Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе Тема: «Кукла-оберег Филипповка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие. Чтобы рукоделие денежку приносило, на пояске у Филипповки привязывают узелок-лакомник с зернышком и монеткой/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obereg2.docx | 288.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ручному труду
в подготовительной группе
Тема: «Кукла-оберег Филипповка»
Приветствие
Собрались все дети в круг
я твой друг и ты мой друг
вместе за руки возьмемся и гостям
мы скажем здравствуйте люди добрые.(поклон).
-Ребята скажите, как называется наша страна? Россия.
-А как народ, живущий в нашей стране называется – Россияне.
Но давным –давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас живем, только густые да дремучие леса, чистые реки, просторные поля. В которых жили дикие звери и плавали разные рыбы. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о наших предках. Кто такие предки- это люди которые жили много лет назад. Наши предки назывались славянами. Давайте вспомним, чем занимались славяне (по каринкам) охотой, земледелием, рыбной ловлей. Это были большие дружные семьи, со своими обычаями и традициями.
-Я предлагаю вам отправится в прошлое, в Древнюю Русь, а поможет нам волшебный клубочек. (Дети берутся за нить, клубочек в руках у воспитателя)
Ты клубочек нас веди,
Старину нам покажи
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Воспитатель: Где мы с вами оказались?
Дети: В избе.
Воспитатель: Правильно! В русской избе. Посмотрите сундучок волшебный стоит, но он заперт и чтобы открыть его и узнать что там лежит, нам нужно отгадать загадку:
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
(кукла).
Правильно. Это кукла.
-вытаскиваю из сундука современную куклу.
-Скажите, ребята а для чего нужны куклы? посмотрите что есть у современных кукол –глаза, волосы, руки, ноги, платье.
-А из какого материала они сделаны.-из пластмассы сделаны куклы.
-А как вы с ними играете – кормим, гуляем, возим в коляске, переодеваем, купаем, пеленаем.
-А кем может быть кукла для девочки как вы думаете - дочкой, подружкой.
-Куклу давали и сыну, который отправлялся на службу в армию, она тоже его оберегала.
Сундук у нас волшебный, может в нем еще что-нибудь есть. (Достаю куклу тряпичную и соломенную).
-Ребята, а вот с такими куколками играли и мальчики и девочки в старину. Как вы думаете из чего они сделаны? Посмотрите на кукол, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?
Правильно. У современных кукол есть лицо, а у народных кукол нет лица - безликие. Наши предки считали, что если у куклы будет лицо, она станет живой и может нанести вред их ребенку, вместо того, чтобы оберегать его от неприятностей.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Какая кукла» мячик беру
Ребята становитесь полукругом, я кидаю клубок и задаю вопрос, а вы отвечаете.
Кукла сделана из глины, какая она? Глиняная кукла.
Кукла из резины- резиновая
Кукла из дерева – деревянная
Кукла из ткани- тканевая
Кукла из соломы-соломенная
Кукла из пластмассы-пластмассовая
Кукла из бумаги – бумажная
Кукла из фарфора-фарфоровая.
Кукла из тряпок- тряпичная
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте.
Далеко мы с вами шли,
Куклу древнюю нашли.
Вы садитесь поудобней,
Вам поведаю рассказ,
С чем играли наши предки. садятся.
Воспитатель:
но сначала отгадайте.
Рта нет, языка нет,
А говорит о каждом. (Зеркало)
Воспитатель: отгадали правильно.
Вот оно волшебное зеркало (указывает на ноутбук)
(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.).
Показ презентации о тряпичных куклах.
Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, помогали хорошему урожаю, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Изготавливали кукол из разного материала. А когда садились в избе делать куклу всегда сопровождалось пением песен, потешек и рассказыванием сказок. Кукол берегли и передавали из поколения в поколение своим детям и внукам. В кукле отразилась жизнь предков, о мире, добре, красоте.
Куклы делили на три группы: куклы – обереги, обрядовые куклы и игровые куклы.
В каждой семье находилось около 100 видов кукол – оберегов. Ребята что значит слово ОБЕРЕГ? –это предмет который от чего-то оберегает.
1. Самая первая кукла-оберег называлась ласково «Пеленашка», его делали перед появлением малыша, после рождения кукла лежала рядом с ребенком в люльке. Считалось, что пеленашка бережет ребенка от болезней и от злых людей.
2. В подарок на день рождение делали куклу «Ангелочек», на нее загадывали желание, просили оберегать, а еще украшали ей новогоднюю елку.
3. Кукла «Берегиня дома».Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери. Она могла уберечь дом от кражи, пожара, болезни.
4. Здравницу (травницу) это оберег здоровья. В куклу закладывали много лекарственных трав.
5. Кукла «Утешница» Когда ребенок болел, кукла находилась у него. Кукла была не только оберегом, но еще и сладким гостинцем, т.к. на нее навешивались конфеты, бублики.
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе на видное место. Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор. Ребята какую куклу сжигаем во время весеннего праздника, а после едим блины.- чучело Масленицы.- чтобы прогнать зиму и разбудить весну, а также загадывали желания.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики. Игровые куклы: Кукла-кормилка, Кукла-капустка.
