Самообразование на 2024-2025 учебный год
рабочая программа (старшая группа)

Алишихова Умуят Хасаевна

Самообразование на 2024-2025 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_2024-2025_god.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по теме самообразования:

 

«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

на 2024 – 2025 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Алишихова У.Х ..

 

 

.

Актуальность выбранной темы:

 

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.

Повышение интереса к опыту нравственного воспитания - следствие трех взаимосвязанных причин.

Во-первых, в образовании происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы, как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем, такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.

Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.

В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы.

     Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. Вопросам нравственности в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание.  По мнению выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л.Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

       Старший дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей. В это время у детей активно формируются первые представления о хорошем и плохом, навыки поведения. А.И. Герцен утверждал, что  дети начинают рано чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.

       «Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали», - это определение дал педагог И.П. Харламов.

       Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно   происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает  внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.

       В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы  по нравственному воспитанию детей подготовительной группы, средствами   художественной литературы.

Цель: 

  • воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе;
  • повысить своё профессиональное мастерство.

 

Задачи:

  • Изучить  и  проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
  • Формировать представления  у детей о  нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
  • Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  • Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
  • Составить картотеку игр - драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

 

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

 

Этапы  работы по самообразованию:

  • Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
  • Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
  • Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
  • Представление опыта работы по теме: май

 

 

Ожидаемые результаты для детей:

  • у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;
  • разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
  • у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
  • разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;
  • умение  бережно относится к книге и  доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

 

Ожидаемые результаты для воспитателя:

  • повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  в развитии у детей нравственных качеств.
  • повышение  уровня знаний и умений  дошкольников при работе с  русскими народными сказками, мотивации  к  учению  художественной литературой;
  • воспитание положительных взаимоотношений между детьми  - умение  работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

 

Организация детской деятельности.

  • Образовательная деятельность
  • Совместная деятельность взрослого и детей;
  • Самостоятельная деятельность детей.

 

Формы предоставления результатов:

Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:

  • данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь,май).
  • Работы с родителями (консультации, совместные занятия);
  • отчета по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете

 

Срок реализации: 1 год

 

План работы с детьми

Сентябрь

«Я и моя семья»

В.Осеева «Волшебное слово»

-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;

-развитие умений делать выводы;

-воспитание чувства гордости за свои поступки

 «Дары осени»

Ю. Тувим «Овощи»;

Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»

- ознакомление детей с видами овощей;

-развитие памяти;

- содействование трудовому воспитанию.

«Золотая осень»

С. Михалков «Веселый турист»;

«Осень в лесу»

-ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу;

-развитие воображения детей;

-воспитание желания оберегать окружающую природу

 

Октябрь

«Родная земля – кормилица – хлеб»

Сказка «Колосок»;

А. Мусатов  «Откуда хлеб пришел»;

Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом»

-ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;

-способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью.

-воспитание желания трудиться

«В гостях у бабушки Ульяны»

Сказка «Жихарка»;

Ш. Перро «Красная Шапочка»;

-ознакомление с русскими народными и авторскими сказками;

-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;

-воспитание культуры поведения с незнакомцами

«Наш город»

С. Михалков «Овощи»;

Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;

Сказка «Лисичка со скалочкой»

-развитие воображения детей;

-воспитание ответственности и порядочности

«Домашние животные»

Сказка «Три поросенка»,

Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,

М. Пришвин «Журка»,

К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»

-ознакомление детей с рассказами о животных;

- развитие памяти;

-воспитание желания заботиться о братьях наших меньших

 

Ноябрь

«Труд взрослых в детском саду»

А. Карандашова «Большая стирка»,

Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

А. Фомин «Подружки»

-ознакомление детей с трудом взрослых;

- развитие умения делать выводы;

-содействование трудовому воспитанию

«Уголок природы»

Л. Толстой «О людях больших и маленьких»,

Т. Шорыгина «Рыбы», «Как карасик в пруд попал»,   Сладков «Карась»

-расширение представлений о нравственных качествах;

- развитие воображения детей;

-воспитание умения вести себя в обществе

 

«Поздняя осень (живая и неживая природа)»

С. Воронин «Трусишка»

-углубление представлений о жизни животных;

-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;

-воспитание в детях единства слова и дела

«Уроки Здоровейки»

К. Чуковский «Айболит»,

Е. Зайцев «Уроки Айболита»

-продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский;

-развитие памяти;

-воспитание желания помогать другим

 

Декабрь

«Начало зимы (неживая природа, растительный мир)»

Л. Воронкова «Хитрый снеговик»,

И. Суриков «Зима»,

А. Барто «Елка»,

Н. Некрасов «Мороз – воевода»,

З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,

Я. Аким «Первый снег»,

И.С. Никитин «Встреча зимы»

-продолжение формирования у детей понятий смены времен года;

-способствование развитию произвольного внимания;

