трех до пятнадцати лет жила при Иерусалимском храме. Когда Ей пришло время оставить храм, то по решению священников Она была обручена со своим дальним родственником, благочестивым старцем Иосифом и поселилась в его доме в городе Назарете. Именно здесь за девять месяцев до Рождества Христова к Пресвятой Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил ей благую весть, что Она чудесным образом родит Сына Божия, который спасет весь мир от греха и от смерти.

Празднуя Благовещенье, мы празднуем начало новозаветного дня. Этот день - начало нашего спасения.

Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», т.е. всякая работа – грех. В этот день, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот символический обычай - знак того, что по воле Бога и Божией Матери нам дана свобода от греха. В семьях на Благовещение пекут из теста «жаворонков», украшают глазками-изюминками.  

О  Празднике  Благовещение нам рассказывает стихотворение Николая Гурьянова  «Благовещение Святое»

Благовещение Святое -
День великий на Руси,
С ним ты чувство молодое
В чёрством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость,
Грудью полною своей
На сияющую радость,
На улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго,
В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнезда себе не вьёт;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю
Выпускала старина…

Дальнейшее освоение книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»  родителями.

Воспитатель: Вы прослушали краткую историю о празднике Благовещение и его традициях. Скажите, какие традиции  празднования Благовещения описаны в произведении И.С. Шмелёва? Найдите и прочитайте их.

Обобщение воспитателем ответов родителей.

Знаменитое блюдо русской кухни — благовещенская кулебяка — пирог с самыми разнообразными начинками, служит для утешения на трапезе в великий праздник посреди Великого поста.

В нашем детском саду тоже есть традиция – печь жаворонков на Благовещение. Их раздают детям и они закликают весну, читают заклички. А также все группы делают птичек из бумаги, картона, а затем  дети с воспитателями выходят на улицу и сажают птиц на деревья, словно выпуская их на волю.

Выполнение задания из книги 5 на стр. 15.

Воспитатель: творческим заданием для вас и ваших детей  будет оформление странички альбома, на странице 15.

 -Скажите, пожалуйста, какие семейные традиции вы вместе с вашими детьми нарисуете?

Обобщение воспитателем ответов родителей.

Прекрасно. Замечательные у вас будут рисунки. Тем более, что в нашем детском саду тоже есть традиция проводить для детей и воспитателей праздники: Новый год, Рождество, Благовещение, Пасха, Троица, Покров,9 мая и другие.

 4. Активное занятие №5

Работа в четвёрке

«Семейные традиции»

                                  Этапы работы:

1.Подготовительный этап.

А сейчас мы с вами проведём активное занятие.

На странице 16.дан перечень традиций (читаю)

Родительское благословение

Трудолюбие и старание

Имянаречение

Сохранение семейных реликвий

Гостеприимство

Продолжение дела

Милосердие

Задание. 

 Из предложенных традиций,  вы должны выбрать те, которые, по - вашему мнению, присуще нашему народу. Пожалуйста, возьмите простые карандаши и подчеркните выбранные традиции. Это задание выполняет каждый из вас индивидуально.

2.Индивидуальный этап.

Педагог объясняет родителям  задание и предлагает его выполнить самостоятельно. Время выполнения задания - 2 минуты.

 3.        Работа в четвёрке.

 Готовы. А теперь давайте  разделимся на две микрогруппы, по 4 человека. Сядьте поближе друг к другу. Задание остаётся тем же, только теперь вы вместе его выполняете. Посовещайтесь, внимательно выслушайте  друг друга и придите  к единому решению. Кто – то один из вас выскажется.

4.Обсуждение и экспертная оценка.

Готовы. Кто первый начнет. Одна из четвёрок предлагает результаты своей работы.  

Спасибо, я поняла вашу позицию, теперь вы.

5.        Заключительный этап.

 Почему вы так считаете?       

                                       Экспертная оценка

   Имянаречение

  Гостеприимство

  Родительское благословение

Сохранение семейных реликвий

Обобщение воспитателем ответов родителей.

Спасибо. Я разделяю ваше мнение по выбору традиций, тем более что традиция имянаречения раскрывается в этой книге,(в рассказе «Семейная радость»).

Родительское благословение – это самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям. Благословляли родители и старшие в роду своих детей и внуков на создание семьи, на свершение каких – либо дел. Передача семейной реликвии объединяет целые поколения воспоминаниями о предках.

 Гостеприимство – особый вид радушия, хлебосольство хозяев при приёме гостей. Эта традиция близка всем нам.

Рефлексия

Работа в круге.

Вопросы для обсуждения:

~  Что нового вы узнали на нашем занятии и что вы возьмете для себя?

 Заключительное слово воспитателя.

 Спасибо вам за столь интересную беседу. За ваши ответы, размышления. Мы получили неоценимый опыт общения друг с другом, делились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями. Я надеюсь, что наше занятие  помогло вам  осознать всю важность темы «Семейные традиции», её значимость и то, что необходимо сохранять свои семейные традиции, создавать новые и активно вовлекать в них своих детей. И пожелание ко всем  вам - не пренебрегайте семейными традициями, это тот раствор, которым крепко-накрепко скрепляются кирпичики вашего благополучия! Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение.  

В заключении  мне хотелось бы выделить ещё одну семейную традицию - традицию праздника.  

В праздник вся семья собирается вместе за общим столом и льется светлая песня.  

У нас в детском саду есть традиция завершать любое мероприятие доброй светлой  песней. И сейчас наши педагоги и музыкальные руководители  исполнят песню о городе Сергиевом Посаде. (можете подпевать, если знаете слова)

Звучит песня.

Наше занятие окончено. Благодарю всех вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")

Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции» Задачи1.     Присоединение  родителей к  отечественным  традициям.2....

Отчет о работе с родителями по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».

Краткий отчёт о моей работе за год по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"....

Из опыта работы с родителями воспитанников по программе «Воспитание на социокультурном опыте"

Из опыта работы по программе Истоки , Воспитание на социокультурном опыте....

Из опыта работы с родителями воспитанников по программе «Воспитание на социокультурном опыте"

Из опыта работы с родителями воспитанников  по программе «Воспитание на социокультурном опыте"...

Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"

Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...

Методический кейс по работе с родителями «Семейные традиции – культурное наследие»

Связь семьи и детского сада позволяет организовать единое воспитательное пространство, основанное на взаимопонимании, доверии и сотрудничестве. В методическом кейсе «Семейные традиции – ку...