Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе Тема: «Кукла-оберег Филипповка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие. Чтобы рукоделие денежку приносило, на пояске у Филипповки привязывают узелок-лакомник с зернышком и монеткой/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obereg2.docx288.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ручному труду

в подготовительной группе

Тема: «Кукла-оберег Филипповка»

        

Приветствие

Собрались все дети в круг

я твой друг и ты мой друг

вместе за руки возьмемся и гостям

мы скажем здравствуйте люди добрые.(поклон).

-Ребята скажите, как называется наша страна? Россия.

-А как народ, живущий в нашей стране называется – Россияне.

Но давным –давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас живем, только густые да дремучие леса, чистые реки, просторные поля. В которых жили дикие звери и плавали разные рыбы. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о наших предках. Кто такие предки- это люди которые жили много лет назад. Наши предки назывались славянами. Давайте вспомним, чем занимались славяне (по каринкам) охотой, земледелием, рыбной ловлей. Это были большие дружные семьи, со своими обычаями и традициями.

-Я предлагаю вам отправится в прошлое, в Древнюю Русь, а поможет нам волшебный клубочек. (Дети берутся за нить, клубочек в руках у воспитателя)

Ты клубочек нас веди,

Старину нам покажи

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Воспитатель: Где мы с вами оказались?

Дети: В избе.

Воспитатель: Правильно! В русской избе. Посмотрите сундучок волшебный стоит, но он заперт и чтобы  открыть его и  узнать что там лежит,  нам нужно отгадать загадку:

 Ей меняю я наряды,
        Спать кладу, гулять вожу,
        Расчешу и если надо,
        Бант красивый повяжу.
        С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

 (кукла).

Правильно. Это кукла.

-вытаскиваю из сундука современную куклу.

-Скажите, ребята а для чего нужны куклы? посмотрите что есть у современных кукол –глаза, волосы, руки, ноги, платье.

-А из какого материала они сделаны.-из пластмассы сделаны куклы. 

-А как вы с ними играете – кормим, гуляем, возим в коляске, переодеваем, купаем, пеленаем.

-А кем может быть кукла для девочки как вы думаете - дочкой, подружкой.

-Куклу давали и сыну, который отправлялся на службу в армию, она тоже его оберегала.

Сундук у нас волшебный, может в нем еще что-нибудь есть. (Достаю куклу тряпичную и соломенную).

-Ребята, а вот с такими куколками играли и мальчики и девочки в старину.  Как вы думаете из чего они сделаны? Посмотрите на кукол, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?

Правильно. У современных кукол есть лицо, а у народных кукол нет лица - безликие. Наши предки считали, что если у куклы будет лицо, она станет живой и может нанести вред их ребенку, вместо того, чтобы оберегать его от неприятностей.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Какая кукла»  мячик беру

Ребята становитесь полукругом, я кидаю клубок  и задаю вопрос, а вы отвечаете.

Кукла сделана из глины, какая она? Глиняная кукла.

Кукла из резины- резиновая

Кукла из дерева – деревянная

Кукла из ткани- тканевая

 Кукла из соломы-соломенная

Кукла из пластмассы-пластмассовая

Кукла из бумаги – бумажная

Кукла из фарфора-фарфоровая.

Кукла из тряпок- тряпичная

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте.

Далеко мы с вами шли,

Куклу древнюю нашли.

Вы садитесь поудобней,

Вам поведаю рассказ,

С чем играли наши предки.    садятся.

Воспитатель: 

но сначала отгадайте.

Рта нет, языка нет,

А говорит о каждом. (Зеркало)

Воспитатель: отгадали правильно.

Вот оно волшебное зеркало (указывает на ноутбук)

(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.).

Показ презентации о тряпичных куклах. 

Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, помогали хорошему урожаю,  люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Изготавливали кукол из разного материала. А когда садились в избе делать куклу всегда сопровождалось пением песен, потешек и рассказыванием сказок. Кукол берегли и передавали из поколения в поколение своим детям и внукам. В кукле отразилась жизнь предков, о мире, добре, красоте.

        Куклы делили на три группы: куклы – обереги, обрядовые куклы и игровые куклы.

В каждой семье находилось около 100 видов кукол – оберегов.  Ребята что значит слово ОБЕРЕГ? –это предмет который от чего-то оберегает.

   1. Самая первая кукла-оберег  называлась ласково «Пеленашка», его делали перед появлением малыша, после рождения кукла лежала рядом с ребенком в люльке. Считалось, что пеленашка бережет ребенка от болезней и от злых людей.

2. В подарок на день рождение делали куклу «Ангелочек», на нее загадывали желание, просили оберегать, а еще украшали ей новогоднюю елку.

3. Кукла «Берегиня дома».Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери. Она могла уберечь дом от кражи, пожара, болезни. 

4. Здравницу (травницу) это оберег здоровья. В куклу закладывали много лекарственных трав.

5. Кукла «Утешница» Когда ребенок болел, кукла находилась у него. Кукла была не только оберегом, но еще и сладким гостинцем, т.к. на нее навешивались конфеты, бублики.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе на видное место. Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор. Ребята какую куклу сжигаем во время весеннего праздника, а после едим блины.- чучело  Масленицы.- чтобы прогнать зиму и разбудить весну, а также загадывали желания.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики. Игровые куклы: Кукла-кормилка, Кукла-капустка.