-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности

«Бытовая техника»

К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон»

-ознакомление детей с произведениями К. Чуковского;

-развитие эмоционального отношения детей к персонажам;

-воспитание желания делать работу самостоятельно и своевременно

 

«В мире сказок»

«Лисичка – сестричка и серый волк»,

«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,

С. Козлов «Зимняя сказка»

А, И. Одоевский «Мороз Иванович»

-углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;

-способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам;

-разъяснение сущности моральных норм

«Новый год в городе»

С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»

-расширение представлений детей о праздновании Нового года;

-развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;

-обеспечение нравственного воспитания

 

         Январь

«Дикие животные зимой»

С. Маршак «Детки в клетке»,

«Где обедал воробей»,

Е. И. Чарушин «Что за зверь»

-обучение детей слушанию стихотворного текста;

-способствование развитию произвольного внимания;

-воспитание желания бережно относиться к живым существам

«Предметы быта: посуда»

С. Могилевская «Поваренок Люли»,

Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;

С. Капутикян «Маша обедает»

-выявление специфики работы с посудой;

-развитие умения логически излагать мысли;

-содействие трудовому воспитанию

 

 

«Зимующие птицы»

М. Пришвин «Лесные хоромы»,

В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,

З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»

-подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;

-развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года;

-воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту

 

Февраль

«Транспорт»

Б. Житков «Что я видел»,

З. Александрова «Светофорчик»,

 «Маша и медведь"

-обучение детей внимательности и аккуратности через произведения;

-развитие самостоятельности мышления;

-воспитание культуры поведения

«Наша армия»

В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,

З. Александрова «Дозор»,

 А. Барто «На заставе»

-ознакомление детей с произведениями на военную тематику;

-развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;

-воспитание чувства гордости за свою страну

«Наши папы»

А. Барто «Есть такие мальчишки»,

С. Сахарнов «Самый лучший пароход»

-Ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста;

-развитие умения слушать не перебивая;

-воспитание патриотизма и ответственности за себя и других

 

«Зимние развлечения, забавы»

А. Барто «Девочка чумазая»,

К. Чуковский «Мойдодыр»

-обучение детей быть опрятными с раннего возраста;

-развивать у детей желание всегда иметь аккуратный внешний вид;

-воспитание умения слушать других, не перебивая

 

Март

«Праздник мам»

Л. Квитко «Бабушкины руки»,

С. Михалков «А что у вас?»,

Е. Благинина «Вот какая мама»,

М. Карим «Эту песню мама пела»

А. Аким «Кто кому кто?»

Г. Бойко «Март»,

С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

-расширение представления детей о празднике 8 марта;

-развитие желания помогать своим мамам;

-воспитание чувства гордости за свою маму

«Наши добрые дела»

В. Осеева «Хорошее»,

А. Барто «Медвежонок – невежа»,

«Два жадных медвежонка»

-продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом;

-развитие умений детей выражать свои эмоции;

-воспитание чувства коллективизма

«Вежливость»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

А. Барто «Младший брат»,

К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

-обучение детей понятиям вежливости и гуманизма;

-развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;

-воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали

«Ранняя весна и ее признаки»

И. Соколова – Микитина «Весна – красна»

-ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов;

-развитие фантазии воспитанников;

-воспитание желания оберегать природу

 

Апрель

«Уроки Здоровейки»

Р. Ротенберг «Расти здоровым»,

В. И. Мирясова «Таня и мячик»

- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни;

-развитие желания заниматься спортом;

-воспитание чувства ответственности за свое здоровье

«Космос»

И. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,

Е. Баруздин «Как мы на ракете летали»,

Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,

«Жил был звездочет»

-продолжение ознакомления детей с космосом;

-развитие желания узнать побольше о других планетах;

-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина

 «Домашние животные»

Т. Шорыгина «Моя корова»,

Е. Чарушин «Собака»,

Е. Благинина «Щенок»,

Л. Толстой «Котенок»,

 В. А. Сухомлинский «Старый пес»,

С. Маршак «Усатый – полосатый»

- ознакомление детей с жизнью животных;

-развитие желания помогать и защищать домашних животных;

-воспитание бережного отношения ко всему живому

 

Май

Мониторинг

- выявить уровень развития детей

 

   

Алгоритм работы с книгой

1.     Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.

2.     Чтение

3.     Беседа и рассматривание иллюстраций.

4.     Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя 2024-2025 уч.г.

Повышение профессионального уровня, повышение эффективности реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС посредством подвижных игр....

План по самообразованию на 2024-2025 учебный год

План по самообразования тьютора на 2024-2025 учебный год....

План самообразования на 2024-2025 учебный год "Коррекция связной речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обуче...

Отчет по самообразованию за 2024-2025 учебный год

laquo;Нравственное воспитание дошкольников средствами сказок»...