Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группе Тема: «Кукла – оберег «Крупеничка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Никитина Татьяна Валерьевна

Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группе
Тема: «Кукла – оберег «Крупеничка»

Группа: подготовительная к школе.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная.

Интеграция образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие (за счет постановки проблемной ситуации, формирования эмоциональной отзывчивости, взаимодействия воспитателя, героя и детей во время проведения образовательной деятельности).

Познавательное развитие (за счет обсуждения и рассматривания кукол – оберегов, знакомство с новой куклой, беседы).

Речевое развитие (за счет развития диалогической речи во время обсуждения и показа кукол (презентация), дидактическая игра «Какая кукла?», закличка).

Художественно – эстетическое развитие (за счет изготовления куклы – «Крупенички»); музыкальное развитие (за счёт фоновой музыки во время самостоятельной работы).

Цель. Приобщение детей и родителей к истории и культуре русского и коми народа через совместную работу по изготовлению традиционной народной тряпичной куклы – оберега «Крупенички»

Задачи.

Образовательные:

1. Познакомить детей с новым понятием «оберег».

2. Расширять представление детей о русских и коми коми народных игрушках и истории их возникновения.

3. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.

Развивающие:

1. Развивать образное и пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

2. Развивать умение детей работать в парах со взрослыми.

3. Развивать умение работать с тканью: складывать кусочек ткани, завязывать узелок на нитке.

4. Развивать воображение, эстетический вкус: умение подбирать гармоничное сочетание цветов в поделке.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев

2. Воспитывать, чувство коллективизма и взаимопомощи при изготовлении поделки.

Демонстрационный материал: презентация «Кукла - оберег»; слайды с изображением изготовления куклы «Крупенички».

Раздаточный материал: лоскут белой ткани размером 20 х 25 см по количеству человек, шерстяные нитки, лоскуты цветной ткани для платков, юбок, фартуков, крупа (гречка, рис , перловка, овес), монетки, ножницы (т.к игрушка делается первый раз).

Оборудование: ИКТ, оформленная выставка кукол.

Предварительная работа: Рассматривание альбома разных видов игрушек коми и русского народного промысла, беседы с детьми об истории коми и русских тряпичных кукол.

Взаимосвязь с родителями: Обеспечение родителями материалами для изготовления тряпичных кукол: лоскутки тканей, нитки, ленточки, кружева, тесьма, крупа; непосредственное участие в изготовлении традиционной коми народной тряпичной куклы – оберега «Крупенички».

Предметно-пространственная среда: Мини-музей группы.

Содержание организованной образовательной деятельности детей.

Воспитатель в коми костюме

(обращается к детям и родителям с поклоном)

Здравствуйте гости дорогие! Здравствуйте, девчонки – веселушки, озорные хохотушки. Здравствуйте, ребята- молодцы, озорные удальцы!

Рада вас всех видеть у себя в гостях. Встречаю я вас не одна, а с куклой в нарядном коми костюме. По коми кукла – акань. Какие в наше время красивые куклы, а вот моя бабушка рассказывала мне, что раньше кукол в магазинах не было и

собирались семьями в избах и старшие учили младших делать тряпичных кукол.

Тряпочная кукла - игрушка не простая, а заветная, это оберег. Ребята, а вы знаете, что такое оберег?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом.

Посмотрите на этих кукол (выставка). Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани. При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты, каждая кукла имеет своё значение.

Воспитатель: (презентация).

1 слайд. Самую первую куклу – Пеленашку, мама делала доченьке, когда та еще в колыбельке качалась.

2 слайд. Бабушка делала куклу-бессонницу, укладывая внучку спать, приговаривала: «Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, па играй этой куколкой».

С давних времён, тряпичная кукла была любимицей для детей и взрослых.

2 слайд. Вот кукла «Зерновушка». Это кукла-мешочек. В неё клали зерно. Считалось, что эта кукла помогает сохранить урожай.

