Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе "Наша русская Матрешка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Зарипова Ася Пикаливна

Цель: формирование патриотического воспитания у дошкольников посредством ознакомления с русской игрушкой – матрешкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_russkaya_matreshka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

в старшей группе «Наша русская матрёшка»

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое.

Цель: формирование патриотического воспитания у дошкольников посредством ознакомления с русской игрушкой – матрешкой.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей создания русской матрешки;
  • Знакомить с видами матрешек, с их характерными особенностями;
  • Учить создавать образ матрешки с помощью коллективной работы.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес к матрешке;
  • Расширять и обогащать словарь по теме;
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки, неофициального символа России;
  • Воспитывать любовь к народному искусству;
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении коллективной работы;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к изделиям народных мастеров.

Предварительная работа: беседы с детьми о государственных символах России, рассматривание иллюстраций и энциклопедий о России

Словарная работа: матрешка – неофициальный символ России.

Материалы и оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук;
  2. Образовательные ресурсы: видео-презентация «История русской матрешки», аудиозапись «Матрешки – минус для детского сада»;
  3. Дидактическое оборудование: разные виды матрешек;
  4. Прочее: салфетки, ножницы, клей, простые карандаши, шаблоны цветов, цветная бумага.

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент

Стоя в кругу

Приветствие «Мой друг»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Дети присаживаются на ковер в круг

- Ребята, а все ли из вас знают в какой стране мы с вами живем? Как она называется?

- Правильно, в России! И в нашей стране, как и в других странах, есть свои символы. Какие символы вы знаете?

- Молодцы, очень хорошо, что вы знаете символы нашей страны! Флаг, герб и гимн – это государственные символы нашей страны. А есть еще неофициальные символы – это, например, береза, самовар, балалайка, валенки, медведь. И сегодня я хочу вас познакомить с еще одним символом нашей страны. Но для этого я загадаю вам загадку, с помощью которой вы узнаете, что за эта символ.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …..(Матрёшка).

- Правильно! Да, это еще один символ нашей страны! И сегодня мы с вами познакомимся с историей русской матрешки. Приглашаю вас сесть на стульчики перед экраном.

Дети рассаживаются на стулья перед экраном, стулья заранее расставлены.

  1. Основной момент

Показ презентации «История игрушки – матрешка»

- Матрешка – уникальная народная игрушка, она наряду с русской березкой и русским самоваром, стала символом России, символом земли русской. Матрешка – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. А теперь я расскажу, откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите и запоминайте.

- Матрешка – это русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. Изображает она русскую девушку. Художник нарисовал ей красивое лицо – черные брови, румяные щечки, длинные ресницы.

- Появилась первая матрешка давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца, старичка ФУКУРУМУ. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

- Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Решили они выточить такую же русскую куклу. Токарь Василий Звездочкин выточил фигурку из деревянного бруска на токарном станке. Материал для матрешек брали липу или березу. Деревья спиливали, очищали от коры, пилили на бревна, высушивали, делали заготовки будущей матрешки. Сначала вытачивали самую маленькую. Затем больше, еще больше…

- Затем художник Сергей Малютин росписал матрешку. Кукла получилась на удивление русской. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух. Художники постарались на славу. Так и хотелось назвать ее русским именем. Но как? Кто-то увидев новую игрушку, воскликнул: «Хороша! Типичная Матрена! Матреша!» И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать.

- Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: 6 девочек и 2 мальчика, все разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Все фигуры отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала младенца.

Виды матрешек.

- Существуют следующие виды матрешек: загорская; семеновская; полхов-майданская; вятская; тверская; авторская; сюжетная. Матрешки отличались друг от друга, потому что мастера каждого центра кустарного производства игрушек имели свою технологию изготовления и росписи.

1. Загорская матрешка чем-то похожа на первую русскую матрешку. Она так же наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы тремя точками: две вверху, одна внизу. Платок у загорской матрешки завязан узлом. У загорских матрешек расписывают сарафан, платочек. Узоры очень простые.  Они расписаны простыми цветами, листочками и точками.  Обычно используют три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий.  Контуры рисунка обводят черным цветом.