а теперь немного отдохнем.встали
Физминутка «Кукла»
Поднимает кукла руки (поднимают ручки вверх)
Вверх-вниз, вверх-вниз (поднимают-опускают руки)
А потом она танцует, (пританцовывают)
Покружилась, покружилась. (повороты вокруг себя)
После танца, всем ребятам
Поклонилась, поклонилась. (наклоны вперед)
и тихонечка присела. (садятся)
- Ребята, кукол существует огромное количество-всех не перечислишь и все друг на друга не похожи. Но была еще одна-кукла-оберег, самая главная и предназначалась она для самого нам близкого человека, а вот для кого отгадайте:
Человек живет на свете,
дорог он и нужен детям.
Он один у них на век.
Кто же этот человек?-мама.
какая у тебя мама? –добрая, нежная, весела, красивая, умная.
что мама делает? – работает, готовит еду, стирает, убирает квартиру, играет со мной, читает книжки, шьет, вяжет.
Видите как много дел делают наши мамы. А рук у мамы всего две. Вот в помощь хозяюшки-маме и существовала куколка-оберег шестиручка или еще ее называли филипповка. Показываю.Так как делалась такая кукла на посиделках на филиппов день-27 ноября. Считалось, что эта кукла оберегает мамины руки от усталости, а также облегчает женский труд, потому что вместо двух рук; сколько у нее рук? Шесть.
Я предлагаю вам сделать куклу-оберег маме в подарок, чтобы она быстро делала домашние дела и у нее оставалось много времени, чтобы поиграть с вами, погулять с вами во дворе и добром вспомним своих предков-славян и все вместе отправимся в мастерскую добрых дел. (подошли и сели к столам)
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо было использовать ножницы. Куклы мастерить мы будем с помощью самого древнего инструмента – человеческих рук.
Но сначала разогреем наши пальчики. Показали пальчики. Пальчиковая гимнастика.
Наша куколка гуляла –шагают по столу ср. и указ. палец.
И играла, и плясала. –шагают по столу безым. и ср.палец.
До чего ж она устала –шагают по столу миз. и безым. палец
Забралась под одеяло- ребенок кладет одну руку на стол, а другу закрывает ее.
(Имя) Как называется кукла-оберег –Филипповка.
повторяют сразу
Все необходимое у вас на столах.
Так уж повелось на Руси работа сопровождалась тихой песней.
-возьмите белую ткань и положите перед собой.
-на середину ткани положите кусочек ваты.
-начинаем сворачивать полоску от себя.
-теперь скрутку нужно сложить пополам, смотрите чтоб концы были одинаковые.
-берем нитку и перематываем шею, чтоб получилась голова. отложили нашу куколку.
- у вас посмотрите 3 одинаковые полоски. С них мы будем делать ручки. Берем одну полоску и скручиваем также от себя. теперь берем нитку и завязываем в 2-х местах. Посмотрите. формируем ручки.
-берем туловище куколки, разделив пополам нашу скрутку, ложим 2 жгутика крест накрест,а 3 жгутик посередине.закрываем. берем нитку и перевязываем внизу ручек-получилась талия.
-Берем цветной кусочек ткани и обматываем куклу. Получается юбка.
- на голову повязываем косынку.
Воспитатель: Вы все хорошо потрудились! Давайте покажем друг другу своих куколок. Посмотрите какие они все разные получились, нет ни одной одинаковой. Это потому, что каждый из вас сделал её сам, своими руками и второй такой быть не может.
Итог: -Ребята, Как она называется? Филипповка
-Почему народная кукла была безликой?
А какие еще вы запомнили названия кукол.
Воспитатель: Хорошо нам было в гостях у старины, но нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Клубочек нас вернет обратно,
В пути не будем мы скучать,
Преодолеем все преграды,
Нам куклы будут помогать! (Дети с воспитателем уходят).
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. А ваши куклы-обереги подарите мамочкам своим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе. Тема:"Остров на море лежит Град на острове стоит..."
Тема: "Остров на море лежит Град на острове стоит..."Знакомство детей с архитектурой древней Руси, отметить её оригинальность, красоту, прочность построе...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и ручным трудом в подготовительной группе. Тема: "Из чего изготавливают бумагу»
Программное содержание: познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного отношения к бумаге, на связь охраны леса с повседневной жизнью. Закрепл...
Конспект ДООД по ручному труду в подготовительной группе. Тема: «Валентинка»
НОД по художественно-творческому развитию дошкольников через нестандартные формы организации изобразительной деятельности....
Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группе Тема: «Кукла – оберег «Крупеничка»
Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группеТема: «Кукла – оберег «Крупеничка»Группа: подготовительная ...
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе Тема: Ярмарка ремесел.
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе Тема: Ярмарка ремесел. Цель: Образовательная: создать и представить изделия заданного промысла. ...
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе. Тема « Чудесное дерево.
Цели и задачи:-продолжать учить детей нарезать и скручивать полоски бумаги-систематизировать знания детей о различных видах деревьев (лиственные и хвойные)-учить работать коллективно, согласовыв...
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе Тема: «Лодочка»
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группеТема: «Лодочка»...