3 слайд. Эта кукла- мешочек «Кубышка - Травница». В него клали сушеную, лекарственную траву, она охраняла здоровье всех домочадцев

4 слайд. Кукла – «Берегиня». Оберегает дом и всех домочадцев от всех напастей

5 слайд. Кукла «Утешница», её клали ребёнку, когда он сильно плакал, тот успокаивался.

6слайд. Это куклы «Лихоманки», посмотрите какие они красивые и как бросаются в глаза. Их вешали в доме у двери, когда в дом приходил человек с плохими намерениями, то он, зайдя в дом, и увидев их, забывал о плохих мыслях.

7 слайд. Есть куклы - «Кувадки» их вешали над кроваткой младенца.

8 слайд. Кукла «Северная Берегиня» - это оберег для дома. Её ставили в северный угол избы. Она охраняла и приносила благополучие дому.

Куклам приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, даже помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы передавались из поколения в поколение, вместе с приёмами изготовления.

Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться, и многому другому, что пригодиться в жизни. Такую куклу мог сделать ребёнок 5 лет. Вы заметили, что все куклы не имеют лица. По старинным поверьям считалось, что «Если не нарисуешь лицо, то не вселиться нечистая сила, и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда».

Входит ребёнок в костюме домовёнка или от лица куклы – домовёнка, говорит воспитатель

Воспитатель: Кто – то шуршит?

Домовёнок: - ой, ой, ой проспал, наверное самое интересное пропустил. Здравствуйте, я домовёнок.

Воспитатель: Да что ты так переживаешь?

Домовёнок: Я игру приготовил хотел с вами поиграть

Воспитатель: Да не расстраивайся, самое время для игры

Физминутка: Дети и взрослые играют в коми народную игру с платками.

(Двое взрослых - держат платок, а дети - по кругу, под музыку проходят под ним. Как только музыка заканчивается, взрослые опускают платок, дети, попавшие под платок, выходят в круг и танцуют коми движения, остальные хлопают.)

Домовёнок: А про что вы сегодня разговаривали? (Дети.)

Ой, я же для вас подарок приготовил

Эту куклу - берегиню,

Любит издавна народ.

Если в доме есть она

Беда, печаль вам не страшна.

Эту куклу вам вручаю,

И от всей души желаю:

Пусть она вас бережет,

Счастье в дом ваш принесет!

А мне пора, до новых встреч.

Подарил нам Домовёнок куклу обереговую, да только вот беда, кукла – Крупеничка одна, а вас посмотрите как много, как же быть, что делать? (варианты детей)

Воспитатель: Ребята, а хотите, мы вместе с родителями такую куколку? (Да, хотим.) Здорово!

Воспитатель. Я приглашаю вас в мастерскую, но чтобы нам туда попасть нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись в мастерской окажись».

А вот и волшебная мастерская.

Сегодня мы все вместе сделаем куклу-оберег «Крупеничку».

Как вы думаете, из чего она сделана?

Дети. Из ткани.

 Правильно! Это народная игрушка кукла-оберег Крупеничка. Она сделана из ткани, а ещё что интересного можете отметить про эту куклу.

Дети взрослые рассматривают схемы

Воспитатель: Дети. Кукла тяжёлая, шуршит!

Кукла сделана из ткани, а внутри у неё крупа. Вот поэтому её назвали Крупеничка.

 Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей.

Раньше, да и в наше время люди верят, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Крупу кладут разную: гречиху- на сытость и богатство, рис- самое дорогое зерно- на праздник, перловка - на сытость, овёс- на силу. Можно все крупы положить. На дно куклы кладут монетку.

 Сегодня, русские и коми народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.

Воспитатель: Приступаем к работе. Нам понадобиться: ткань белая, ткань цветная, тесьма, нитки и крупа, монетка. Всё это у вас на столах.

 Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовании режущих и колющих предметов. По этой же причине тряпочки и нитки для изготовления кукол готовились заранее.