2. Семёновская матрёшка.  В отличие от загорской, у нее много незакрашенного места.  Самая нарядная часть – фартук с яркими цветами. В росписи семеновской матрешки используют всего три цвета – красный, жёлтый и зелёный. У семёновской матрёшки не всегда прописаны ручки и нет дополнительных деталей.  По количеству в наборчике этих куколок всегда было много. Семёновские барышни в ярких сарафанах всегда держат в руках пышный букет цветов. Семеновская матрёшка была почти в каждой семье. Это не означает, что она самая лучшая, просто она самая массовая.

3. Полхов-Майданская матрешка. Эта матрёшка самая цветастая, но и самая грубо прописанная. У неё часто отсутствуют в рисунке ручки, нет дополнительных деталей. Вместо сарафана и передника – широкий овал, весь заполненный крупными розонами, колокольчиками, яблочками и кудрявыми листочками.

У матрешек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы. Нет сарафана и фартука, вместо этого – условный овал на двухцветном фоне: вверх - красный или желтый, низ – зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. И главное отличие: мастера выводят на каждой матрешке свои любимые большие розово-малиновые цветы шиповника.

4. Вятская матрешка. У вятской матрешки характерна особая прорисовка глаз: пышные, ресницы, круглый черный зрачок, который сливается с линией века. Также вятскую матрешку отличает плоский орнамент и отсутствие мелких деталей. В оформлении обычно используются красный, синий, зеленый цвета.

5. Тверская матрешка. Тверская матрешка отличается стройностью. Мастерство токарей позволяет вытачивать деревянных кукол с тонкими как скорлупа стенками, которые расписывают золотыми и серебряными узорами. Тверскую матрешку одевают в нарядный сарафан, крупные бусы, передник расписывают темным фоном с яркими цветами и листьями, роспись стилизована под хохлому. Головной убор богато украшен позолотой.

6. Авторская матрешка. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет Сегодня можно встретить и матрешки, расписанные под гжель, жостово, хохлому, палех. Таким образом, нынешняя матрешка как бы концентрирует все богатство художественных традиций русского прикладного искусства, оставаясь современной.

7. Сюжетная матрешка. Может изображать как отдельного персонажа или всех героев, задействованных в сказке, так и быть иллюстрацией сцен действия.

Коллективная работа «Украсим матрешке сарафан»

- Ребята, я для вас нарисовала матрешку, но украсить ей сарафан я совсем не успела. Украсим сарафан нашей матрешке цветами? Тогда берем стулья и ставим их за столы. Но вам, ребята, пока садится не нужно, давайте сделаем с вами зарядочку танцевальную, как матрешки.

Физкультминутка «Веселые матрешки»

Хлопают в ладошки

Веселые матрешки, (хлопки в ладоши)

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (топают ножками)

Сарафаны пестрые, (руки на пояс, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (наклоны головой влево - вправо)

Влево, вправо наклонись (наклоны в стороны)

Всем знакомым поклонись.

Дети усаживаются за столы, на которых лежат шаблоны цветов, цветная бумаги разных цветов, простой карандаш, клей, ножницы.

- Ребята, попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки цветами.

- Для начала вам нужно с помощью шаблона обвести цветок простым карандашом на цветной бумаге, затем вырезать его, наклеить серединку цветка, а потом наклеить готовый цветок на сарафан матрешки.

Выполнение коллективной работы.

- Какие вы молодцы, ребята, какая славная матрешка у нас получилась.

  1. Рефлексия

- Дети, а давайте вспомним с каким неофициальным символом России вы сегодня познакомились?

- А из чего матрёшка сделана?

- Что вы можете сказать про матрешек?

- Как она появилась, и кто его смастерил?

- Что еще интересного мы сегодня с вами делали?

- А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

- Ребята, а вам сегодня было легко или сложно на занятии, может вы что-то упустили, или было трудно вырезать цветок?

- Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали, из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"

-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об  оружии  древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе "...И нет тебя милее и дороже, родная русская земля"

Цели: закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн.  знания  о природе России, традициях,  русских народных инструментах. воспитывать у детей интерес к истории своей стра...

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»....

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....

Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;вовлекать детей в разговор во время рассмат...