а теперь немного отдохнем.встали

Физминутка «Кукла»

Поднимает кукла руки (поднимают ручки вверх)

Вверх-вниз, вверх-вниз (поднимают-опускают руки)

А потом она танцует, (пританцовывают)

Покружилась, покружилась. (повороты вокруг себя)

После танца, всем ребятам

Поклонилась, поклонилась. (наклоны вперед)

и тихонечка присела. (садятся)

- Ребята, кукол существует огромное количество-всех не перечислишь и все друг на друга не похожи. Но была еще одна-кукла-оберег, самая главная и предназначалась она для самого нам близкого человека, а вот для кого отгадайте:

 Человек живет на свете,

 дорог он и нужен детям.

 Он один у них на век.

Кто же этот человек?-мама.

какая у тебя мама? –добрая, нежная, весела, красивая, умная.

 что мама делает? – работает, готовит еду, стирает, убирает квартиру, играет со мной, читает книжки, шьет, вяжет.

          Видите как много дел делают наши мамы. А рук у мамы всего две. Вот в помощь хозяюшки-маме и существовала куколка-оберег шестиручка или еще ее называли филипповка. Показываю.Так как делалась такая кукла на посиделках на филиппов день-27 ноября. Считалось, что эта кукла оберегает мамины руки от усталости, а также облегчает  женский труд, потому что вместо двух рук; сколько у нее рук? Шесть.

      Я предлагаю вам сделать куклу-оберег маме в подарок, чтобы она быстро делала домашние дела и у нее оставалось много времени, чтобы поиграть с вами, погулять с вами во дворе и добром вспомним своих предков-славян и  все вместе отправимся в мастерскую добрых дел.  (подошли и сели к столам)

      Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо было использовать ножницы. Куклы мастерить мы будем с помощью самого древнего инструмента – человеческих рук.

      Но сначала  разогреем наши пальчики. Показали пальчики. Пальчиковая гимнастика.

Наша куколка гуляла –шагают по столу ср. и указ. палец.

И играла, и плясала. –шагают по столу безым. и ср.палец.

До чего ж она устала –шагают по столу миз. и безым. палец

Забралась под одеяло- ребенок кладет одну руку на стол, а другу закрывает ее.

 (Имя)  Как называется кукла-оберег –Филипповка.

повторяют сразу

Все необходимое у вас на столах.  

Так уж повелось на Руси работа сопровождалась тихой песней.

-возьмите белую ткань и положите перед собой.

-на середину ткани положите кусочек ваты.

-начинаем сворачивать полоску от себя.

-теперь скрутку нужно сложить пополам, смотрите чтоб концы были одинаковые.

-берем нитку и перематываем шею, чтоб получилась голова. отложили нашу куколку.

- у вас посмотрите 3 одинаковые полоски. С них мы будем делать ручки. Берем одну полоску и скручиваем также от себя. теперь берем нитку и завязываем в 2-х местах. Посмотрите. формируем ручки.

-берем туловище куколки, разделив пополам нашу скрутку, ложим 2 жгутика крест накрест,а 3 жгутик посередине.закрываем. берем нитку и перевязываем внизу ручек-получилась талия.

-Берем цветной кусочек ткани и обматываем куклу. Получается юбка.

- на голову повязываем косынку.

Воспитатель: Вы все хорошо потрудились! Давайте покажем друг другу своих куколок. Посмотрите какие они все разные получились, нет ни одной одинаковой. Это потому, что каждый из вас сделал её сам, своими руками и второй такой быть не может.

Итог: -Ребята, Как она называется? Филипповка

-Почему народная кукла была безликой?

А какие еще вы запомнили названия кукол.

Воспитатель: Хорошо нам было в гостях у старины, но нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель:  Клубочек нас вернет обратно,

В пути не будем мы скучать,

Преодолеем все преграды,

Нам куклы будут помогать! (Дети с воспитателем уходят).

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. А ваши куклы-обереги подарите мамочкам своим.

D:\занятие филипповка\20201127_102141.jpg              D:\занятие филипповка\20201127_101147.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе. Тема:"Остров на море лежит Град на острове стоит..."

Тема: "Остров на море лежит             Град на острове стоит..."Знакомство детей с архитектурой древней Руси, отметить её оригинальность, красоту, прочность построе...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и ручным трудом в подготовительной группе. Тема: "Из чего изготавливают бумагу»

Программное содержание: познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного  отношения к бумаге, на связь охраны леса с повседневной жизнью. Закрепл...

Конспект ДООД по ручному труду в подготовительной группе. Тема: «Валентинка»

НОД по художественно-творческому развитию дошкольников через нестандартные формы организации изобразительной деятельности....

Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группе Тема: «Кукла – оберег «Крупеничка»

Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группеТема: «Кукла – оберег «Крупеничка»Группа: подготовительная ...

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе Тема: Ярмарка ремесел.

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе Тема: Ярмарка ремесел. Цель: Образовательная: создать и представить изделия заданного промысла. ...

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе. Тема « Чудесное дерево.

Цели и задачи:-продолжать учить детей  нарезать и скручивать полоски бумаги-систематизировать знания детей о различных видах деревьев (лиственные и хвойные)-учить работать коллективно, согласовыв...

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе Тема: «Лодочка»

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группеТема: «Лодочка»...