Воспитатель: показывает последовательность изготовления куклы, сопровождая свои действия словами и слайдами:

1.     Берем белый лоскут и складываем его на три части, завязываем внизу узелок, выворачиваем;

2.     В полученный мешочек кладем монетку, насыпаем крупу, завязываем нитками (тело);

3.     Мешочек делим на три части, 1/3 перевязываем ниткой - это голова

4.     Берем цветной лоскут, заворачиваем изнаночной стороной, полтора сантиметра перевязываем ниткой, выворачиваем на лицо (юбка);

5.     Берем тесьму, посередине перевязываем ниткой, отгибаем (передник);

6.     Берём два одинаковых по цвету лоскутка, скручиваем в трубочку, прикладываем с обеих сторон и перевязываем ниткой - это руки

7.     На голову прикладываем тесьму, завязываем косынку.

Наша кукла - «Крупеничка» готова.

Самостоятельная работа детей и родителей.

Воспитатель оказывает посильную помощь, показывает слайды последовательности изготовления куклы.

Итог:

В. Я предлагаю вам сделать солнышко из наших кукол. Солнышко у коми народа – это тепло и добро (дети и родители выкладывают солнышко по кругу).

Давайте вместе попросим солнце, одарить наших кукол своей теплотой и любовью.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Наших кукол обогрей!

В. Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?

(она мягкая, теплая, добрая, красивая)

Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!

Рефлексия.

1. Где мы с вами сегодня побывали?

2. Чему мы научились?

3. Что для вас было самым трудным?

4. Какое сейчас у вас настроение?

Понравилось вам наше путешествие?

Ребята и взрослые большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у каждого из вас в доме появится кукла – оберег Крупеничка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti_po_ruchnomu_trudu.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группе

Тема: «Кукла – оберег «Крупеничка»

Группа: подготовительная к школе.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная.

Интеграция образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие (за счет постановки проблемной ситуации, формирования эмоциональной отзывчивости, взаимодействия воспитателя, героя и детей во время проведения образовательной деятельности).

Познавательное развитие (за счет обсуждения и рассматривания кукол – оберегов, знакомство с новой куклой, беседы).

Речевое развитие (за счет развития диалогической речи во время обсуждения и показа кукол (презентация), дидактическая игра «Какая кукла?», закличка).

Художественно – эстетическое развитие (за счет изготовления куклы – «Крупенички»); музыкальное развитие (за счёт фоновой музыки во время самостоятельной работы).

Цель. Приобщение детей и родителей к истории и культуре русского и коми народа через совместную работу по изготовлению традиционной народной тряпичной куклы – оберега «Крупенички»

Задачи.

Образовательные:

1. Познакомить детей с новым понятием «оберег».

2. Расширять представление детей о русских и коми коми народных игрушках и истории их возникновения.

3. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.

Развивающие:

1. Развивать образное и пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

2. Развивать умение детей работать в парах со взрослыми.

3. Развивать умение работать с тканью: складывать кусочек ткани, завязывать узелок на нитке.

4. Развивать воображение, эстетический вкус: умение подбирать гармоничное сочетание цветов в поделке.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев

2. Воспитывать, чувство коллективизма и взаимопомощи при изготовлении поделки.

Демонстрационный материал: презентация «Кукла - оберег»; слайды с изображением изготовления куклы «Крупенички».

Раздаточный материал: лоскут белой ткани размером 20 х 25 см по количеству человек, шерстяные нитки, лоскуты цветной ткани для платков, юбок, фартуков, крупа (гречка, рис , перловка, овес), монетки, ножницы (т.к игрушка делается первый раз).

Оборудование: ИКТ, оформленная выставка кукол.

Предварительная работа: Рассматривание альбома разных видов игрушек коми и русского народного промысла, беседы с детьми об истории коми и русских тряпичных кукол.

Взаимосвязь с родителями: Обеспечение родителями материалами для изготовления тряпичных кукол: лоскутки тканей, нитки, ленточки, кружева, тесьма, крупа; непосредственное участие в изготовлении традиционной коми народной тряпичной куклы – оберега «Крупенички».

Предметно-пространственная среда: Мини-музей группы.

Содержание организованной образовательной деятельности детей.

