Конспект занятия "Путешествие в старину"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Климонтова Елена Владимировна

Занятие- путешествие для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie.docx136.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка- детский сад

"Путешествие в старину"

занятие для детей 6-7 лет

C:\Users\User\Desktop\IMG-20220318-WA0002.jpg

Подготовила:

Климонтова Елена Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС

р.п. Умёт, 2023 г.

Цель: формирование  представлений детей о жизни и быте русского народа через ознакомление русскими традициями и обрядами .

Задачи:

Образовательные:

- расширить представления детей  о русском быте в старину, о русских традициях;

- познакомить детей с обрядом первого купания младенца;

-закрепить знания о значении русских имен;

-продолжать знакомить детей с оберегами;

-создать условия для изучения и применения на практике технологии изготовления тряпичной куклы - пеленашки ;

Развивающие:

-развивать связаную речь;

- развивать мелкую моторику рук;

-способствовать формированию  индивидуальных творческих способностей детей;

-активизировать словарный запас детей;

-совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, завязывание, пеленание.

Воспитательные:

- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия;

-воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

-прививать интерес с изучению истории русского народа.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: беседы ( «Знакомство с обрядовой  куклой»,"Знакомство с жизнью и бытом предков, "Что означают наши имена"), экскурсии в мини-музей "Русская народная кукла" и Уметский  историко-краеведческий музей , разучивание колыбельной песни и русской народной песни "Как у наших у ворот".

Оборудование и материалы: видеозапись обращения Мастерицы, русская изба с атрибутами, кукла, лоскутки ткани для изготовления куклы-пеленашки, выставка обрядовых кукол, аудиозапись русской народной музыки, русские народные костюмы для детей.

Методы и приемы: проблемная ситуация (обращение Мастерицы к детям), наглядный (предметы старины), практический (изготовление обрядовой куклы), словесный (рассказ педагога, беседы).

Ход занятия

Ребята, какие вы сегодня красивые и нарядные. Друг на друга поглядим, о себе поговорим.

Кто у  нас хороший, кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие, все у нас пригожие!

Сегодня к нам в детский сад пришло необычное послание. Давайте его посмотрим.

(Дети смотрят видеозапись  обращения Мастерицы к детям ).

Мастерица:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Давным-давно, во времена ваших прабабушек и прадедушек на Руси существовал старинный русский обычай. При первом купании младенца в воду клали уголь, зернышки и монетку. Как вы думаете, для чего они это делали?

Воспитатель:

- Ребята, как вы считаете, для чего это делали ? (Ответы детей).

А я знаю , мне бабушка об этом обряде рассказывала. Хотите в нем поучаствовать? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в старину. Все за мной! (Дети идут за воспитателем змейкой под музыку.)

Ой, ребята, а куда же мы с вами пришли?(Ответы детей). Верно, в старинную избу. А как вы догадались?  (Ответы детей). Проходите, здесь все по старинному и печь, и скамейки, и чугунок стоит на печи. Как вы думаете, для чего нужна печь. Верно, чтобы греться на ней, варить еду, печь пироги.

Давайте посмотрим, что же вы еще видите? (Ответы детей).

Давайте присядем. Удобно ли всем?  (Слышится плачь ребенка).

Дети, что это за звук? Верно, это плачет ребенок. (Воспитатель подходит к  колыбельке.). Да он только родился, посмотрите. (Воспитатель берет ребенка на руки и садится на скамейку вместе с детьми).

Давным -давно, в старину , когда ребенок рождался, ему давали имя. А какие вы знаете русские имена? (Ответы детей: Иван, Степан, Аленушка, Алексей...).Сегодня по старинному календарю Егорьев день.  Давайте назовем его Егорушка. Нравится вам это имя? Когда он маленький его называют Егорушкой, а когда он вырастит, станет большим как его будут называть? (Ответы детей.) Верно, Егор. А как будут вас называть, когда вы вырастите большими. (Ответы детей). Очень хорошо. Егор означает  хозяин земли. А что означают ваши имена? (Ответы детей).У вас очень хорошие имена.

Нашего Егорушку пора  искупать. (Воспитатель отдает куклу девочке, а сам подходит к корытцу) . Ребята, при первом купании младенца  уголек в воду клали для того, , чтобы ребёнку было тепло. Подойти, пожалуйста ,Даня, клади уголек в воду и приговаривай : "Привыкай к домашнему теплу". (Мальчик кладет в воду уголёк). Спасибо, Даня.

Зернышки в воду клали для того, чтобы ребенок был сыт. Подойди, Сережа , клади зерна в воду и приговаривай: "Будь всегда сытым". (Мальчик кладет в воду зернышки). Спасибо, Сережа.  

А монетку в воду клали для того,  что бы малыш был богатым. Подойди, Ярослав, клади  в воду монетку и приговаривай: "Будь всегда богатым".(Мальчик кладет в воду монетку). Спасибо, Ярослав.

Вода для нашего  Егорушки готова. Подойди, Ульяна, помоги искупать Егорку. (Девочка подходит к корытцу и купает малыша).

Воспитатель:

Тили-тили, тили, тили,

А мы по воду ходили.

Принесли для Егорке полное ведерко.

Мыли-мыли  мыли, мыли.

Бело набело отмыли.

Спасибо, Ульяна. Подойди ко мне  Маша, вытри Егорку.

(Девочка вытирает).

Воспитатель:

Полотенце вышито бело,

Вытирает малыша умело.

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш.  

Ребята, в старину, когда рождался ребенок первую одежду для него шили из отцовской рубахи. А как вы думаете, для чего это делали? (Ответы детей).

Это делали для того, чтобы ребенок был похож на родителя. Рубаху шили красную. Красный цвет означает красивый, красочный.

 Иди, Катя, помоги одеть Егорку.(Девочка одевает малыша, а воспитатель заворачивает его в пеленку). Спасибо, Катя.

Егорке нашему пора спать. А для того, чтобы он быстрее уснул давайте споем ему колыбельную.

(Дети исполняют колыбельную).

А когда младенец спал, его родные не отдыхали, они изготавливали для него подарки.

По традиции подарки делали- обереги. А вы знаете, что такое оберег? (Ответы детей).

А я знаю где мы можем об этом больше узнать. Пойдемте в мастерскую. Встали все за мной через бревнышки перешагиваем, через лужи перепрыгиваем. (Под музыку дети идут в мастерскую).

Вот мы и в мастерской. Посмотрите, сколько оберегов. Обереги- это такие предметы, которые защищают или оберегают. Самым первым оберегом для малыша служила вот такая кукла- пеленашка, сшитая руками матери из своей одежды. Она не только служила для забавы, но и развивала пальчики Вот так! (Воспитатель сжимает и разжимает куклу-пеленашку).

А еще оберегом в старину служил колокольчик.  А в жизни своей где вы встречали колокольчик? (Ответы детей). Еще оберегом может служить колечко.

Ребята, а вы хотите сделать куклу- пеленашку  для Егорушки?

Тогда давайте пройдем в нашу мастерскую. Здесь для вас заготовлено много материала.

Посмотрите, как мы будем делать наш оберег. (Показ воспитателя).

 Берём прямоугольный  белый лоскут  , туго сворачиваем в скатку  и связываем красной нитью посередине (символ пупка) и обозначаем красной нитью головку куклы.

Теперь повязываем косынку, затем – пеленаем. Сначала берём пелёнку с одной стороны и укутываем один бочок куклы, направляя лоскут вниз, затем захватываем пелёнку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя, укутываем второй бочок куклы, также направляя

лоскут вниз. Далее аккуратно расправляем пелёнку и поднимаем её вверх – укутываем ноги. Закрепляем концы пелёнки–перевязываем красивой лентой .

(Дети под музыку делают пеленашку).

Молодцы, ребята. Какой оберег вы сегодня делали? (Ответы детей). Правильно, пеленашку.

Я предлагаю вам пройти к Егорушке и подарить ему наши обереги. (Под музыку дети идут в русскую избу).

Сейчас вы будете ставить оберег на поднос с пожеланиями.

Что вы хотите пожелать нашему Егорушке?

(Дети подходят к подносу кладут свой оберег и говорят слова-пожелания: никогда не болеть, много трудиться, слушаться батюшку да матушку, быть трудолюбивым, жить поживать , да добра наживать и т.д.).

По русскому обычаю сделал дело- гуляй смело. У нас сегодня именины.

Дети исполняют русскую народную песню "Как у наших у ворот".

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. ( Под музыку дети вместе с воспитателем идут змейкой).

Рефлексия, подведение итогов занятия

Где мы побывали?  Что вам больше всего  понравилось? В каком обряде участвовали?

Вы сегодня были любознательны, трудолюбивы, активны.

Чем дальше в будущее смотрим тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим!

Использованная литература:

1.Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор.

2.Князева, О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры".

3. Нестеренко А.В. Традиционные народные куклы в игре современных дошкольников. 

4.Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия"В старину учили так"

Замечательное занятие, познавательное!Знакомство с историей создания ручки,Как учили детей в старину....

Конспект занятия "Современная старина "

Предлагаю вашему вниманию проект интегрированного занятия по приобщению старших дошкольников к истокам народно-декоративного прикладного искусства и изодеятельности....

конспект занятия " Преданье старины глубокой"

материал для воспитателей ДОУ...

Конспект ООД «Преданья старины глубокой. Русский народный костюм»

Цель: Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, любовь к родному краю, знакомить с его историей — основой которой является рост духовной культуры д...

Конспект занятия «Родословная - старинная русская традиция»

Задачи:1)Закреплять имеющие знания о родственных отношений;2)Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;3)Воспитывать любов...

Конспект НОД «Родословная – старинная русская традиция»

- закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях;- формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная;- о происхождении фамилий, о традициях и обычаях;- развивать по...