Воспитатель в коми костюме

(обращается к детям и родителям с поклоном)

Здравствуйте гости дорогие! Здравствуйте, девчонки – веселушки, озорные хохотушки. Здравствуйте, ребята- молодцы, озорные удальцы!

Рада вас всех видеть у себя в гостях. Встречаю я вас не одна, а с куклой в нарядном коми костюме. По коми кукла – акань. Какие в наше время красивые куклы, а вот моя бабушка рассказывала мне, что раньше кукол в магазинах не было и

собирались семьями в избах и старшие учили младших делать тряпичных кукол.

Тряпочная кукла - игрушка не простая, а заветная, это оберег. Ребята, а вы знаете, что такое оберег?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом.

Посмотрите на этих кукол (выставка). Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани. При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты, каждая кукла имеет своё значение.

Воспитатель: (презентация).

1 слайд. Самую первую куклу – Пеленашку, мама делала доченьке, когда та еще в колыбельке качалась.

2 слайд. Бабушка делала куклу-бессонницу, укладывая внучку спать, приговаривала: «Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, па играй этой куколкой».

С давних времён, тряпичная кукла была любимицей для детей и взрослых.

2 слайд. Вот кукла «Зерновушка». Это кукла-мешочек. В неё клали зерно. Считалось, что эта кукла помогает сохранить урожай.

3 слайд. Эта кукла- мешочек «Кубышка - Травница». В него клали сушеную, лекарственную траву, она охраняла здоровье всех домочадцев

4 слайд. Кукла – «Берегиня». Оберегает дом и всех домочадцев от всех напастей

5 слайд. Кукла «Утешница», её клали ребёнку, когда он сильно плакал, тот успокаивался.

6слайд. Это куклы «Лихоманки», посмотрите какие они красивые и как бросаются в глаза. Их вешали в доме у двери, когда в дом приходил человек с плохими намерениями, то он, зайдя в дом, и увидев их, забывал о плохих мыслях.

7 слайд. Есть куклы - «Кувадки» их вешали над кроваткой младенца.

8 слайд. Кукла «Северная Берегиня» - это оберег для дома. Её ставили в северный угол избы. Она охраняла и приносила благополучие дому.

Куклам приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, даже помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы передавались из поколения в поколение, вместе с приёмами изготовления.

Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться, и многому другому, что пригодиться в жизни. Такую куклу мог сделать ребёнок 5 лет. Вы заметили, что все куклы не имеют лица. По старинным поверьям считалось, что «Если не нарисуешь лицо, то не вселиться нечистая сила, и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда».

Входит ребёнок в костюме домовёнка или от лица куклы – домовёнка, говорит воспитатель

Воспитатель: Кто – то шуршит?

Домовёнок: - ой, ой, ой проспал, наверное самое интересное пропустил. Здравствуйте, я домовёнок.

Воспитатель: Да что ты так переживаешь?

Домовёнок: Я игру приготовил хотел с вами поиграть

Воспитатель: Да не расстраивайся, самое время для игры

Физминутка: Дети и взрослые играют в коми народную игру с платками.

(Двое взрослых - держат платок, а дети - по кругу, под музыку проходят под ним. Как только музыка заканчивается, взрослые опускают платок, дети, попавшие под платок, выходят в круг и танцуют коми движения, остальные хлопают.)

Домовёнок: А про что вы сегодня разговаривали? (Дети.)

Ой, я же для вас подарок приготовил

Эту куклу - берегиню,

Любит издавна народ.

Если в доме есть она

Беда, печаль вам не страшна.

Эту куклу вам вручаю,

И от всей души желаю:

Пусть она вас бережет,

Счастье в дом ваш принесет!

А мне пора, до новых встреч.

Подарил нам Домовёнок куклу обереговую, да только вот беда, кукла – Крупеничка одна, а вас посмотрите как много, как же быть, что делать? (варианты детей)

Воспитатель: Ребята, а хотите, мы вместе с родителями такую куколку? (Да, хотим.) Здорово!

Воспитатель. Я приглашаю вас в мастерскую, но чтобы нам туда попасть нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись в мастерской окажись».

А вот и волшебная мастерская.

Сегодня мы все вместе сделаем куклу-оберег «Крупеничку».

Как вы думаете, из чего она сделана?

Дети. Из ткани.

 Правильно! Это народная игрушка кукла-оберег Крупеничка. Она сделана из ткани, а ещё что интересного можете отметить про эту куклу.

Дети взрослые рассматривают схемы

Воспитатель: Дети. Кукла тяжёлая, шуршит!

Кукла сделана из ткани, а внутри у неё крупа. Вот поэтому её назвали Крупеничка.

 Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей.

Раньше, да и в наше время люди верят, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Крупу кладут разную: гречиху- на сытость и богатство, рис- самое дорогое зерно- на праздник, перловка - на сытость, овёс- на силу. Можно все крупы положить. На дно куклы кладут монетку.

 Сегодня, русские и коми народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.

Воспитатель: Приступаем к работе. Нам понадобиться: ткань белая, ткань цветная, тесьма, нитки и крупа, монетка. Всё это у вас на столах.

 Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовании режущих и колющих предметов. По этой же причине тряпочки и нитки для изготовления кукол готовились заранее.

Воспитатель: показывает последовательность изготовления куклы, сопровождая свои действия словами и слайдами:

  1. Берем белый лоскут и складываем его на три части, завязываем внизу узелок, выворачиваем;
  2. В полученный мешочек кладем монетку, насыпаем крупу, завязываем нитками (тело);
  3. Мешочек делим на три части, 1/3 перевязываем ниткой - это голова
  4. Берем цветной лоскут, заворачиваем изнаночной стороной, полтора сантиметра перевязываем ниткой, выворачиваем на лицо (юбка);
  5. Берем тесьму, посередине перевязываем ниткой, отгибаем (передник);
  6. Берём два одинаковых по цвету лоскутка, скручиваем в трубочку, прикладываем с обеих сторон и перевязываем ниткой - это руки
  7. На голову прикладываем тесьму, завязываем косынку.

Наша кукла - «Крупеничка» готова.

Самостоятельная работа детей и родителей.

Воспитатель оказывает посильную помощь, показывает слайды последовательности изготовления куклы.

Итог:

В. Я предлагаю вам сделать солнышко из наших кукол. Солнышко у коми народа – это тепло и добро (дети и родители выкладывают солнышко по кругу).

Давайте вместе попросим солнце, одарить наших кукол своей теплотой и любовью.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Наших кукол обогрей!

В. Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?

(она мягкая, теплая, добрая, красивая)

Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!

Рефлексия.

1. Где мы с вами сегодня побывали?

2. Чему мы научились?

3. Что для вас было самым трудным?

4. Какое сейчас у вас настроение?

Понравилось вам наше путешествие?

Ребята и взрослые большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у каждого из вас в доме появится кукла – оберег Крупеничка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по ручному труду (работа с природным материалом) с детьми подготовительной группы.

В конспекте расскрывается последовательность изготовления панно из природного материала по сказке "Колосок" с детьми подготовительной группы....

конспект совместной деятельности по ручному труду- оригами

конспект совместной деятельности - использование техники оригами  для детей старшей логопедической группы...

Конспект совместной деятельности по ручному труду

Конспект занятия-путешествия "Ходят волны кругом вот такие"  с элементами  обучения оригами....

Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной группы коррекционной направленности на тему: «Мебель»

КонспектСовместной деятельностипо познавательно - речевому развитиюс детьми подготовительной логопедической группына тему:«Мебель»...

Конспект совместной деятельности по ознакомлению с родным городом в подготовительной группе на тему "Петербургский Эрмитаж"

В данном конспекте освещается знакомство детей с музеем Эрмитаж, одним из залов "Рыцарский зал" и с экспонатом "Часы "Павлин""...

Методическая разработка . Конспект совместной деятельности с детьми по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»

Программное содержание:Продолжать учить детей составлять рассказ (описательный, повествовательный), побуждать их высказывать свои мысли, внимательно слушать своих сверстников. Развивать воображение, р...

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе Тема: «Кукла-оберег Филипповка»

Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие....